• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания



  • Морские рассказы

    Ткаченко Николай Адамович,
    капитан дальнего плавания




    Каравелла

     

     

    Rus.  каравелла  <<  Fr caravelle.  Средиземноморское парусное судно  14 -17-го вв.                                                                                                                                          

    Eng.  caravel  <<  ME.  carauell  <<  Fr. caravelle.                                                                                                                                                     

    Ger.  Karavelle                                                                                                                                                   

    Du.  karveel                                                                                                                                                         

    Lat.  carabus  <<  Gr. καραβος.                                                                                                                       

    Fr.  caravelle  <<   (1462) carvelle  <<  (1438)  caruelle  << Ptg.  caravela.                                                                                                                                                        

    It.  caravella                                                                                                                                                      

    Spcarabela                                                                                                                                                     

    Ptgcaravela  <<  Latcarabus.

     

    «Каравелла» - этим термином обозначались суда различных типов;  термин широко применялся в разное время и в разных странах.  Происхождение термина «каравелла» следующее.                                                                             

    Версия № 1.  У древних греков был термин καραβος, и обозначал он первоначально вид некоего колючего морского краба.  Откуда термин καραβος (краб) появился в греческом, лингвисты не выяснили, но по звучанию они предполагают, что из арабского языка, там есть похожий термин «quarib». Потом греки сплели из прутьев каркас лодки и обтянули ее сырыми бычьими шкурами.  Лодка получилась удачная - легкая, прочная и водонепроницаемая.  Поскольку лодка получилась круглой формы и она напоминала того самого краба, лежащего на спине, то это суденышко так и назвали - καραβος (лодка, краб).  Из греческого термин перешел в латинский, в виде carabus (краб; плетеная лодка, обтянутая кожей), а из Lat carabus  >>  Ptg caravela (тип судна).  Кстати, от греческого термина  καραβος произошел и русский термин «корабль».

    Версия  № 2.  У мавров на Средиземном море было маленькое судно типа «carabo», а португальцы позаимствовали этот тип судна, построили похожие, и назвали эти суда общим термином «caravela».  Вероятнее всего, если позаимствовали тип судна, то там же позаимствовали и термин, которым этот суда этого типа определялись.

    То, что суда, обозначаемые одним и тем же термином, были и у греков, и у арабов, и у римлян, и у португальцев – в этом никто не сомневается.  А вот, кто и у кого позаимствовал термин – об этом у специалистов разные мнения.  Но, в любом случае, все получилось удачно, и вскоре на каравеллах европейцы открыли полмира. В разное время и у разных народов термин «каравелла» обозначал следующие понятия.

    1.  Древняя Греция. Там была построена лодка, каркас которой сплели из прутьев и обтянули кожей животных.  Лодка получила родовое имя «καραβος».

    2. Мавритания.  Арабы ходят по Средиземному морю на судах, которые обозначаются термином «carabo».  Это были небольшие, длинные и узкие, плоскодонные суда; использовались они для прибрежного плавания, для ловли рыбы, и для погрузки\разгрузки крупных судов.  Они имели одну-две-три мачты, на которых несли латинские паруса.  Суда эти имели низкую остойчивость, но они были  очень маневренными, быстроходными и хорошо пересекали полосы прибоя.  Мавры имели много таких судов. 

    Из испанской хроники 1342-го года известно, что на таком судне привозили за один раз из Африки в Испанию  50-60 лошадей.  Кроме того, в Средиземном море ходили суда типа «caraba»;  это были мелкие суда, похожие на «carabo», но использовались они, в основном, мавританскими пиратами для морского разбоя.

    3. Римская империя.  Там была построена лодка, каркас лодки был  сплетен из прутьев, и обтянута она была сырыми шкурами животных.  Лодки этого типа обозначались термином «carabus».

