Rus. Корвет << Du. corvet. Легкий военный корабль, классом ниже фрегата.
Eng. corvette, sloop of war.
Ger. Korvette
Du. korvet << Fr. corvette.
Sw. corvette
Da. korvette
Fr. corvette << Lat. corbita (корзина).
Sp. corbeta
Ptg. corveta
«Корвет» – термин международный, в германские и в славянские языки он перешел из французского. А начиналось все с PIE корня (s)ker- (вращать, сгибать), от которого пошли корни (s)kerb(h)-, (s)kreb(h)- (вращать, сгибать, гнуть) >> Lat. corbis (плетеная корзина), а также множество родственных слов во всех языках, в том числе русские – коробить, короб, коробка, корточки.
Lat. «соrbita» (тип судна) << Lat. corbis (корзина) обозначал грузовое судно, предназначенное для перевозки зерна из Северной Африки в европейскую часть Римской империи. Суда эти были широкими, имели округлые формы, и напоминали корзину. Кроме того, на мачте этих судов была устроена марсовая площадка с ограждением, и все это было похоже на плетеную корзину. По той или иной причине, суда эти были так и названы.
В эпоху расцвета Римской империи суда типа corbita перевозили также снабжение для многочисленного римского военного флота, состоящего из галер. Корбиты ходили только под парусами, и для этого они были вооружены двумя мачтами, с латинскими, естественно, парусами. Пришло время, и Римская империя пала. Исчез и военный флот империи, вспомогательные суда типа corbita тоже исчезли и термин «corbita» был забыт на долгое время.
Прошло более тысячи лет, и во французском флоте появился новый тип судов, их надо было обозначить каким-то общим термином, вот их и назвали термином «corvette», который является слегка измененным латинским термином «corbita». Термин corvette перешел из французского в германские и в другие романские морские языки, а в петровскую эпоху – и в русский язык. В разных флотах и в разное время термин этот обозначал следующие понятия.
1. Франция, 17-й век. Корветы. Это были длинные и узкие, быстроходные и маневренные суда, двигались они с помощью 4-х – 5-ти пар весел, но имели также и одну мачту с небольшим парусом. Эти корветы были длиной менее 20 м, и они не имели сплошной палубы. Известно, что в 1636-м году англичане захватили один из этих корветов.
2. В начале 18-го века французы стали строить корветы более крупных размеров, и несли они теперь две мачты с прямыми парусами. Это были военные парусники, использовались они для дозорной и разведывательной службы, и для охраны конвоев, для чего имели на палубе 8 – 10 орудий. Теперь они имели сплошную палубу. С 1765 года во Франции вышел приказ – строить корветы длиной не менее 20 метров, и количество их орудий увеличить до 12.
3. В середине 18-го века корветы появились во флотах всех морских держав, и их количество стало стремительно расти. Увеличивались и размеры корветов. Теперь они несли три мачты с прямыми парусами, кроме того, на бизань мачте поднимался также гафельный парус. По парусному вооружению эти корветы ничем не отличались от фрегатов, но были более узкими, более быстроходными, и уступали фрегатам по размерам и артиллерийскому вооружению. Корветы считались классом ниже фрегатов. Количество их орудий увеличилось до 20 стволов, которые теперь располагались на орудийной палубе, то есть, под верхней палубой. Эти суда имели и весла, но использовали их редко, только в исключительных случаях.
Корветы 18-го века несли парусное вооружение типа корабль (ship) или бриг (brig). Парусного вооружения типа «корвет» не существовало. В английских текстах встречаются термины brig - corvette (корвет с парусным вооружением типа бриг, то есть, двухмачтовый), и ship-corvette (корвет, с парусным вооружением типа корабль, то есть, трехмачтовый). Встречается также термин cruising corvette (крейсирующий корвет, корвет на дозорной службе). В испанском языке встречается также термин bergantin-corbeta (двухмачтовый корвет).
4. Американцы в 1813-м году начали строить супербыстроходные трехмачтовые корветы с большим количеством парусов. В историю вошел один из этих корветов под названием General Pyke; судно это было длиной 53 м., а высота его грот-мачты была 59.5 м. от палубы.
5.В 19-м веке стали строиться корветы с паровой машиной, число их орудий выросло до 32-х, но при этом они потеряли свои главные мореходные качества – скорость и маневренность, и по этой причине исчезли к началу 20-в., за исключением нескольких учебных судов ВМФ.
5. Термин «корвет» применялся также к торговым судам, что вносило еще большую путаницу в терминологию. Это были трехмачтовые суда, которые позднее, в 19-м веке, стали обозначаться термином «барк».
6. В 1939 г. в английском ВМФ опять появились корветы. Теперь этим термином обозначались малые противолодочные корабли, водоизмещением 500 – 700 тонн.
7. Сейчас в ВМФ некоторых стран применяется термин «корвет», но теперь он определяет военные корабли водоизмещением до 3000 тонн.
09.03.2013