фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • словарик
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Судомоделизм

     
    Артиллерийские палубы





    Различные парусные корабли имели различное число артиллерийских палуб – деков. По количеству деков, в которых располагались орудия, не считая открытой батареи, то есть орудий, установленных на верхней палубе, корабли подразделялись на двух- и трехдечные линейные корабли. Орудия более крупного калибра устанавливались на нижней палубе, а меньшего калибра – на верхних деках.

    Каждая артиллерийская палуба имела свое наименование. Самая нижняя артиллерийская палуба называлась
    гондек, затем кверху шли мидельдек, опердек и верхняя открытая палуба, на которой также устанавливалась артиллерия. Самая нижняя палуба, ниже артиллерийской палубы – гондека, называлась орлопдек или кубрик и трюм.

    Распределение пушек по палубам по петровскому Регламенту:

    100 - пушечный корабль:
    гондек – 28 пушек 30-фунтовых,
    мидельдек – 28 пушек 18 – фунтовых,
    опердек – 30 пушек 12- фунтовых,
    гольфдек (полуют) - 14 пушек 6 – фунтовых;

    66 - пушечный корабль:
    гондек – 26 пушек 24 - фунтовых,
    мидельдек – 26 пушек 24 – фунтовых,
    опердек – 24 пушки 12- фунтовых,
    гольфдек (полуют) - 16 пушек 6 – фунтовых.


    артиллерийские палубы 1805 год приносит новые изменения в корабельной артиллерии. Было издано Положение, которое определяло род и калибр орудий для разного типа кораблей. Так, на линейных кораблях устанавливались 36 – фунтовые пушки и 24 – фунтовые карронады, на фрегатах устанавливались 24 – фунтовые пушки. Бриги вооружались только на верхней открытой палубе. Верхняя открытая палуба по длине от носа к корме делились на
    бак, шкафут, шканцы и ют. Бак – это пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты. Шкафут – часть верхней палубы между фок- и грот-мачтами. Шканцы – пространство от грот-мачты до бизань-мачты. Ютом называлась часть палубы от бизань-мачты (на многомачтовых кораблях) или от грот-мачты на двухмачтовых кораблях до гакаборта – задней оконечности кормы.

     



    Орудийные порты на моделях кораблей

     

     



    На рисуночках вверху я попытался изобразить крышки орудийных портов (читайте ниже). Наведите на них мышку, и крышки откроются, обнажив стволы. Сделано на апплетах Ява. Если ваш браузер не хватил апплетический удар (не путать с апоплексическим!), то вы увидите эту картину. Конечно, художник из меня от слова ... не буду говорить какого. Просто интересно.

    Орудийные порты – это почти квадратные отверстия, вырезанные в бортах корабля. Делались порты в носовой и кормовой частях корабля. В носовой части это так называемые порты погонных орудий, в кормовой – для орудий, используемых при защите от преследующего противника. В них ставили обыкновенные орудия, снятые с ближайших бортовых портов, размещенных на том же деке.


    орудийные порты

     

    Крышки орудийных портов, которые наглухо закрывали их, изготовляли из толстых досок, обшитых поперечными, более тонкими досками. Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри, при помощи тросов, концы которых были заделаны в рымах на верхней стороне крышки, а закрывались с помощью другого троса, прикрепленного к рыму на внутренней стороне крышки. На верхней палубе в фальшборте орудийные порты делали без крышек и называли полупортами. В петровские времена внешнюю сторону крышек портов часто украшали инкрустацией в виде золоченого венка, вырезанного из дерева.

     
    крышки орудийных портов

     

    Размеры портов и расстояние между ними зависели от диаметра ядра. Так, ширина и высота портов составляли соответственно 6,5 и 6 диаметров ядра, а расстояние между осями портов – примерно 20-25 диаметров ядра. Расстояния между портами диктовали нижние (самые крупнокалиберные) орудия, а остальные порты вырезались в шахматном порядке. Расстояние между всеми нижними портами плюс расстояние от крайних портов к носу и корме определяло длину батарейной палубы, а последняя – длину корабля и соответственно все остальные его размеры. Отсюда иногда в литературе встречается термин «длина корабля по гондеку».



