Rambler's Top100 фл.семафором циклон

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  • И снова об этом Эль-Ниньо

    © Владимир Ерашов



     

     

                                                                                                  Если в прогнозе люфт –

                                                                                                   ищи ключ к теории.

     

                В работе «Связь приливных волн и океанических течений» нами была рассмотрено влияние маятниковых волн на возникновение Эль-Ниньо, но как далее показала практика прогнозирования данного явления, это влияние является очень весомым критерием, но не исчерпывающим. Какие же добавления нужно ввести в теорию Эль-Ниньо?! Добавления следующие:

        Мы по-прежнему считаем, что роль океана и океанических маятниковых волн, вызванных приливными силами, очень велика в возникновении Эль-Ниньо, но характер циркуляции атмосферы в данном районе сбрасывать со счетов далеко нельзя. В этой связи вспомним классические «южные качели», при Эль-Ниньо давление над Индийским океаном растет, в восточной части Тихого океана падает (здесь мы не конкретизируем данный процесс, он подробно описан в большом количестве теоретических работ). Отметим только, что при Эль-Ниньо  часть пассатов Тихого океана разворачивается на восток к берегам Южной Америки. Пока ничего нового, только хорошо известное старое. Чтобы найти новое, зададимся вопросом, а куда дальше деваются воздушные массы, принесенные пассатами на берега Южной Америки? Почему-то ученые не удосужились этот момент проследить, он ни кого до сих пор не заинтересовал. А зря! Здесь-то как раз «огромная собака зарыта». Дело в том, что воздушные массы, о которых идет речь, снова в Тихий океан возвратиться не могут, это будет «против шерсти» сложившейся там циркуляции. У них есть один только путь, через Аргентину (где горы пониже) влиться в воздушные массы над Южной Атлантикой. Вот они и вливаются. А что здесь такого важного, вливаются, да и вливаются? Казалось бы, да не тут-то было.

     Во-первых, это значительно ослабляет западный перенос, о котором пишет Н.С. Сидоренков. Вот цитата из его работы [1]:

     

    Атмосферу, неравномерно разогретую по горизонтали солнечными лучами, можно рассматривать как тепловую машину. Она превращает тепловую энергию Солнца в кинетическую энергию ветров. Наиболее теплые части атмосферы в этом случае выполняют функции нагревателя, а холодные - холодильника. Рабочим телом служит сам воздух. В современной физике атмосферы известны несколько тепловых машин. Важнейшими из них являются тепловые машины, порождаемые контрастом температур между экватором и полюсами. Одна из них работает в Северном полушарии, а другая - в Южном. Благодаря этим машинам поддерживаются наблюдаемые восточные ветры в низких широтах и западные - в умеренных и высоких. Чем больше контраст температур экватор-полюс, тем интенсивнее атмосферная циркуляция в данном полушарии и тем больше величина момента импульса ветров.

     

    С учетом нашей поправки следует считать следующим образом:

    Чем больше контраст температур экватор-полюс, тем интенсивней атмосферная циркуляция в данном полушарии (по экватору с востока на запад, в средних  широтах с запада на восток, как преобладающая), но до определенного предела. Как только при Эль-Ниньо пассаты разворачиваются с запада на восток к Южной Америке, пассаты в Индийском и Атлантическом океанах ослабевают, а в средних широтах Северного полушария ослабевает западный перенос. Наша теоретическая поправка хорошо согласуется с известным фактом, при Эль-Ниньо интенсивность ураганов Североамериканского континента ослабевает. Еще бы, ведь при Эль-Ниньо с Индийского океана в Атлантику поступает меньше воздушных масс, следовательно, все процессы с этими массами связанные ослабевают, в том числе и ураганы Североамериканского континента.

    Во-вторых, в зарождении Эль-Ниньо активно участвует Южная Атлантика и воздушные массы над ней. Чем меньше давление воздушных масс над Южной Атлантикой, тем больше вероятность прорыва крупных воздушных масс с Тихого океана, назовем это «восточными качелями» по аналогии с  «южными качелями». А  далее при данном прорыве процесс пойдет по нарастающей, ветра погонят теплую воду в том же направлении и будут усиливаться. Только для прогнозирования Эль-Ниньо между этими качелями есть существенная разница. «Южные качели» - это следствие разворота пассатов на восток, и по ним прогнозировать Эль-Ниньо поздно, оно уже себя и так обнаруживает. А вот по «восточным качелям» спрогнозировать Эль-Ниньо можно, здесь разность давлений играет на опережение. Правда одна только разность давлений «восточных качелей» к Эль-Ниньо не приводит, нужно обязательно учитывать работу приливных сил через маятниковые волны и многое что еще, например, замедление или усиление скорости вращения Земли. Замедление вращения Земли усиливает вероятность возникновения «восточных качелей». Даже солнечная активность, через давление на Южном полюсе влияет на процесс Эль-Ниньо, но это уже другая история и здесь о ней мы подробно говорить не будем. Пока достаточно того, что мы ввели понятие «восточных качелей», что в перспективе облегчит процесс прогнозирования Эль-Ниньо.

    О том, что данная теория не вымысел буйной фантазии, а реальность могут свидетельствовать карты ежедневных осадков над Южной Америкой, которые ежедневно публикует «Gismeteo». На этих картах даже при отсутствии Эль-Ниньо  какое-то количество воздушных масс вместе с осадками часто прорывается из Тихого океана в Южную Атлантику.

     

                                      Первоисточники

    1. Сидоренков Н. С. «Нестабильность вращения Земли» http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/2004/FLUCT.HTM
    2. Ерашов В. М. «Связь приливных волн и океанических течений» http://www.randewy.ru/gml/erashov3.html      

                         

                                             31.12.12г









    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru