• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания



  • Морские рассказы

    Ткаченко Николай Адамович,
    капитан дальнего плавания




    Корвет

     

     

    Rus.  Корвет  <<  Ducorvet.  Легкий военный корабль, классом  ниже  фрегата.                                                                                                                                                                   

    Eng.  corvette,  sloop  of war.                                                                                                                                             

    Ger.  Korvette                                                                                                                                                                       

    Du.    korvet  <<  Fr.  corvette.                                                                                                                                                                       

    Sw.    corvette                                                                                                                                                                

    Da.    korvette                                                                                                                                                                        

    Fr.     corvette  <<   Lat.  corbita (корзина).                                                                                                                                                                       

    Sp.    corbeta                                                                                                                                                                      

    Ptg.   corveta 

     

    «Корвет» – термин международный, в германские и в славянские языки он перешел из французского.  А начиналось все с PIE корня  (s)ker- (вращать, сгибать), от которого пошли корни (s)kerb(h)-,  (s)kreb(h)- (вращать, сгибать, гнуть)  >>  Lat. corbis  (плетеная корзина), а также множество родственных слов во всех языках, в том числе русские – коробить, короб, коробка, корточки.

    Lat.  «соrbita» (тип судна)  <<  Lat.  corbis (корзина) обозначал  грузовое судно, предназначенное для перевозки зерна из Северной Африки в европейскую часть Римской империи.  Суда эти были широкими, имели округлые формы, и напоминали корзину.  Кроме того, на мачте этих судов была устроена марсовая площадка с ограждением, и все это было похоже на плетеную корзину. По той или иной причине, суда эти были так и названы.

    В эпоху расцвета Римской империи суда типа corbita перевозили также снабжение для многочисленного римского военного флота, состоящего из галер.  Корбиты ходили только под парусами, и для этого они были вооружены двумя мачтами, с латинскими, естественно, парусами.  Пришло время, и Римская империя пала.  Исчез и военный флот империи, вспомогательные суда типа corbita тоже исчезли и термин «corbita» был забыт на долгое время.

    Прошло более тысячи лет, и во французском флоте появился новый тип судов, их надо было обозначить каким-то общим термином, вот их и назвали термином  «corvette», который является слегка измененным латинским термином «corbita».  Термин corvette перешел из французского в германские и в другие романские морские языки, а в петровскую эпоху – и в русский язык.  В разных флотах и в разное время термин этот обозначал следующие понятия.

    1. Франция, 17-й век.  Корветы.  Это были длинные и узкие, быстроходные и маневренные суда, двигались они с помощью 4-х – 5-ти пар весел, но имели также и одну мачту с небольшим парусом.  Эти корветы были длиной менее 20 м, и они не имели сплошной палубы.  Известно, что в 1636-м году англичане захватили один из этих корветов.

    2. В начале 18-го века французы стали строить корветы более крупных размеров, и несли они теперь две мачты с прямыми парусами.  Это были военные парусники, использовались они для дозорной и разведывательной службы, и для охраны конвоев, для чего имели на палубе 8 – 10 орудий.  Теперь они имели сплошную палубу.  С 1765 года во Франции вышел приказ – строить корветы длиной не менее 20 метров, и количество их орудий увеличить до 12.

    3. В середине 18-го века корветы появились во флотах всех морских держав, и их количество стало стремительно расти.  Увеличивались и размеры корветов.  Теперь они несли три мачты с прямыми парусами, кроме того, на бизань мачте поднимался также гафельный парус.  По парусному вооружению эти корветы ничем не отличались от фрегатов, но были более узкими, более быстроходными, и уступали фрегатам по размерам и артиллерийскому вооружению. Корветы считались классом ниже фрегатов.  Количество их орудий увеличилось до 20 стволов, которые теперь располагались на орудийной палубе, то есть, под верхней палубой.  Эти суда имели и весла, но использовали их редко, только в исключительных случаях.         

    Корветы 18-го века несли  парусное вооружение типа корабль (ship)  или бриг (brig).  Парусного вооружения типа «корвет» не существовало.  В английских текстах встречаются термины brig - corvette  (корвет с парусным вооружением типа бриг, то есть, двухмачтовый), и ship-corvette (корвет, с парусным вооружением типа корабль, то есть, трехмачтовый).  Встречается также термин cruising corvette  (крейсирующий корвет, корвет на дозорной службе).  В испанском языке встречается также термин bergantin-corbeta (двухмачтовый корвет).

    4. Американцы в 1813-м году начали строить супербыстроходные трехмачтовые корветы с большим количеством парусов.  В историю вошел один из этих корветов под названием General Pyke; судно это было длиной 53 м., а высота его грот-мачты была 59.5 м. от палубы. 

    5.В 19-м веке стали строиться корветы с паровой машиной, число их орудий выросло до 32-х, но при этом они потеряли свои главные мореходные качества – скорость и маневренность, и по этой причине исчезли к началу 20-в., за исключением нескольких учебных судов ВМФ.     

    5. Термин «корвет» применялся также к торговым судам, что вносило еще большую путаницу в терминологию.  Это были трехмачтовые суда, которые позднее, в 19-м веке, стали обозначаться термином «барк».

    6. В 1939 г. в английском ВМФ опять появились корветы.  Теперь этим термином обозначались малые противолодочные корабли, водоизмещением 500 – 700 тонн. 

    7. Сейчас в ВМФ некоторых стран применяется термин «корвет», но теперь он определяет военные корабли водоизмещением до 3000 тонн.

      09.03.2013                       

     











    Рейтинг@Mail.ru