исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Китобойный промысел




    Китобойный Промысел - отрасль промышленности, занимающаяся добычей и переработкой китов, а также производством продукции из китового сырья. В 9-10 вв. прибрежный промысел вели жители Кольского и Пиренейского п-овов. Наиболее интенсивной была охота на гладких китов в Бискайском зал. К кон. 15 в. количество китов в этом р-не резко сократилось. Постепенно поиск стали вести всё дальше от берега, что способствовало возникновению судового промысла гладких китов в нач. 16 в. Охотились на парусных судах, оснащённых неск. шлюпками-вельботами. Кита забрасывали ручными гарпунами, а затем добивали пиками и разделывали на плаву.

    В 16 в. за гладкими китами начали охотиться у вост. берегов Сев. Америки. В 17-19 вв. шёл интенсивный промысел гренландских гладких китов в р-не Шпицбергена и о. Ян-Майен, а в 18 в. начался промысел этих китов в море Баффина и в проливе Дейвиса. В 13-19 вв. проводилась активная охота на австрал. гладких китов в тёплой и приантарктич. зонах Юж. полушария.

    Судовой промысел кашалотов начался на Ю. сев. Атлантики в нач. 18 в. Он успешно продолжался до сер. 19 в. в тёплой и умеренной зонах Атлантического, Индийского и Тихого ок. и был прекращён в связи с резким снижением количества китов. Последние парусные суда находились на промысле в сев. Атлантике в 1925. Промысел кашалотов продолжается с вельботов ручными гарпунами лишь в р-не Азорских о-вов и о. Мадейры (Португалия ).

    К сер. 19 в. почти все р-ны промысла гладких китов были опустошены, оставались незатронутыми запасы китов-полосатиков. Эти киты, в отличие от гладких китов и кашалотов, тонули после убоя, что делало невозможным их обработку на плаву. В 1863 Свенд Фойн (Норвегия ) изобрёл гарпунную пушку и предложил туши китов накачивать воздухом, что позволяло буксировать их к береговым перерабатывающим станциям. Первое китобойное судно с паровой машиной, гарпунной пушкой и компрессором вышло на промысел в 1868 и добыло 30 китов у берегов Норвегии. Этим было положено начало совр. береговому К. п.

    К кон. 19 в. полосатики во мн. р-нах сев. Атлантики были почти уничтожены. Норвежские промышленники в 90-х гг. 19 в. организовали экспедиции в воды Антарктики, где были отмечены многочисл. стада китов. В сезон 1904-05 на о. Юж. Георгия (Антарктика ) была открыта первая береговая китобойная станция, а в следующем сезоне (1905-06 ) из сев. Атлантики в этот р-н пришла китобаза "Адмирален" (Норвегия ) с 2 судами для ведения промысла в открытом море (пелагического промысла, от слова пелагиаль - толща воды океанов и морей как среда обитания организмов). Затем возникли многочисл. береговые станции на ряде антарктич. о-вов, на юге Африки и юге Америки .

    В сезон 1925-26 в море Росса впервые работала норвежская китобаза "Лансинг" со слипом - наклонной плоскостью для подъёма добытых китов на палубу. Это новшество, предложенное норв. капитаном П. Сёрле, положило начало совр. пелагич. промыслу китов. Оно позволило охватить промыслом всю акваторию Антарктики, а добытых китов разделывать и перерабатывать на борту судна практически в любую погоду. К сер. 30-х гг. почти все китобазы были оборудованы слипами. Развитие пелагического промысла резко снизило значение берегового К. п. в Антарктике и в сезон 1965-66 он полностью прекратился.

    Основу совр. прибрежного К. п. составляют береговая станция (реже китобаза ) для разделки китов с комплексом оборудования по произ-ву и хранению продукции. При ведении охоты суда удаляются от станции на расстояние до 100 миль. Пелагич. промысел, как правило, проходит в открытом океане и ведётся флотилиями, состоящими из крупного судна-китобазы и китобойных судов. Китобаза - многопалубное океанич. судно (типа танкера ) водоизмещением до 45 тыс. т, рассчитанное на длит, автономное плавание. Китобаза (рис. 1 ) предназначена для разделки и переработки китов и произ-ва из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца ) получают с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения К. п. Мощные силовые установки обеспечивают китобазам скорость 15 м. миль/ч и более. Основные данные о китобойных базах приведены в табл. на стр. 248.

