Rambler's Top100 фл.семафором циклон

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  • Факсимильные карты



    Капитан 1 ранга Никитенко М.Р.

     

    Данные страницы по факсимильным картам изложены на основе лекций и книги "Факсимильные передачи и использование их в кораблевождении" капитана 1 ранга Никитенко Михаила Романовича, преподавателя кафедры гидрометеорологии и океанографии Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С.М.Кирова (фотографию его вы видите на этой страничке), а также по "Справочнику штурмана" и материалам из Интернета.

     


    В настоящее время на кораблях и судах большое распространение получили факсимильные передачи метеорологической информации с помощью фототелеграфной аппаратуры.
    Фототелеграфная аппаратура предназначена для приёма синоптических карт, метеосводок и текстового материала.
    Синоптической картой называется географическая карта, на которую цифрами и символами нанесены результаты метеорологических наблюдений за определенный момент времени.
    На синоптической карте показаны координатная сетка, распределение суши и моря, крупные реки, рельеф земной поверхности, важнейшие города и их названия и метеорологические станции с их номерами (индексами). Метеорологические станции, расположенные выше 500 м над уровнем моря, обозначаются квадратиками, ниже - кружками.
    Масштаб синоптических карт выбирается с таким расчётом, чтобы данные соседних станция, наносимые на карту, не сливались, но в то же время промежутки между станциями на карте были небольшими. Для основных синоптических карт обычно применятся масштаб I : 10000000 (100 км в I см), для карт барической топографии - I : 20000000 (200 км в I см) или такой же, как и для основных карт. В настоящее время для основных карт начинают применять масштаб I : 15000000.
    Синоптические карты составляются в картографических проекциях, наиболее удобных для выполнения на них синоптического анализа. Такими проекциями являются комфорные, или равноугольные, в которых сохраняется подобие бесконечно малых на поверхности эллипсоида и на плоскости, т.е. углы между меридианами и параллелями - прямые.
    Для синоптических карт низких широт употребляется цилиндрическая проекция Меркатора, при которой земная поверхность проектируется на поверхность цилиндра, касательного к эллипсоиду или пересекающего его, причём ось цилиндра совпадает с полярной осью эллипсоида. Для синоптических карт средних широт применяется преимущественно комфорная коническая проекция Ламберта со стандартными параллелями 30°и 60°. Синоптические карты полярных районов или всего полушария составляются в азимутальной или стереографической проекциях с полюсом в центре.
    Факсимильные передачи ведутся многими странами мира. Хотя общие принципы, принятые в обозначениях на картах различных государств, одинаковы, но на синоптических картах каждого государства имеются свои особенности, которые должен знать штурман при их использовании. Факсимильные передачи значительно расширяют возможности штурмана по составлению прогноза погоды и его корректуре с помощью корабельных гидрометеорологических наблюдений и местных признаков. Известно, что гидрометеорологические условия оказывают большое влияние на безопасность и точность плавания кораблей и судов, а также на использование оружия и технических средств. Например, потеря скорости хода от ветра и волнения составляет 10-15 %, а иногда 30 %.
    Для обеспечения безопасности и повышения точности плавания, для уменьшения потерь в скорости хода и обеспечения использования оружия и технических средств штурман обязан уметь использовать факсимильные передачи.
    Радиометеорологические центры России передают обширную гидрологическую информацию, которую можно принять с помощью фототелеграфной аппаратуры, установленной на корабле. С помощью ФТА на корабле можно принять, помимо других карт, приземные и высотные синоптические карты.

    Приземные синоптические карты

    Приземные синоптические карты делятся на карты фактической погоды и прогностические карты. Приземная синоптическая карта фактической погоды является главной при составлении прогноза погоды.
    Название "приземная" не означает, что эта карта отражает только свойства атмосферы у поверхности земли, а указывает, что данные, нанесенные на карту, получены путём наблюдений на "наземных" метеорологических станциях.

