По части гидрографических работ главным деятелем этого времени был помощник директора морского корпуса
Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова, сын его Логин Иванович. Под его наблюдением в 1797 году начата
описными судамиопись Белого моря, и им же в 1800 году изданы:
Атлас для плавания из Белого моря в Балтийское, несколько нужнейших карт, заимствованных из иностранных атласов, и приступлено к составлению и переводу с иностранных карт
«Общего морского атласа всего света». При поспешности производства работ и обширности их, превышавшей средства и силы деятелей, некоторые из предположенных трудов остались невыполненными; а в выполненных вкрались важные недосмотры и неверности, обнаружившиеся только впоследствии.
Морской корпус при
Павле I был переведен из Кронштадта в Петербург. Для улучшения научных сведений
штурманов вместо штурманских рот, находившихся при
портах, основаны штурманские училища в Кронштадте и Николаеве, причем ученики получили несравненно лучшую материальную обстановку, научные пособия и лучших учителей. Для образования сведущих кораблестроителей при
адмиралтействах, Петербургском и Николаевском, образованы
училища корабельной архитектуры. Положение и штаты этих училищ утверждены в 1798 году, а
Морской корпус, основанный при
Екатерине в Николаеве, и
Корпус чужестранных единоверцев в Петербурге – упразднены.
В портах учреждены особые классы, в которых ежедневно должны были собираться свободные от службы морские офицеры,
капитаны и даже
флагманы. В этих классах читали
«нужные для офицера науки: тактику, эволюцию, навигацию, морскую практику, корабельную архитектуру» и также
новый морской устав. Нетрудно понять, что это учреждение, с таким составом слушателей, принудительным характером посещения при отсутствии сколько-нибудь приготовленных к делу преподавателей, не приносило ожидаемой от него пользы, а только составляло весьма неприятную служебную обязанность. Но другое учреждение этого времени –
«Особенный комитет» при Адмиралтейств-коллегии – могло принести существенную пользу и иметь будущность. Образованием этого Комитета – родоначальника существовавшего впоследствии
«Морского ученого комитета» и заменившего его
«Военного морского отдела» Главного морского штаба
– до известной степени осуществлялся проект Ломоносова о
Морской академии. Вновь учрежденному Комитету ставилось в обязанность
«прилагать всякое попечение об издании полезных сочинений, назначать разные пьесы (статьи) для перевода с иностранных языков, также задавать к решению вопросы касательно кораблестроения, нагрузки артиллерийской должности, разведения и хранения лесов и о прочем». Членами комитета назначены историограф флота
вице-адмирал Шишков, один корабельный мастер и три флотские капитана, в числе которых был и известный автор превосходных морских учебников
Платон Яковлевич Гамалея.
Для собирания исторических материалов и составления истории российского флота на учрежденную должность историографа назначен был
А. С. Шишков. В 1800 году вышла
книга трудов Комитета под заглавием «Морские записки», в которой, между прочим, объяснялось, что
Комитет «основан без всяких данных ему преимуществ, расположен тесно и никакой определенной на содержание его суммы не положено, того ради и лишен он способностей, принести некогда желаемые плоды». Из этого видно, что полезнейшая сама по себе мысль была с самого начала парализована характером ее исполнения. Второй книги «Морских записок» не появлялось, и самый Комитет впоследствии был преобразован в
«Адмиралтейский департамент».
Для практического усовершенствования в морском деле было отправлено в Англию 12 лучших флотских офицеров и для изучения кораблестроения – несколько корабельных учеников.
При заботах
о военном флоте обращалось также особенное внимание на усовершенствование
флота торгового. Для улучшения конструкции
коммерческих судов разных типов было повелено составить
чертежи судов с лучшими качествами. Для морской торговли лицам, желающим строить коммерческие суда, дарованы льготы по приобретению лесов и приглашению мастеров; с товаров, привозимых и вывозимых на русских судах, уменьшены пошлины, и на купеческие суда дозволено отпускать чинов военного флота.
Для развития судостроения и рыболовных промыслов на северных водах России предполагалось войти в рассмотрение местных потребностей, завести суда, наиболее пригодные для плавания в тех водах, избрать удобные места для устройства
верфей, послать для наблюдения за работами подмастерьев, или
«добрых»тимерманов, и обратить внимание местных промышленников на выгоды китовой ловли,
«дабы воспользоваться преимуществами оной в омывающем российские берега океане». Но все эти полезные предположения, к сожалению, не успели осуществиться.
Промышленная деятельность, развиваемая
Шелеховым на берегах Америки и островах Восточного океана, получила прочную организацию
в учреждении «Российско-Американской компании», которой были даны на 20 лет особые привилегии, предоставлявшие компании
«пользоваться всеми промыслами и заведениями края, делать открытия и занимать открываемые земли в российское владение, заводить заселение и укрепление для безопасного пребывания, производить мореплавание ко всем окрестным народам и иметь торговлю со всеми около лежащими державами».
В 1797 году состоялся
указ о разделении торгового плавания из портов Черного моря на «большое» и «малое». Первое могло совершаться, кроме морей
Черного и Мраморного, по
Архипелагу и всему Средиземному морю, а второе только по
Черному и Мраморному до Дарданелл. В видах ограждения интересов русского купечества, право совершать
«большое» плавание предоставлялось только судам, построенным в России или принадлежавшим русским подданным, или иностранцам, поселившимся в России. Но в последнем случае требовалось, чтобы
шкипер и не менее половины команды были русские; если же шкипер иностранец, то две трети экипажа русские. Кроме того, на поднятие русского флага судам, принадлежащим иностранцам, требовалось высочайшее разрешение. Это постановление явилось вследствие того, что во время войн с турками разрешение иностранным судам носить русские флаги, дававшееся без затруднений, было причиной многих злоупотреблений.
Примечание "Кубрика": Если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".