    Китобойные суда (рис. 2 ) длиной до 65 м, шир. до 9,5 м и водоизмещением до 916 т располагают двигат. установкой (паровой или дизельной ) мощностью до 3870 кет (5260 л. с. ) и обладают скоростью хода до 18-20 м. миль/у и хорошей манёвренностью. Они вооружены гарпунной пушкой и имеют амортизац. систему для предотвращения разрыва линя (и каната ) во время рывков кита, лебедку для подтягивания его к борту, компрессор для накачивания воздуха в тушу, а также навигационные и поисковые приборы.

    Рис. 1. Китобаза "Советская Россия": а - общий вид; 6 - разрез; 1 -полубак; 2 - носовая надстройка; 3 - поворотный кран; 4 - фальшборт; 5 - жировой завод; 6 - средняя надстройка с грузовыми стрелами и лебёдками; 7 - кормовая надстройка; 8 - ангар вертолёта (размещается между трубами машинного отделения); 9 - слип; 10 - твиндек-склады муки; 11 - танки для жира и жидкого топлива; 12 - доночное насосное отделение; 13 - морозильное отделение; 14 - рефрижераторные трюмы; 15 - компрессорное отделение.

    Рис. 2. Советское китобойное судно.

    Рис. 3. Комбинированное китобойное судно-китобаза (Норвегия).

    Основные данные о китобойных базах, действовавших в 1973

                             
     

    Страна

    Наименование китобаз

    Год постройки

    Водоизмещение, т

    Экипаж, чел.

    Главные размерения, м

    Скорость хода, макс. м. миль/ч 2

    Мощность машин, л. с- 3

           
     

    наибольшая длина

    ширина

    высота

    осадка

                   
     

    СССР

    "Советская Украина" и "Советская Россия"

    1959, 1961

    44900

    522

    217,8

    25,8

    19,0

    10,8

    16,0

    15000

     
     

    СССР

    "Юрий Долгорукий"

    1960

    39980

    527

    207,4

    24,0

    19,4

    12,1

    17,4

    24920

     
     

    СССР

    "Владивосток" и "Дальний Восток"

    1963

    26500

    374

    182,0

    23,8

    17,0

    8,9

    14,0

    6250

     
     

    Япония

    "Кёкиё-Мару" № 3

    1969

    23087

    500

    184,2

    23,5

    17,4

    10,6

    14,0

    6920

     
     

    Япония

    "Ниссин-Мару" № 3

    1967

    23107

    440

    182,3

    23,8

    17,7

    10,7

    13,2

    6750

     
     

    Япония

    "Тонан-Мару" № 2

    1971

    13098

    300

    170,2

    21,5

    17,1

    10,0

    15,3

    11600

     
     

    Япония

    "Чио-Мару"

    1968

    9026

    400

    142,7

    18,9

    12,1

    8,2

    16,5

    5600

     
                             

    1 Или модернизации. 2 1 м. миля/ч=1,852 км/ч. 3 1 л. с.=0,735 квт

    В кон. 60-х гг. появились комбинированные суда (рис. 3 ) для добычи и обработки китов (напр., типа "Педер Хюзе", Норвегия ). Поиск китов производится визуально (с использованием оптич. приборов ) и гидролокатором, к-рый повышает эффективность охоты вдвое. По фонтану - в хорошую погоду он виден за 4-5 м. миль - возможно определить вид кита. Охота слагается из ряда операций: сближение с китом на дистанцию выстрела, выстрел, подтягивание кита к китобойцу (если кит только ранен, делается 1-2 добойных выстрела ), накачивание туши воздухом и взятие его под борт для буксировки к китобазе. Если кита предполагается оставить в море, то к нему прикрепляют флаг (ставят "на флаг" ), радиобуй, что облегчает его последующий поиск. Сырьё перерабатывается на высокопроизводит. технологич. линиях различного назначения: для получения жира под давлением или под вакуумом (более прогрессивный способ), приготовления мясной и кормовой муки; упаренного бульона. Жир беззубых китов применяется в пищ., кож., мыловаренной и др. отраслях пром-сти, кашалотовый жир - в текст., химич. пром-сти, спермацет кашалота и амбра - в парфюмерной и косметич. пром-сти. Мороженое мясо китов используется в пищу. Из него изготовляют колбасы, консервы, белковые концентраты и т. д. Из печени и эндокринных желез вырабатывают витамины, леч. препараты, их используют также в пищевой и кож. пром-сти. Мука кормовая и упаренные бульоны добавляются в корм животных и птиц. С одного условного синего кита (или голубого кита) можно получить продукции на 22 тыс. руб., причём за жир - только 25% (условный синий кит - УСК по выходу жира = 1 синему киту = 2 финвалам = 2,5 горбатым китам = 6 сейвалам = 6 китам Брайда).

