Rus. каравелла << Fr. caravelle. Средиземноморское парусное судно 14 -17-го вв.
Eng. caravel << ME. carauell << Fr. caravelle.
Ger. Karavelle
Du. karveel
Lat. carabus << Gr. καραβος.
Fr. caravelle << (1462) carvelle << (1438) caruelle << Ptg. caravela.
It. caravella
Sp. carabela
Ptg. caravela << Lat. carabus.
«Каравелла» - этим термином обозначались суда различных типов; термин широко применялся в разное время и в разных странах. Происхождение термина «каравелла» следующее.
Версия № 1. У древних греков был термин καραβος, и обозначал он первоначально вид некоего колючего морского краба. Откуда термин καραβος (краб) появился в греческом, лингвисты не выяснили, но по звучанию они предполагают, что из арабского языка, там есть похожий термин «quarib». Потом греки сплели из прутьев каркас лодки и обтянули ее сырыми бычьими шкурами. Лодка получилась удачная - легкая, прочная и водонепроницаемая. Поскольку лодка получилась круглой формы и она напоминала того самого краба, лежащего на спине, то это суденышко так и назвали - καραβος (лодка, краб). Из греческого термин перешел в латинский, в виде carabus (краб; плетеная лодка, обтянутая кожей), а из Lat. carabus >> Ptg. caravela (тип судна). Кстати, от греческого термина καραβος произошел и русский термин «корабль».
Версия № 2. У мавров на Средиземном море было маленькое судно типа «carabo», а португальцы позаимствовали этот тип судна, построили похожие, и назвали эти суда общим термином «caravela». Вероятнее всего, если позаимствовали тип судна, то там же позаимствовали и термин, которым этот суда этого типа определялись.
То, что суда, обозначаемые одним и тем же термином, были и у греков, и у арабов, и у римлян, и у португальцев – в этом никто не сомневается. А вот, кто и у кого позаимствовал термин – об этом у специалистов разные мнения. Но, в любом случае, все получилось удачно, и вскоре на каравеллах европейцы открыли полмира. В разное время и у разных народов термин «каравелла» обозначал следующие понятия.
1. Древняя Греция. Там была построена лодка, каркас которой сплели из прутьев и обтянули кожей животных. Лодка получила родовое имя «καραβος».
2. Мавритания. Арабы ходят по Средиземному морю на судах, которые обозначаются термином «carabo». Это были небольшие, длинные и узкие, плоскодонные суда; использовались они для прибрежного плавания, для ловли рыбы, и для погрузки\разгрузки крупных судов. Они имели одну-две-три мачты, на которых несли латинские паруса. Суда эти имели низкую остойчивость, но они были очень маневренными, быстроходными и хорошо пересекали полосы прибоя. Мавры имели много таких судов.
Из испанской хроники 1342-го года известно, что на таком судне привозили за один раз из Африки в Испанию 50-60 лошадей. Кроме того, в Средиземном море ходили суда типа «caraba»; это были мелкие суда, похожие на «carabo», но использовались они, в основном, мавританскими пиратами для морского разбоя.
3. Римская империя. Там была построена лодка, каркас лодки был сплетен из прутьев, и обтянута она была сырыми шкурами животных. Лодки этого типа обозначались термином «carabus».
4. В 13-м веке, в Португалии были построены маленькие парусные суда, рыболовные и каботажные, португальцы ходили на них по западной части Средиземного моря, вплоть до Италии, а также выходили в Атлантический океан и поднимались на север вдоль западных португальских берегов. Суда эти назывались каравеллами. Они имели округлую носовую часть и квадратную корму. Их водоизмещение достигало 25 – 60 т., иногда и больше; мелкие каравелы были открытыми, а более крупные имели палубу. Каравеллы имели две – три мачты с латинскими парусами. Иногда ставилась и 4-я мачта - маленькая фок-мачта, с прямым парусом. С началом океанских путешествий водоизмещение каравелл увеличилось до 150 тонн.
5. В 1420-м году на каравеллах португальцы начали эпоху Великих геогр. открытий. Суда эти были очень мореходными и маневренными, как под парусом, так и на веслах. Они имели малую осадку, а это важно, когда заходишь в устье незнакомой реки. На палубах каравелл размещались артиллерийские орудия. Вот поэтому, каравелы и оказались самыми подходящими судами для плавания вдоль западных берегов Африки.
Первым, самым известным и заслуженным в деле мореплавания был португальский принц (infante) Enrique (1394 – 1460). Его роль в развитии португальского мореплавания похожа на роль Петра 1-го в развитии мореплавания российского. Он был главным «организатором и вдохновителем» всех этих походов, и к его имени люди по праву присоединили определение «Мореплаватель», хотя сам он в длинные рейсы не выходил. Генрих Мореплаватель навеки вошел в историю мореплавания.
Кроме него туда вошли десятки, если не сотни, славных португальских, испанских и итальянских мореплавателей, среди которых - Васко-да-Гама, Колумб, Магеллан, Америго Веспуччи…
6. Вот главные размерения испанской каравеллы «Niña»: длина наибольшая 21.44 м; длина палубы 20.10 м; ширина 6.44 м; высота борта 2.80 м; осадка 1.78 м; водоизмещение 52.7 т. Это была типичная двухмачтовая средиземноморская каравелла, обе мачты несли латинские паруса; Niña была флагманским судном Колумба в трех его трансатлантических путешествиях, и она прошла под командованием адмирала 25 тысяч миль.
7. В самом конце 15-го века Васко да Гама совершил свое путешествие в Индию; в его караване была одна каравела – «Berrio», водоизмещением 60 тонн, и два судна типа «nao», 100 т. и 120 т. водоизмещением. Все эти суда несли прямые паруса.
8. Для дальних трансатлантических переходов в Америку каравеллы оказались менее выгодны, чем суда с прямыми парусами. Тогда и появились суда типа «nao» и типа «galeon». Это были более крупные трехмачтовые суда с прямыми парусами. На дальних переходах с постоянным попутным ветром они оказались более выгодны, чем каравеллы. Однако, каравеллы ходили по морям вплоть до второй половины 18-го века, после чего исчезли окончательно.
9. Интересно отметить, что в 19-м веке торговые шхуны типа «goleta» бороздили моря и океаны, и по своим характеристикам они были очень похожи на каравеллы.
10. В наши дни арабские суда типа «sambuk» ходят вдоль восточных берегов Африки, в Красном море и в Персидском заливе. Они имеют одну или две мачты, на которых несут латинские паруса, и по парусному вооружению эти суда очень похожи на каравеллы.
10. В средние века итальянцы словом «каравелла» называли турецкие военные фрегаты. Артиллерийское вооружение таких каравелл доходило до 40 орудий. А в Тунисе каравеллами называли военные корабли до 300 тонн водоизмещения, с прямыми парусами и 40 орудиями.
11. В Англии каравеллами назывались также малые посыльные суда для связи, для доставки на большие корабли депеш и приказов.
12. Во Франции каравеллами назывались малые рыболовные суда определенного типа. Такие суда имели длину 12 – 13 м, ширину – 4 м, две мачты, из них гротмачта была до 18 м. высотой, водоизмещение – до 25 тонн.
10.03.2013.