Rus. корабль << Gr. καραβος.
Eng. ship << OE. scip. << OS. skip.
Ger. Schiff << MHG. schif << OHG. scif.
Du. schip
Sw. skepp << ON. skip.
Da. skib << ON. skip.
Fr. vaisseau (судно, корабль) << Lat. vascellum (маленький сосуд).
It. vascello (судно, корабль) << Lat. vascellum (маленький сосуд); nave << Lat. navis (судно) << Gr. ναυς (лодка, судно).
Sp. navio << Lat. navis << Gr. ναυς << PIE. naus- (лодка-долбенка).
Ptg. navio << Lat. navis << Gr. ναυς.
1. Происхождение русского термина «корабль». У древних греков был термин καραβος, и обозначал он первоначально вид некоего колючего морского краба. Откуда термин καραβος (краб) появился в греческом, лингвисты не выяснили, но по звучанию они предполагают, что из арабского языка, там есть похожий термин «quarib». Потом греки сплели из прутьев каркас лодки и обтянули ее сырыми бычьими шкурами. Лодка получилась удачная - легкая, прочная и водонепроницаемая. Поскольку лодка получилась круглой формы и она напоминала того самого краба, лежащего на спине, то это суденышко так и назвали - καραβος (лодка, краб). Когда наши предки приняли греческую веру, то из греческого языка и заимствовали термин «καραβος», который потом превратился в русский термин «корабль». Кстати, отсюда же произошел и термин «каравелла», а также и латинский термин «carabus» (краб; плетеная лодка, обтянутая кожей).
2. Легко заметить, что во всех германских языках понятие «корабль» определяется похожими терминами, которые, явно, произошли от одного корня. И действительно, в PIE языке был корень «skei-» (резать, отрезать, вырезать, выдолбить, скоблить...). Когда прото-германцы прибыли на северо-запад Европы, то они стали строить лодки, выдолбленные из ствола дерева. Новые изделия и были названы словами, производными от PIE корня «skei-» (выдалбливать). Вскоре в англо-саксонском языке появился термин skip ( лодка, судно), откуда и появился англ. термин «ship» (судно, корабль). Термин перешел во все германские языки, и всегда он обозначал и обозначает суда и корабли разных типов.
От PIE корня skei- произошло множество родственных производных слов. Отметим только некоторые из них: русск. – цевье (рукоять, от понятия «скоблить»), чистить, щит, штаб, шток, шифер, шкипер, скиф (маленькое парусное суденышко). Укр. – щырый (настоящий, дельный, порядочный), шыбка (стекло в окне), скыбка (кусок арбуза, вырезанный сектором). Некоторые из этих слов пришли напрямую из индоевропейского в праславянский язык, некоторые были заимствованы позднее из германских языков.
Впервые термин ship появился в англ. тексте в 888 году и имел написание scip. Потом англичане писали scyp, schup, shippe, и, наконец, ship. В других германских языках происходили похожие события.
3. А вот происхождение терминов nave и navio, которые обозначают понятие корабль в романских языках. PIE корень «naus-» (лодка-долбенка) >> Gr. ναυς (судно, корабль), >> Lat. Navis (cудно, корабль) >> It. nave (судно, корабль) >> Sp. navio (судно, корабль). От PIE корня naus- произошло много родственных слов, среди них - навигация.
4. Термины «vaisseau» (судно, корабль), и «vascello» (судно, корабль) появились так. В латинском был термин vas (cоcуд). Уменьш vascellum (маленький сосуд), потом It. vascello (судно, корабль), Fr. vaisseau (судно, корабль).
Русский термин «корабль» и его иностранные эквиваленты в течение тысячелетий обозначали суда самых разных типов и размеров; от лодки, сплетенной из прутьев, и обтянутой шкурой животного и до огромного броненосца 20-го века; от лодки-долбенки и до знаменитого линейного корабля «Виктория».
5. В парусном флоте суда подразделяются по типу парусного вооружения. Среди прочих есть парусное вооружение типа «корабль». Такое судно имеет три мачты с прямыми парусами на всех мачтах. В 17 – 19 –м вв. было три главных типа парусных военных кораблей – корабль, фрегат и корвет. Все они несли одинаковое парусное вооружение, типа «корабль», а отличались друг от друга по размерам, числу орудийных палуб, и по количеству орудий.
6. Есть термин «линейный корабль». Появился этот термин в Англии, в 1653-м году, когда все английские военные корабли были разделены на 6 классов, в зависимости от размеров, скорости и количества орудий. Корабли 1-го, 2-го и 3-го классов (количество пушек от 50-ти и свыше 90) с этого момента были обязаны сражаться, выстроившись в линию, поэтому и стали называться линейными кораблями. Потом, в 19 - 20-м вв. линейными кораблями стали называть самые большие корабли с самым мощным артиллерийским вооруженим. Калибр главных орудий некоторых линкоров доходил до 406 мм.
7. С течением времени термин «корабль» закрепился за военными кораблями, а невоеные суда, любого размера и назначения, называются общим термином «судно». При необходимости уточняется тип судна. Например, сухогруз, танкер, теплоход и т. д.
См. также статью «Каравелла». 11.03.2013.