    Существует также промысел мелких китов. Впервые промысел малых полосатиков был организован в кон. 30-х гг. у берегов Норвегии (в дальнейшем он охватил почти всю сев. часть Атлантики и Арктики ). В 1971 резко увеличилась добыча малых полосатиков у берегов Бразилии (900 китов ) и ЮАР (св. 200 китов ). Япония впервые организовала промысел малых полосатиков в водах Антарктики. В различных р-нах Мирового океана также добывают мелких зубатых китов-бутылконосов, гринд и др., их промыслом занимаются гл. обр. Норвегия, Япония, Бразилия, Дания, Канада.

    Первая советская китобойная флотилия "Алеут" в составе китобазы и трёх китобойцев добыла первых китов 25 окт. 1932 в р-не Ревилья-Хихедо (Тихий ок. ) и затем с 1933 по 1968 вела промысел в сев. части Тихого ок. В 1948-64 на Курильских о-вах действовало до 5 береговых станций с 22 китобойцами . С 1963 в этом р-не ведут промысел среднетоннажные (до 26,5 тыс . т) китобазы "Владивосток" и "Дальний Восток". Они также используются на промысле рыбы. С 1966 по 1969 здесь действовала флотилия "Слава", в отдельные сезоны "Советская Россия".

    28 янв. 1947 советская флотилия "Слава" добыла первого кита, положив начало сов. К. п. в Антарктике. В 1959 в строй действующих вошли "Советская Украина", в 1961 - "Советская Россия", имеющие самые крупные в мире плавучие базы отечеств, постройки, оснащённые для переработки 70-75 китов в сутки. С 1960 ведёт промысел флотилия "Юрий Долгорукий" (китобаза переоборудована из пасс, судна ). Последние 3 флотилии продолжают вести К. п. в водах Антарктики; за период 1946-72 сов. китобои добыли св. 124,5 тыс. крупных беззубых (усатых ) китов и кашалотов.

    До сер. 60-х гг. Антарктика (воды южнее 40° ю. ш. ) оставалась ведущим р-ном промысла китов и в отдельные сезоны на неё приходилось до 93% всех добытых китов. Объём промысла в сев. части Тихого ок. обычно составлял 10-15%, но в кон. 60-х гг. он стал возрастать и достиг 50%. Доля сев. части Атлантики и Арктики редко превышала 10-13% , а последние 20 лет держится на уровне 3%. До 60-х гг. ведущее место в мировом К. п. занимали Норвегия (до 6077% ) и Великобритания (до 45-48% ). В сер. 50-х - нач. 60-х гг. ведущее место в К. п. стали занимать Япония и СССР. В 70-е гг. на их долю приходилось соответственно до 41 и 43% всех добытых китов.

    Международная китобойная комиссия (основана в соответствии с Междунар. конвенцией по К. п. в 1949 ) ежегодно проводит сессии, на которых рассматриваются итоги К. п., устанавливаются квоты выбоя китов, уточняются действующие меры регулирования и т. д. Впервые квота выбоя беззубых китов в Антарктике была установлена в 1947-48 и до 1962-63 включительно варьировала от 14 500 до 16 000 УСК, после чего стала снижаться и в 1971-72 составила только 2300 УСК. С 1971 в сев. части Тихого ок. и с 1972-73 в Антарктике введена видовая квота выбоя китов.

    Промысел регулируется правилами, которые в каждой стране (члене междунар. китобойной комиссии ) составлены с учётом положений комиссии. В них оговорены р-ны и сроки промысла, миним. размеры разрешённых к промыслу китов, запрещённые киты и т. д. С 1972 осуществляется международное наблюдение за К. п.

    Лит.: Зенкович Б. А., Киты и китобойный промысел, М., 1952; Головлев И. Ф., Техника китобойного промысла, 2 изд., [Калининград], 1960; Бодров В. А., Григорьев С. Г., Переработка китового сырья на китобазах, М., 1963; Ивашин М. В., Попов Л. А., Цапко А. С., Морские млекопитающие. (Справочник), М., 1972. М. В. Ивашин.











    Рейтинг@Mail.ru