Певец моря
Русский художник-маринист,
мастер русской батальной марины,
морской офицер
Паровой фрегат русского военно-морского флота «Камчатка» держал курс к берегам острова Мадейра. Плавание проходило спокойно. Размеренно текла судовая жизнь, отбивались склянки, сменялись вахты.
Двадцатипятилетний лейтенант Алексей Петрович Боголюбов все свободное время отдавал любимому занятию — рисованию. Особенно удавались ему сцены корабельного быта, а знание морской службы помогало Боголюбову изображать все достоверно и выразительно.
Так бы и шла служба молодого офицера по накатанному пути: плавания, вахты, зимовки в Кронштадте, женитьба, семья, медленное продвижение по службе... И ничем не был бы известен лейтенант, если бы не случай.
В этом плавании на «Камчатке» находился президент Академии художеств М. Лейхтенбергский. Он просмотрел все рисунки Боголюбова и посоветовал ему серьезно заняться живописью: «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании»,— напутствовал Лейхтенбергский.
Очевидно, А. П. Боголюбов обладал исключительным даром, если сам президент Академии добился зачисления офицера-художника в Академию художеств с оставлением его на флотской службе. Под руководством известных педагогов Академии М. Воробьева и Б. Виллевальде А. Боголюбов окончил трехгодичный курс. За выдающиеся успехи в живописи его отправили совершенствовать свое мастерство за границу.
Вернувшись на родину в 1858 году, Алексей Петрович устроил выставку-отчет своих произведений, на которой экспонировалось тридцать картин и до трехсот этюдов. Выставка имела необыкновенный успех и долгое время имя Боголюбова не сходило со страниц печати. Совет Академии художеств единодушно присудил даровитому художнику Боголюбову звание профессора.
Алексей Петрович, как и многие другие маринисты в то время, испытывал некоторое влияние маститого художника-мариниста И. Айвазовского, но пошел своим путем в искусстве. Начав с пейзажей, сохраняя ценные традиции академической школы, А. Боголюбов в своем творчестве выступал как реалист. За свою жизнь он создал около трех тысяч картин и этюдов, много рисунков. Любимая тема пейзажей: реки, моря и берега. Они правдивы и проникнуты тонким поэтическим настроением.
Внук А. Радищева А. Боголюбов активно участвовал в движении передвижников и считался одним из деятельных и влиятельных членов правления Товарищества. Он нам дорог и как художник-патриот. Им созданы монументальные полотна на темы истории русского флота: «Гангутский бой», «Сражение при Красной Горке» и др. Эти картины отличаются высоким мастерством изображения, захватывают широтой темы, точно передают события, показывают величие подвигов русских моряков. Исторические батальные марины закрепили за Боголюбовым славу крупнейшего живописца-историографа русского флота.
Внизу представлены две работы Алексея Петровича Боголюбова:
слева - Захват «Меркурием» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. Работа 1845 года;
справа - Афонское сражение 19 июня (1 июля) 1807 года. Работа 1853 года.