Впоследствии, в порядках, установленных
Комитетом, были произведены некоторые перемены, из которых важнейшие: передача фабрик и заводов из ведения Адмиралтейского департамента в ведение коллегии и некоторые изменения в распределении обязанностей экспедиций. Учрежденный при Интендантской экспедиции
«Лесной департамент» передан в ведение Министерства финансов, на обязанность которого возложены и все распоряжения по заготовлению
корабельных лесов; контрольные экспедиции, имевшие обязанность следить за правильностью всех подрядов и покупок и поставленные вне зависимости от
Адмиралтейств-коллегий, оказались вполне несостоятельными и были упразднены; задуманный в самых широких размерах
«Паноптический институт» далеко не достиг до предполагаемого развития и в 1818 году, после бывшего в здании его пожара, окончательно уничтожен, принеся казне более полумиллиона рублей убытка.
Произведенные
Комитетом преобразования могли бы принести флоту большую пользу, если бы политические обстоятельства благоприятствовали их систематическому, спокойному развитию и во главе морского управления стояли бы люди, желавшие и способные внимательно следить за ходом этого развития, помогать ему и направлять его должным образом. Но в настоящем случае этого не было: творец этих преобразований
Чичагов, бывший одним из основных деятелей Комитета и возглавлявший фактически морское министерство, способный создать широкий, блестящий план, не обладал качествами, необходимыми для практического осуществления своих проектов. Ему недоставало терпения и той кропотливой, неутомимой наблюдательности, которая требуется при введении в практическую жизнь всякого серьезного нововведения, наконец, главное, ему, по воспитанию и духу англичанину, недоставало знания русского народа.
Приступив к делу с горячей энергией, он скоро, видимо, утомился и охладел к нему; а преемник его
маркиз де Траверсе, вступивший в управление министерством в 1809 году, не сочувствуя нововведениям
Чичагова, старался не об укоренении их и развитии, а об изменении или уничтожении. Кроме этого, наступление военного времени, продолжавшегося целое десятилетие, и затем международные конгрессы, отвлекавшие внимание правительства от флота, вместо ожидаемого высокого поднятия его привели к печальному продолжительному застою.
В первые годы XIX века ежегодно происходили служебные и обычные практические плавания и иногда, под видом последних, высылались отдельные
эскадры с политическими целями. Так например, когда французы, несмотря на условленный нейтралитет Южной Италии, заняли Отранто и Бриндизи, часть наших сухопутных и морских войск, находившихся в Неаполе, в 1802 году переведена была в Корфу на зафрахтованных купеческих
судах, конвоируемых двумя военными
фрегатами.
В том же году в Балтийское море, под начальством
вице-адмирала
Симанского, выходила в практическое плавание эскадра из 11
вымпелов (7 кораблей, 2 фрегата, 2 катера) и 3 фрегата с
гардемаринами под начальством
капитан-командора Мясоедова; а в Финском заливе в продолжение двух месяцев плавали 33 судна гребной флотилии (30
канонерских лодок и 3
плавучие батареи) и на озере Саймо 2 канонерские лодки.
В начале 1803 года тревожные дипломатические столкновения между Англией и Францией, закончившиеся 6 мая объявлением войны, возбудили у нас сильные опасения, заставившие в марте месяце озаботиться укреплением Ревеля и приготовлением находившейся в этом порту эскадры
адмирала Тета (9 кораблей, 1 фрегат, 3 мелкие судна); но, в конце апреля, по получении успокоительных сведений, наша морская деятельность ограничилась только высылкой из Ревеля и Кронштадта
крейсеров для наблюдения в Финском
заливе и в половине мая – выходом
эскадры Тета в
практическое плавание.
7 июня 1804 года
Александр I посетил в Кронштадте флот и после исполнения примерного сражения отпустил его в море, под начальством
вице-адмирала Кроуна, в числе 19 судов (10 кораблей, 5 фрегатов, 3 катера, 1
люгер).
Кроуну назначалось крейсероватьв Балтийском море не далее Борнгольма; а части его эскадры из 6 судов (3 корабля, 2 фрегата, 1 катер), под начальством
контр-адмирала Ломена, повелено следовать
«для экзерциции» в Немецкое море до Догер-банки и, не заходя ни в один иностранный порт, возвратиться в половине сентября.
Плавания
Кроуна и Ломена были очень бурные: многие суда потерпели значительные повреждения, один катер потерял обе
мачты, а
флагманский корабль
Кроуна для исправления должен был итти в Копенгаген, а оттуда возвратиться в Кронштадт. Отряд же
Ломена, простояв за свежими противными ветрами три недели в Категате, выйдя в Немецкое море, встретил
жестокие штормы, заставившие его, по причине значительных повреждений судов, возвратиться в Кронштадт. О действительной трудности этого плавания и хорошем управлении судами свидетельствуют благодарности
«за исправное управление», полученные
Ломеном и некоторыми из командиров судов его отряда.
В июне 1805 года, когда уже война не была тайной и у нас готовились к перевозу
десанта в шведскую Померанию, послан был в практическое плавание с отрядом
капитан-командор Трескин, которому предписывалось, для проверки
карт, сделать
промер между
мысом Гобург и южной оконечностью
острова Эланда, где предстояло проходить нашей эскадре с десантом.
Деятельность
Черноморского флота ограничивалась в эти годы высылкой большего или меньшего числа судов в практическое плавание, в котором, например, летом 1802 г., находилось 5 кораблей, 2 фрегата и 2 мелких судна; кроме того, крейсеры плавали у восточного берега и происходили обычные посылки судов как к этому берегу, так и на Дунай для сообщения с тамошними портами и гребной флотилией.
Чтобы получить возможно ясное понятие о характере и значении военно-морской деятельности в первую четверть XIX века, необходимо сначала ознакомиться с общим ходом войн этого периода и потом уже сказать, где и какое участие принимали в этих воинах наши морские силы.
Мир, установившийся в Европе к началу XIX века, продолжался недолго: неисполнение
Наполеоном обязательств Амиенского трактата заставило Англию в 1803 году объявить Франции войну; а захваты чужих владений ничем не стеснявшегося
Бонапарта возбудили общие опасения всех европейских государств. Французские войска занимали уже значительную часть Италии, Геную, Швейцарию, Голландию, Ганновер, Гамбург и наложили контрибуцию на другие ганзейские города. Вторжение в Северную Германию угрожало Дании и даже Пруссии, несмотря на то, что она очень заботилась о снискании расположения правителя Франции. Австрия опасалась окончательной потери Италии, а Россия, хотя и более других отдаленная, не могла не видеть, что в недалеком будущем господство Франции в
Зунде и на
Босфоре угрожает стеснением свободы действий нашего флота и подчинением русской морской торговли интересам
Бонапарта.
Примечание "Кубрика": Если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".