фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Судовое оружие

     

     


    Отрывки из книги О.Курти "Постройка моделей судов"


         В древности на судах в качестве оружия дальнего действия применяли пращу и лук. Со временем к ним добавились метательные машины. Не будет ошибки, если скажем, что первые военные машины были изобретены и стали применяться в IV веке до нашей эры. Их описания можно найти у Полибия из Греции (261 – 120 годы до н. э.), Фидона из Византии (приблизительно II в. до н. э.), Герона из Александрии (I в.) и других авторов, в том числе и римских, от Витрувия (I в. до н. э.) до Флавия Вегеция (IV в.).
    Однофунтовое орудие 13 века springarda

    Позднее появились метательные машины. У греков было два типа подобных машин: эутютона для метания стрел длиной 4—5 м с железными наконечниками и баллиста-палинтон для метания камней весом до 80—100 кг, а иногда и стрел. Их называли также катапультами. Камни или металлические снаряды, брошенные баллистой, летели на 200 м.
    В III—II вв. до н. э. были выработаны правила и формулы для определения размеров различных военных машин, в частности для определения соотношения между их размерами и сечением пучка скрученных жил, от упругости которого зависела сила машины.
     

         Военные машины на судах ставили за защитной стенкой, состоявшей из больших деревянных досок, в которых были прорезаны амбразуры или порты. На носу и корме судов военные машины размещали в башнях, которые после окончания битвы разбирали. При осаде Сиракуз на судах впервые были использованы метательные машины. Консул Марселий пытался бомбардировать город с моря при помощи большой военной машины — арфы, установленной на плавающей платформе из восьми соединенных друг с другом судов.
     

    Военными метательными машинами типа баллист (рис. 498, с) продолжали вооружать суда вплоть до изобретения пороха. Со временем огнестрельное оружие полностью вытесняет метательные машины, .
    В древности в качестве оружия применяли и зажигательные смеси. В старинных рукописях и документах говорится о том, что ассирийцы и греки использовали стрелы с зажигательной смесью из серы, битума и смолы, которые метали машины. Подобное оружие применяли и на судах, например во время битвы при Акциуме.
     

    Типичным снарядом того времени была зажигательная стрела, которую выпускали из лука. Она представляла собой деревянный шток с железным наконечником, обернутый паклей со смолой. Это было опасное оружие: оно сеяло ужас среди врагов и приносило разрушения на судах противника. Для защиты от стрел применяли специальные приспособления из железных листов и кожи.
    Греками (по другим источникам, арабами) была создана особая смесь, состав которой они долго держали в секрете. Позднее
    греческий огонь (так стали называть эту смесь) использовали сарацины против крестоносцев. Они применяли смесь на стрелах, имевших недалеко от наконечника трубку с запрессованным порохом. Вследствие горения пороха такая стрела, пущенная из лука, летела подобно ракете и приобретала большую силу. (В Китае порох был известен в X—XII вв., и, возможно, способ его применения стал известен мусульманам через монголов).
    Клепаные железные бомбарды: а - 13-14 век; б - 14-15 век; судно Мари Роз

         В настоящее время известно, что огнестрельный порох был изобретен еще раньше, и свидетельство этому мы находим в знаменитой «Книге огней», написанной в 846 г. неким Марко Греко. От зажигательных стрел до огнестрельного оружия путь был сравнительно недолгим. Появились модфы, или мадфы, — «огненные трубы», закрытые с одной стороны. Они метали зажигательные стрелы, а также другие снаряды.
    Впервые огнестрельное оружие на судах применили арагонцы против флота Анжу в 1200 г. Это были громовые трубки (итал. cannuncole). В 1281 г. в хрониках («Cronache forlivesi») уже говорится о бомбарде, а в 1304 г. появляется сообщение об однофунтовых орудиях (итал. springarda), применявшихся на судах генуэзского адмирала Раниеро Гримальди, который находился на службе короля у французского (рис. 499).
    Эти орудия представляли собой железные трубы, в усиленной задней части которых находилась зарядная камора. Ее использовали в качестве замка и крепили к стволу при помощи клина, проходившего через камору и ствол. Внутрь нее заранее укладывали картуз с порохом. Ствол орудия крепили на длинном лафете, установленном на поворотной вилке. Таким образом, первое огнестрельное оружие заряжали сзади.
    Бомбарда, которая постепенно вытеснила катапульту (рис. 500, а), состояла из двух частей: зарядной каморы (итал. cannone) и ствола (tromba). В снятую со ствола камору закладывали боевой заряд и с помощью особого ящика — «казенника» — устанавливали на лафете и вводили в ствол, заряженный каменным ядром. Обычно каждая бомбарда имела несколько зарядных камор, чаще всего четыре.
    Различные источники свидетельствуют о применении бомбард на судах. Например, в «Statuto genovese di Gazzeria» 1316 г., говорится о том, что каждое судно грузоподъемностью 600 т должно было иметь 5 бомбард, 120 железных или каменных ядер и 13 бочек пороха.
     