    4. В 13-м веке, в Португалии были построены маленькие парусные суда, рыболовные и каботажные, португальцы ходили на них по западной части Средиземного моря, вплоть до Италии,  а также выходили в Атлантический океан и поднимались на север вдоль западных португальских берегов.  Суда эти назывались каравеллами.  Они имели округлую носовую часть и квадратную корму.  Их водоизмещение достигало  25 – 60 т., иногда и больше;  мелкие каравелы были открытыми, а более крупные имели  палубу.  Каравеллы имели две – три мачты с латинскими парусами. Иногда ставилась и 4-я мачта - маленькая фок-мачта, с прямым парусом. С началом океанских путешествий водоизмещение каравелл увеличилось до 150 тонн.

    5. В 1420-м году на каравеллах португальцы начали эпоху Великих геогр. открытий.  Суда эти были очень мореходными и маневренными, как под парусом, так и на веслах.  Они имели малую осадку, а это важно, когда заходишь в устье незнакомой реки.  На палубах каравелл размещались артиллерийские орудия.  Вот поэтому, каравелы и оказались самыми подходящими судами для плавания вдоль западных берегов Африки.

    Первым, самым известным и заслуженным в деле мореплавания был португальский принц (infante) Enrique (1394 – 1460).  Его роль в развитии португальского мореплавания похожа на роль Петра 1-го в развитии мореплавания российского.  Он был главным «организатором и вдохновителем» всех этих походов, и к его имени люди по праву  присоединили определение «Мореплаватель», хотя сам он в длинные рейсы не выходил.  Генрих Мореплаватель навеки вошел в историю мореплавания.

    Кроме него туда вошли  десятки, если не сотни, славных португальских, испанских и итальянских мореплавателей, среди которых - Васко-да-Гама, Колумб, Магеллан, Америго Веспуччи… 

    6. Вот главные размерения испанской  каравеллы «Niña»:  длина наибольшая 21.44 м;  длина палубы  20.10 м;  ширина  6.44 м;  высота борта  2.80 м;  осадка  1.78 м;  водоизмещение  52.7 т.  Это была типичная двухмачтовая средиземноморская каравелла, обе мачты несли латинские паруса;  Niña была флагманским судном Колумба в трех его трансатлантических путешествиях, и она прошла под командованием адмирала 25 тысяч миль.

    7.  В самом конце 15-го века Васко да Гама совершил свое путешествие в Индию; в его караване была одна каравела – «Berrio», водоизмещением 60 тонн, и два судна типа «nao», 100 т. и  120 т. водоизмещением.  Все эти суда несли прямые паруса.

    8. Для дальних трансатлантических переходов в Америку каравеллы оказались менее выгодны, чем суда с прямыми парусами.  Тогда и появились суда типа «nao» и типа «galeon».  Это были более крупные трехмачтовые суда с прямыми парусами.  На дальних переходах с постоянным попутным ветром они оказались более выгодны, чем каравеллы.  Однако, каравеллы ходили по морям вплоть до второй половины 18-го века, после чего исчезли окончательно.

    9.  Интересно отметить, что в 19-м веке торговые шхуны типа «goleta» бороздили моря и океаны, и по своим характеристикам они были очень похожи на каравеллы.

    10. В наши дни арабские суда типа «sambuk» ходят вдоль восточных берегов Африки, в Красном море и в Персидском заливе.  Они имеют одну или две мачты, на которых несут латинские паруса, и по парусному вооружению эти суда очень похожи на каравеллы.

    10. В средние века итальянцы словом «каравелла» называли турецкие военные фрегаты.  Артиллерийское вооружение таких каравелл доходило до 40 орудий.  А в Тунисе каравеллами называли военные корабли до 300 тонн водоизмещения, с прямыми парусами и 40 орудиями.   

    11. В  Англии каравеллами назывались также малые посыльные суда для связи,  для доставки на большие корабли депеш и приказов.

    12.  Во Франции каравеллами назывались малые рыболовные суда определенного типа.  Такие суда имели длину 12 – 13 м,  ширину – 4 м,  две мачты, из них гротмачта была до 18 м. высотой, водоизмещение – до 25 тонн.

    10.03.2013.

     

     











    Рейтинг@Mail.ru