    а) Приземные карты фактической погоды (анализ приземный)

    Приземные карты фактической погоды передастся за основные сроки наблюдений: за 3,9,15 и 21 час московского времени или за 0,6,12 и 18 часов гринвичского времени. На этой карте показывается большой комплекс метеорологические элементов в соответствии с международным кодом КН-01, поэтому приземные карты фактической погоды часто называют комплексными картами погоды.
    Схема нанесения

    При чтении приземной синоптической карты фактической погоды необходимо иметь в виду, что значения метеорологических элементов и явлений наносятся цифрами или символами (значками) в строго определенном месте относительно центра, за который принимается место пункта наблюдения.

    Приняты следующие обозначения:

    N - общее количество облаков(часть небосвода, покрытая облаками по десятибалльной шкале). Место метеостанции;
    dd - направление ветра у поверхности Земли в десятках градусов по шкале 00-36, изображается стрелкой, идущей к центру кружка по направлению ветра;
    ff - скорость ветра в метрах в секунду, изображается в виде оперения у конца стрелки направления ветра под углом к ней примерно 120 градусов и черного треугольника;
    Nh - количество облаков СL или, (если облаков СL нет), CM в баллах.
    ppp - давление воздуха в десятых долях миллибара, без со-тен и тысяч;
    ±pp - величина барической тенденции в десятых долях миллибара или гПа за последние 3 часа, знаки плюс или минус перед pp означают соответственно повышение или понижение давления за последние 3 часа;
    а - характеристика барической тенденции за последние 3 часа;
    Ds - генеральное направление перемещения судна за последние 3 часа по генеральному направлению, показывается стрелкой, направленной в сторону перемещения;
    Vs - средняя скорость перемещения судна за последние 3 часа по генеральному направлению, обозначается цифрами кода;
    TwTwTw - температура воды в поверхностном слое, дается в градусах Цельсия с точностью до десятых долей (отделяемых от целого числа запятой);
    TsTs - разность между температурой воздуха и температурой воды в поверхностном слое, дается как вверху (Tw);
    Is - причина обледенения судна, выражается цифровым кодом, в котором 1 - означает морские брызги, 2- туман, 3 - брызги и туман, 4 - дождь, 5 - брызги и дождь;
    EsEs - толщина отложения льда при обледенении судна в сантиметрах;
    Rs - степень обледенения судна в цифровом коде, где 1 - лед нарастает медленно, 2 - лед нарастает быстро, 3 - лед тает или взламывается медленно, 4 - лед тает или взламывается быстро.
    ww - погода в срок наблюдения или в течение последнего часа;
    w - прошедшая погода;
    VV - горизонтальная дальность видимости в километрах, изображается цифрами кода от 00 до 50 - видимость о 0 до 5 км, например, цифра 14 означает видимость 1,4 км; цифрами от 56 до 80 видимость от 6 до 30 км, например, 56-6, 61-11, 79-29 км;
    C - облака слоисто-кучевые, слоистые, кучевые и кучево-дождевые;
    См-облака высоко-кучевые, высоко-слоистые и слоисто-дождевые ;
    Сн - облака перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые;
    h - высота облаков СL или См над поверхностью Земли в метрах;
    РРР - атмосферное давление, выражается в десятых долях гПа (цифры, выражающие тысячи и сотни гПа опускаются);
    ТТ - температура воздуха в целых градусах Цельсия;
    ТdТd - температура точки росы в градусах Цельсия;
    (Те Те) - экстремальная температура воздуха в градусах Цельсия;
    ТsТs - разность между температурой воздуха и температурой воды на поверхности моря в градусах Цельсия. На морских картах наносится место (Те Те).
    Направление ветра наносится стрелкой, направленной к центру станции.
    Скорость ветра обозначается кругом с перьями на этих рисунках слева направо:

    Штиль 1 м/сек 2-3 м/сек 5 узлов 5 м/сек 10 узлов 10 м/ сек 20 узлов 25 м/сек 50 узлов 50 м/сек 100 узлов


    - штиль (кружок),
    - стрелка без пера - 1 м/сек.
    - малое перо - 2 - 3 м/сек.
    - большое перо - 5 м/сек ± 1 м/сек (10 узлов).
    - 2 больших пера - 10 м/сек ± 1 м/сек (20 узлов).
    - 25 м/сек ± 1 м/сек (50 узлов).
    - 50 м/сек ± 1 м/сек (100 узлов).

