Термодинамика и теплотехника к началу XX века представляли собой сформировавшиеся мощные отрасли пауки. В промышленности накопился большой опыт эксплуатации тепловых двигателей. Назрела возможность создания компактного, экономичного торпедного двигателя. Тактика настоятельно требовала увеличения дальности хода и повышения скорости торпед. Большинству флотских специалистов было ясно, что двигатель, работающий на холодном воздухе высокого давления не позволит развить достаточно высокой скорости торпед. Было ясно также, что запас сжатого воздуха в объеме воздушного резервуара торпеды представляет собой такое ограниченное количество энергии, которое не позволяет добиться значительного увеличения дальности хода без изменения рабочего процесса в двигателе.
Эти обстоятельства обусловили появление весьма важного в истории торпед устройства — подогревательного аппарата.
До настоящего времени изобретение подогревательного аппарата связывалось с именами Содо, Армстронга, Гестежи, предложившими его в период 1905—1906 годов, а внедрившими только к 1908—1909 годам и позднее.
Но фактические материалы и документы по данному вопросу свидетельствуют о том, что еще в 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил разработанный им подогревательный аппарат. Проект был подкреплен достаточно убедительными расчетами и получил одобрение командования. Назаров с полной убедительностью показал, какие тактические преимущества даст применение его изобретения в торпедах.
В период с 1899 по 1904 год Назаров представил в Морской Технический Комитет ряд докладов, по которым можно составить полное представление о процессе вызревания его идеи теплового двигателя вплоть до определенной конструкции.
Так. например, он пишет в 1899 году: "Чтобы избежать:.. вредного охлаждения машины, надо... подогревать воздух перед поступлением его в машину... Подогреть воздух можно, пропуская его через змеевик, помещенный в паровике маленького котла, или помещая змеевик с паром в резервуар с воздухом...".
Проект И. И. Назарова был дан на отзыв тогда еще молодому ученому А. Н. Крылову и получил его одобрение.
Алексей Николаевич писал в своем отзыве:
«... Предлагаемое капитаном 2 ранга Назаровым подогревание воздуха представляет вопрос весьма важный... опыты показали, что удвоение работы уже достигнуто. Теоретически возможно ожидать и значительно большей выгоды. Все зависит от деталей разработки и исполнения...».
В 1900 году Назаров докладывал, что «Выделка подогревателя и производство опытов могут быть совершены в Севастополе в минной мастерской... если увеличить давление в резервуарах... и температуру воздуха в подогревателе выше 400°С, то дальность... возрастет.
Таким образом путь для увеличения дальности не представляется закрытым, и средства к этому не представляются исчерпанными до конца».
В 1902 году Назаров представил отчет по проведенным им опытам с подогревателем воздуха. Уверенный в правильности избранного направления работы, Назаров пишет:
«Опыты сжигания спирта в сжатом воздухе на пути от резервуара к машине, проведенные... в текущем 1902 году, показали, что:
1) устройство приспособления для такого сжигания спирта вполне возможно;
2) энергия сжатого воздуха увеличивается при таком сжигании более чем в 2 раза.
Поэтому применять к минам (торпедам. Н. С.)... такое сжигание спирта вполне возможно и желательно, ибо от этого увеличатся ценные боевые качества мины, именно скорость и дальность».
Необходимо заметить, что объяснение физической стороны процесса в двигателе и подогревательном аппарате при использовании в качестве рабочего тела продуктов сгорания дано Назаровым с большим знанием дела и состояния вопроса.
Приводим чертеж подогревательного аппарата, представленный в одном из докладов Назарова. Чертеж относится к разработкам 1902—3 гг. (рис. 1).
Примерно в те же годы, когда Назаров разрабатывал свой у подогревательный аппарат, лейтенантом Данильченко был предложен проект теплового двигателя для торпед - газовая турбина.
В целях повышения скорости торпед Данильченко предложил использовать газовую турбину, работающую на продуктах сгорания пороха таким образом, что «.. .в камере производятся автоматически взрывы патронов с бездымным порохом и полученные газы по трубкам направляются на лопатки маховика (колесо турбины. И. С.)».
Данильченко полагал, что с применением его двигателя может быть достигнута высокая скорость торпед. Он пишет: «Проектируемый мотор даст возможность очень упростить механизмы самодвижущихся мин, укоротить их на длину резервуара сжатого воздуха и сообщить им максимальную скорость. . .».
В программу минных опытов 1902 года на Черном море был включен пункт 23, гласящий: «Произвести испытание порохового турбомотора, предложенного лейтенантом Данильченко для движения мин».
Приводим фотоснимок с чертежа турбины, разрабатывавшейся лейтенантом Данильченко.
- Автор изобретения предполагал, что в камере В накапливаются продукты сгорания пороховых шашек. Струи газа подаются помощью сопел DD на колесо А турбины (рис 2).
Нет необходимости доказывать как смел был проект Данильченко: только в настоящее время, т. е. спустя 45 лет, газовые турбины приобретают промышленное значение выйдя 3—4 года тому назад из состояния лабораторных исследований.
Однако дальнейшая судьба изобретения Данильченко неизвестна — флот не получил торпеды с газовой турбиной, а об изобретателе стало известно только теперь по архивным документам.
Первые же образцы торпед, в которых был применен подогревательный аппарат, на испытаниях показали значительное повышение скорости (30 — 35 узлов) и увеличение дальности 1 хода (3 — 4 тыс. метров).
Вновь возник вопрос о приведении в соответствие длительности и точности работы приборов управления с возросшими дальностью и скоростью хода торпед.
Необходимо было разработать устройство, которое позволило бы удлинить время действия гироскопа и вместе с тем обеспечить достаточно высокую точность хода торпеды по направлению.
В 1911 году в гироскопический прибор торпеды было внесено существенное изменение — дополнительное дутье на волчок,— что привело к заметному удлинению времени работы гироскопа.
Гироскопический прибор с дополнительным дутьем позволил значительно увеличить дальность хода торпеды, при этом точность хода по направлению оставалась в пределах, допускаемых практикой торпедной стрельбы.