исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

     

    Корабли финикян

    Илья Шолеймович Шифман
    Наука, М.: 1965






    Часть первая

    Первые шаги
    Рождение алфавита
    Финикияие идут на запад
    Загадочная страна Офир
    «Сидон я ниспроверг и камни бросил в море»
    Жизнь берет свое
    Солнце справа
    На пути к закату

    Часть вторая

    Картхадашт - новый город
    Борьба за море
    За Столпами Мелькарта
    Снова борьба за море

     

    Внутренняя жизнь финикийских городов


    Бурные события внутренней жизни Тира, как, вероятно, и других финикийских городов, и не менее тревожная внешнеполитическая ситуация оказывали существенное воздействие на их повседневный быт. Но уходили враги, жизнь продолжала свое обычное течение, Тир и другие финикийские города по-прежнему вели торговлю на море и на суше. В них как и раньше, процветали земледелие и ремесло. Именно в этот, не очень спокойный период своей истории финикияне предпринимали далекие плавания и совершили наиболее значительные открытия.

    К сожалению, мы пока не можем представить себе внешний облик Тира и Сидона. Известно только; что они были обнесены (иногда в несколько рядов) массивными стенами с высокими башнями; их ворота, как и в других городах Сирии и Палестины, состояли из нескольких секций (для защиты от врага); к стенам прибивали щиты, которыми прикрывали бойницы, откуда лучники поражали не-приятеля.

    Чужестранец, попавший в город, оказывался в лабиринте многоэтaжных домов и кривых улочек, которые вели к храмам и рыночным площадям. Там шла оживленная торговля, а в шуме базара можно было услышать не только финикийскую или арамейскую, еврейскую, египетскую или ассирийскую речь, но и греческий, италийский, этрусский и даже таршишский говоры.

    Из описания уже упоминавшегося пророка Иезекиила мы узнаем, что Тир получал из Таршиша серебро, железо, олово и свинец; из Греции и Малой Азии - рабов и медные изделия; из Африки и (через Южную Аравию) из Индии - слоновую кость и обезьян. Через Северную Сирию туда ввозили шерстяные ткани для окраски пурпуром, полотно и драгоценные камни, из Израиля и Иудеи продукты сельского хозяйства - пшеницу, мед, оливковое масло и бальзам. Из Сирийской степи арабы пригоняли в Тир стада овец и коз, а сабеицы с далекого юга при возили благовония, которые тирские купцы везли дальше на запад, где продавали втридорога.

     

    Финикийские корабли


         Финикийские корабли претерпели к этому времени некоторые конструктивные изменения. Они приобрели более округлую форму, их корпус стал более высоким, что увеличило и их
    осадку. Благодаря этому грузоподъемность судна возросла, а его мореходные качества, прежде всего остойчивость, улучшились. Вероятно, было изобретено и крепление корпуса продольными связями - либо горизонтальной балкой, либо канатом. По аналогии с греческими судами можно предположить, что эти связи размещалась на вертикальных стойках, располагавшихся по длине корпуса.

         Мы имеем возможность познакомиться и с
    «таршишскими» кораблями первой половины I тысячелетия до нашей эры. На носу такого корабля, проектировавшемся строго отвесно, под ватерлинией помещался таран, которым в бою проламывали борт вражеского су дна. Корма была закруглена и высоко поднимаясь над палубой и частично прикрывая ее, надежно защищала ее от нападения с тыла. Для защиты бойниц от неприятеля финикияне прибивали вдоль фальшборта воинские щиты.

         Судно имело две мачты - вертикальную в центре палубы (грот-мачту), несшую большой четырехугольный парус - основной движитель, и носовую, расположенную наклонно к носу, также с четырехугольным парусом, который использовался для маневрирования. Правда, это последнее устройство появилось, очевидно, сравнительно поздно. Известны датируемые VII веком ассирийские изображения одномачтовых «таршишских» судов со свернутыми парусами . Рулевое устройство состояло из двух длинных кормовых весел.

         Разумеется, уходя в плавание, далеко не всегда можно было рассчитывать на благоприятную погоду и попутный ветер, поэтому все суда - и «таршишские», и предназначавшиеся для переходов на близкие расстояния - были
    гребными.

         Вдоль каждого борта в два ряда размещались, судя по изображениям, девять-десять весел (возможно, их было и больше), за которыми сидели по нескольку гребцов наемных работников и рабов. Равномерные удары барабана устанавливали ритм работы, а плеть надсмотрщика подгоняла недостаточно проворных.

        Характерной особенностью финикийских кораблей того времени было отсутствие
    палубных надстроек. Все помещения для команды, пассажиров, а также кладовые для груза и снаряжения находились под палубой внутри корабли.

        Роскошные суда финикийских купцов производили большое впечатление на современников. Вот какое описание этих кораблей мы находим в книге библейского пророка Иезекиила. «Из кипарисов сенирских делали тебе (Тиру) доски; кедры Ливана брали. чтобы сделать мачту над тобою. Из дубов башанских делали твои весла; сиденья для твоих гребцов делали из слоновой кости и бука, что с остров Кипра. Узорчатое полотно из Египта было парусом твоим, чтобы быть для тебя знаменем; яхонтовым и пурпурным цветом с островов Элиша покрыта была твоя палуба».







    Рейтинг@Mail.ru