     

    Изготовление орудий для моделей кораблей

     


    Виды и тип орудий на парусных кораблях рассмотрены в статье "Орудия парусников".
    Изготовление орудий парусных кораблей не представляет особой трудности. Орудийные стволы можно выточить на токарном станке из прутковой латуни, выходную часть ствола необходимо засверлить. Если ствол орудия модели корабля будет изображать ствол медного орудия, то его останется только подшлифовать, а если ствол модели будет имитировать чугунное орудие, то его надо покрасить черным лаком или черной нитрокраской. Но всякая покраска мелких деталей при всем старании делает их грубыми и неприглядными. Лучше различными химическими протравами произвести чернение всех деталей, которым положено быть черными. Вот несколько рецептов для чернения латунных изделий.

     

    Рецепты для чернения латунных изделий



    1. Смешивают 180 г углекислой окиси меди (она же углемедная соль), 400 г нашатырного спирта и 400 г воды. В эту смесь догружают латунные детали, часто и быстро вынимают их для наблюдения, затем промывают водой и просушивают. Такой процесс повторяют еще два раза. В заключение слабо натирают небольшим количеством льняного масла.

    2. Смешивают 10 частей углекислой окиси меди, 75 частей 25%-ного нашатыря, 15 частей воды и 0,5—1 часть медного купороса. Детали в растворе держат 5—10 мин.

    3. В 100 г. воды растворяют 20—25 г. медного купороса. Затем в этот раствор добавляют питьевую соду до прекращения реакций. Раствору дают сутки отстояться, затем его сливают и в слитый раствор добавляют 25%-ный нашатырный спирт (около 100 г).

    Латунные детали надо держать в растворе до полного почернения. При длительном держании в растворе мелких (тонких) деталей, например якорной цепи, они могут полностью раствориться.

    Лафеты орудий можно сделать из дубовых или буковых дощечек, т. е. так, как они делались на самом деле, но можно их делать и из целого брусочка. Чтобы лафеты получились все одинаковыми, сначала надо выстрогать рейки соответствующей высоты и ширины, а затем из реек напилить брусочки, равные длине лафета. Колеса лафета можно выточить на токарном станке, окантовать их полосками тонкой жести или латуни и покрасить в черный цвет.

    Чтобы модели лафета орудия придать большую историческую достоверность, ее слегка пошкуривают и покрывают бесцветным лаком. Если древесина для изготовления лафета была слишком белой, то изготовленный лафет перед покрытием лаком желательно слегка подморить (жидкой морилкой).

     
    изготовление орудий парусника
     

    Модели артиллерийских орудий, которые будут установлены на нижних палубах, делать целиком нет необходимости. Обычно вытачивают часть ствола орудия с хвостовиком, которым оно вставляется в заранее вклеенную деревянную бобышку.
    Артиллерийские орудия во время боя надо было удерживать и перетягивать для зарядки и наводки, а во время похода из-за качки корабля — основательно крепить. Для всего этого орудия были снабжены специальной системой талей. Для удержания орудия при откатке во время стрельбы служил мощный трос (брюк), проходивший через рым на казенной части ствола орудия, отлитый вместе со стволом. Концы брюка крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. На некоторых иностранных кораблях этот трос (брюк) крепили не на рыме ствола орудия, а на рымах боковых сторон лафета орудия, и брюк состоял из двух концов. Смотрите также слово винград в Морском словаре терминов в "Кубрике".



    тали орудий
     

     

    Для подкатывания орудия к борту служили пушечные тали, которые состояли из двух блоков каждая. Крепили их одним концом в рымах на щеках лафета, а другим — в рымах по борту пушечных портов. Были еще одни или двое талей (откатные), закрепляемых так же, как и пушечные, но с задней части лафета орудия. Они предназначались для втягивания орудия внутрь корабля.
    Вся эта оснастка орудия (брюк, пушечные и откатные тали) служили и для крепления орудия по-походному. Кроме того, под колеса лафета подкладывали еще деревянные клинья. При изготовлении модели корабля всю эту оснастку делают обязательно у открытых орудий (расположенных на верхней палубе).









    Рейтинг@Mail.ru