    Общее количество облаков (N) в баллах показано зачерненной частью круга (небосвода).
    Слева направо на рисунках показаны:
    0 баллов 1 балл 2-3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов 7-8 баллов 9 баллов 10 баллов

    0 баллов,
    1 балл,
    2-3 балла,
    4 балла,
    5 баллов,
    6 баллов,
    7-8 баллов,
    9 баллов,
    10 баллов.

    На приземной синоптической карте фактической погоды указывается:
    - трафарет (название карты, время по Гринвичу, в скобках московское, число, месяц и год, город, масштаб карты, подписи);
    - значения метеорологических элементов на указанный момент времени согласно схеме метеорологического кода КН-01;
    - барические образования, обозначенные буквами Н (низкое)- циклон и В (высокое) - антициклон,
    - изобары, проведенные толстыми линиями через 5 мб, с обозначением цифрами в разрывах или на концах их величин атмосферного давления в миллибарах;
    - изоллобары, проведенные пунктирными линиями, в разрыве которых указаны величины барических тенденций;
    - атмосферные фронты, обозначенные орнаментом, помещенным на рисунке слева, где снизу вверх:
    Обозначения на фаскимильных картах           




    Обозначения на фаскимильных картах 1. Теплый фронт. 2. Верхний теплый фронт. 3. Теплый вторичный фронт. 4. Размывающийся (теплый) фронт. 5. Размытый теплый фронт. 6. Холодный фронт. 7. Верхний холодный фронт. 8. Холодный вторичный фронт. 9. Обостряющийся (холодный) фронт. 10. Размытый холодный фронт. 11. Фронт теплой окклюзии. 12. Фронт холодной окклюзии. 13. Нейтральный фронт. 14. Фронт окклюзии без уточнения. 15. Малоподвижный фронт. 16. Малоподвижный размытый фронт.

    С приземной синоптической карты фактической погоды можно получить:
    - фактическую погоду в интересующем районе на момент, для которого составлена карта,
    - направление и скорость перемещения барических образований и фронтов в прошлом и на ближайшее время способом сопоставления смежных карт.

    Центр тропического циклона может быть обозначен специальными символами:
    - для тропических депрессий, сила ветра в которых не известна, но имеются указания на их дальнейшее развитие в тропический шторм;
    - для циклонов с наблюдаемой или расчетной скоростью ветра от 10 до 32 м/сек;
    - для циклонов со скоростью ветра 33 м/сек и более.

    Символ центра тропического циклона может быть с буквами, обозначающими стадию его развития:
    ТД (TD) - депрессия (скорость ветра менее 17 м/сек);
    ТШ (TS) - тропический шторм (скорость ветра 17-23 м/сек);
    СТШ (STS) - сильный тропический шторм (скорость ветра 24-32 м/сек);
    Н (Hr) T (Ty) - ураган, тайфун (скорость ветра более 32 м/сек).

    Рядом с символом места центра тропического циклона указывается также его наименование и номер из четырех цифр: первые две обозначают год, вторые две - номер тропического циклона с начала года.

    Кроме того, мы помещаем еще рисунки аналогичные здесь, чтобы легче было разобраться с обозначениями на факсимильных картах. Хотя и дальше, разбирая карты иностранные, мы будем разъяснять еще дополнительно обозначения.

    это и есть начало ||| перейти на 2 страницу







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru