исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания
  • Rambler's Top100

     

     

     

    Имена на морской карте



    Капитан 1 ранга Коцебу Отто Евстафьевич


    Коцебу
    Отто Евстафьевич,

    капитан 1 ранга

     

     

     

    Вокруг света три раза

     

     

    На рассвете 30 июля 1815 г. с Кронштадтского рейда снялся с якоря и взял курс на запад бриг «Рюрик» с первой научной русской кругосветной экспедицией на борту. Командиром корабля и начальником экспедиции был назначен лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу.

    Свое первое кругосветное путешествие вокруг света Коцебу совершил волонтером на шлюпе «Надежда» — флагмане первой в истории русского флота кругосветной экспедиции под началом выдающегося мореплавателя и ученого Ивана Федоровича Крузенштерна. «Надежда» явилась отличной школой — Коцебу стал настоящим моряком.

    Бриг «Рюрик», экипаж и научная часть экспедиции были отлично подготовлены к сложному и длительному плаванию. Многое на корабле было сделано по указаниям самого Коцебу, особенно оборудование помещений.

    Экипаж формировался из добровольцев. Научная часть экспедиции была представлена натуралистами Шамиссо и Вормискиолдом, студентом-медиком Эшшольцем и художником Хорисом. Душой и руководителем научной части был командир.

    Экспедиции поручалось отыскать начало пути из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки, так называемый северо-западный проход, над поисками которого безрезультатно бились многие исследователи. Нужно было провести съемку и положить на карту неизученные участки побережья русской Америки. В Тихом океане требовали уточнения карты многих островов. Огромный район белых пятен, где еще не бывали мореплаватели, нуждался в обследовании. Обширны были геофизические и гидрологические, этнографические и геологические изыскания и наблюдения.

    Без особых происшествий бриг пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и в феврале 1816 г. и стал в бухте Консепшен на чилийском побережье. После месячного отдыха экипажа и подготовки ко второму этапу путешествия он взял курс через Тихий океан на Камчатку.

    Во время плавания в южной части Тихого океана Коцебу уточнил положение нескольких островов, посетил остров Пасхи и пошел на север через неисследованные районы. Так были открыты острова Румянцева, Кутузова, Суворова.

    В июле после тщательной подготовки Коцебу вышел с Камчатки на север. Началась основная часть плавания — поход в Северный Ледовитый океан на поиски северо-западного прохода. В этом нелегком плавании на плохо приспособленном к ледовым условиям судне маленький экипаж действовал дружно и четко. Экспедиция открыла и обследовала бухту Шишмарева и остров Сарычева.

    Наступала зима, и Коцебу повел бриг на юг к берегам солнечной Калифорнии. В течение двух месяцев экспедиция посетила Гавайские и Маршалловы острова, открыла остров Нового Года, провела работы на цепи островов Радак, где были открыты и описаны острова Чичагова, Траверсе, Крузенштерна и других.

    Возвращаясь на Камчатку для продолжения поисков прохода, бриг попал в сильнейший шторм. Пострадали корабль, люди и особенно Коцебу — у него была повреждена грудная клетка. Тяжелые льды Берингова моря, болезнь начальника заставили экспедицию отказаться от поисков и повернуть на юг.

    Обратный путь ввиду болезни Коцебу и состояния корабля пролегал через Гавайи, на Радак, где был открыт ряд новых островов, на Гуам, в Манилу. В конце 1817 г. стали на якорь в Манильской бухте. Тихий океан был позади. Но впереди — Индийский океан, Атлантика. После тщательной подготовки корабля к длительному переходу в январе 1818 г. Коцебу вышел в море. Дальнейший путь прошел сравнительно спокойно, и в августе 1818 г. бриг вошел в Неву. Более трех лет продолжалось это замечательное плавание. Научная русская экспедиция вокруг света закончилась с успехом. Было открыто 399 новых островов. Многие несуществующие острова сняты с карт. Более 270 миль неизвестного ранее северного берега Аляски было подробно обследовано. Сделано много ценных гидрологических наблюдений. Экспедиция собрала уникальные коллекции. Альбом художника Хориса не потерял документальной ценности и в наши дни.

    Третье кругосветное путешествие капитан-лейтенант Коцебу совершает в 1823—1825 гг., командуя шлюпом «Предприятие». И снова на научную часть он обращает серьезное внимание. В составе экспедиции работают молодой физик Э. Ленц, астроном В. Прейс и минералог Э. Гофман — все из Дерптского (Тартусского) университета, медик и естествоиспытатель Эшшольц.

    Около трех лет продолжалось и это плавание.

    Научные итоги плавания на бриге «Рюрик» и шлюпе «Предприятие» Коцебу описал в своих трудах «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-западного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах» и «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие». Обе книги были переведены на английский, немецкий, голландский и шведский языки.

     

    Ю.Шереметьев








    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru