«Лесной департамент», учрежденный незадолго до образования министерств, отошел в министерство финансов, на которое тогда возложено было и заготовление
корабельных лесов. В 1810 году, когда
Лесной департамент вошел в состав бывшего при министерстве финансов департамента Государственных имуществ, то к последнему перешла и обязанность заведывания лесами. Но независимо от этого общего положения все собственно
«корабельные леса» находились в ведении
Адмиралтейств-коллегий и
были разделены на три округа: «Низовой» – по бассейну реки Волги, «Северный» – Северной Двины и «Западный» – Днепра. В первых двух округах учреждены особые правления, и в составе каждого из них находился
корабельный мастер.
Западный же округ, до времени, оставался в ведении местного лесного начальства.
Низовой округ заготовлял леса для балтийских портов и
Каспийской флотилии,
Северный для Архангельского порта, а Западный для черноморских портов. Доставка лесов от местных
пристаней к портам лежала уже на обязанности морского министерства. Заготовление всех прочих предметов, необходимых для кораблестроения и вообще для флота и морского ведомства, производилось тремя способами:
казенными заводами, находящимися в ведении морского и других ведомств,
подрядами и покупкой через комиссионеров.
Относительно
калибра судовых орудий в нашем флоте до начала XIX века держались екатерининского «положения» 1767 г., разумеется, с некоторыми изменениями, как например, введены были
единороги (длинные гаубицы)
картаульные (пудовые) и полукартаульные (полупудовые); кроме того, употреблялись не упомянутые в этом положении
мортиры и
фалконеты. В 1803 году, на основании опытов, производимых у нас и за границей, доказавших преимущества коротких пушек перед длинными, было решено для вновь строящихся кораблей отливать
на Олонецких заводахпушки«по шведской пропорции» со следующими усовершенствованиями: вместо обточки наружной поверхности орудия производить выковку молотами; канал, после сверления, полировать и дно канала делать полушарное; подъемные клинья орудия заменить поставленным в
винграде винтом, и отливать орудия с планками для приделывания к нему с обеих сторон замков и мишеней. Через два года после этого, по поводу
«последовавших перемен по морской артиллерии относительно калибра орудий», в 1805 году состоялось
«положение», определяющее число, род и калибр артиллерийских орудий для разного типа судов, от стопушечного корабля до
пакетбота, включая и бомбардирские суда. В этом
«положении» наибольший калибр орудий для корабельных пушек назначен 36-фунтовый,
карронад 24-фунтовый, батарей
фрегатов пушки 24-фунтовые,
бригов и
люгеров карронады 24-фунтовые, для
бомбардирских судов мортиры 5-пудовые и гаубицы 3-пудовые. Этого
«положения» держались всю первую четверть XIX века также с некоторыми неизбежными изменениями, например употреблением
единорогов, не упомянутых в положении, и некоторыми другими.
Примечание "Кубрика": Если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".