Мореходность.
Мореходность – пригодность судна к мореплаванию, обладание судном мореходных качеств, обеспечивающих его безопасное плавание при любом состоянии погоды.
Этимологию термина мореходность см. в статьях «море (1)» и «ходить (1)».
В современных морских языках живут термины, адекватные русскому термину мореходность: Eng. seaworthiness; Ger. Fahrtüchtigkeit; Du. zeevàardigheid; Da. sødygtighed; Fr. navigabilité; It. navigabilità; Sp. navegabilidad, capacidad de navegar.
Мореходность судна при эксплуатации поддерживается выполнением требований многих руководящих документов. Например, «Информации об остойчивости». При нарушении правил , или в результате аварийного случая, судно может потерять мореходность или мореходные качества корабля.
02.11.2013
Из архива Нептуна для любознательных
В сборнике № 1 (17) 1969 г. журнала "Катера и яхты" была помещена заметка об «американском» методе борьбы с морской болезнью. Можно напомнить и иные способы.
Еще в 1876 г. в листке «Врачебные ведомости» доктор Беннет, основываясь на собственном опыте, утверждал, что причиной морской болезни является: «сотрясение, испытываемое вследствие качательного движения корабля брюшными внутренностями, в особенности печенью, в связи с чем происходит излияние желчи в кишки и желудок, а от этого и рвота». Беннет давал (см. журн. «Яхта» № 7 за 1876 г.) такую рекомендацию.
За 4—6 часов до выхода в море хорошо поесть, а затем в течение 24 часов только пить — и то понемногу — чаю, кофе или даже виноградного вина. Лишь после этого можно начинать прием питательной легко усваиваемой пищи.
Капитан Джон Фосс, совершивший в 1901 — 1905 г. знаменитое кругосветное плавание на индейской пироге «Тилликум», применял, по его словам, единственно верное средство: когда начиналась морская болезнь, пил морскую воду из-за борта. Во время плавания он несколько раз вынужден был менять своих напарников,, которых сильно укачивало, но которые, тем не менее, отказывались пить морскую воду. Те же, кто следовал его советам, переносили качку хорошо.