Этимологию этого термина см. в статье «Мост». Во всех иностр. языках понятия мост и капитанский мостик обозначаются одними и теми же терминами.
Rus. мостик << Rus. мост << PIE. корень mazdo-s (жердь, шест, мачта).
Eng. bridge << OTeut. brugia- (мост) << PIE. bhru- (балка, брус, бревно, мост).
Ger. brücke
Du. brug
Sw. brygga
Da. broe
Fr. pont (мост, палуба) << Lat. pons (мост) << PIE. pent- (идти, дорога, вступать).
It. ponte
Sp. puente
Ptg. Ponte
От PIE. корня mazdos- произошли многие термины, обозначающие в разных языках понятие мачта, а также русск. слова мост, мостовая, помост.
От PIE. корня bhru- произошли многие термины, обозначающие в германских языках понятие мост, а также русск. слово бревно.
От PIE. корня pent- произошли многие термины, обозначающие в романских языках понятие мост, а также русское слово путь.
Все в\у германские термины произошли от PIE. корня bhru- (балка, бревно, мост).
Все в\у романские термины произошли от PIE. корня pent- (идти, дорога, вступать).
Первоначально суда строились беспалубные. Потом стали сооружать палубу, она простиралась от борта и до борта, но закрывала только небольшую кормовую часть судна. Эта палуба была похожа на мост, поэтому она так и называлась – мост.
Под этим мостиком моряки жили, а сверху по нему ходил капитан или вахтенный офицер, и оттуда они управляли судном. Поэтому в русском флоте этот мостик стал называться капитанским. Когда появились первые пароходы, то с такого мостика капитан голосом подавал команды механикам, а машинное отделение располагалось как раз под этим мостиком.
Потом стали строить сплошные палубы, в германских языках эти палубы стали называть терминами, произошедшими от PIE. корня (s)teg- (накрывать). А понятие мостик так и продолжает обозначаться прежними терминами, произошедшими от PIE. корня bhru- (бревно, мост).
В романских языках несколько иначе. Когда там появились сплошные палубы, то их тоже стали называть, терминами, произошедшими от Lat. co(o)perire (накрывать). Но чаще палубы так и продолжали называть мостами, особенно, когда речь шла об артиллерийских палубах.
Сейчас на всех судах мостик располагается в верхней части надстройки. Этот мостик состоит из нескольких помещений, которые, по старой традиции называются рубками – рулевая рубка, штурманская рубка, радиорубка.
Раньше над всеми этими рубками располагался верхний мостик. Оттуда обзор был лучше, вот капитан оттуда и подавал команды вниз, в МО или рулевому, по переговорным трубам.
Сейчас капитан управляет судном из рулевой рубки или с крыльев мостика. Ведь капитан не может удаляться от всех многочисленных электронных приборов, которые расположены в рубках. А на верхнем мостике в одиночестве остался только главный магнитный компас. Он должен располагаться подальше от основных масс судового железа.
11.05.2013.