    Для изготовления бомбард в основном использовали железо и реже — бронзу и латунь. Корпуса малых бомбард сваривали из железных листов, больших — ковали из железных полос, которые затем скрепляли сверху мощными железными обручами. Бронзовые бомбарды отливали так же, как и колокола. Впоследствии мастера предпочитали отливать орудия, так как это было легче делать и, кроме того, позволяло избегать погрешностей, возникающих при ковке, которые затрудняли подгонку зарядной каморы к задней части ствола.
    Бомбарду устанавливали на лафете, выдолбленном из крепкого дубового ствола. Иногда в передней части лафета ставили два колеса (рис. 500, Ь). Ядра большей частью были каменными, их, как, впрочем, и металлические ядра, называли просто камнями. Бомбарды малого калибра стреляли свинцовыми или железными ядрами.
    Поджигали заряд в этих орудиях с помощью запального шнура или раскаленного железного прута. Для этого рядом с орудиями на судах стояли железные жаровни с горящим древесным углем, вблизи которых лежали железные прутья и крюки, подготовленные к накаливанию. Раскаленный прут вводили в запальное отверстие ствола и протыкали им картуз — порох воспламенялся.
    Первые бомбарды разделяли на три типа: малые с длинным стволом (стреляли железными или свинцовыми ядрами), большие с длинным стволом и с коротким стволом большого калибра. Последние служили для стрельбы навесным огнем. Бомбарды стояли на палубе.
    В XV в. словом cannone (пушка) начинают называть орудие любого типа. Интересно, что орудия часто получали наименования зверей и птиц. Это, по-видимому, должно было внушать врагу больше страха. Так, были «коршун» (girifalco), «сокол» (sagro и falcone), «змея» (serpentina) и т. д.
    На судах применяли следующие орудия: картауны с коротким стволом большого калибра; кулеврины различных калибров с длинным стволом; фальконы среднего калибра; фальконеты; мушкеты (последние постепенно превратились в ручные ружья) и судовые бомбардели.
    Фальконеты, мушкеты и бомбардели — это маленькие пушки, которые стреляли каменными или железными ядрами; устанавливали их на поворотных вилках на фальшборте. Во время боя их ставили на квартердеке, баке и марсах мачт. В XVI в. судовую
    бомбардель называют камнеметом с «казенником». Лоток служил для установки зарядной каморы (рис. 501, а).
    В середине XV в. стволы начинают отливать вместе с цапфами — цилиндрическими приливами по бокам, которые позволяли вращать ствол в вертикальной плоскости; начиная с XVI в. лафеты ставят на два-четыре колеса.
    Судовые орудия 14-16 веков: а - судовая бомбардель 14-15в., б - камнемет с казенником, 16 век, с - мушкет, d - мушкет с казенником

         Самые тяжелые орудия с конца XV в. располагали внизу, самые легкие — наверху. Французский историк П. Даниель утверждает, что так впервые стали размещать орудия на французских судах. Например, на галионе Людовика XII «Ле Шарант», имевшем 200 орудий, 14 наиболее тяжелых были поставлены на нижней палубе для придания судну большей остойчивости.
         Развитие судовой артиллерии происходило очень медленно. В XVI в. на судах применяли многочисленные типы орудий. Так, знаменитый «Соверин оф зе Сиз» имел 104 орудия: 30 пушек и полупушек на нижней палубе, 30 кулеврин и полукулеврин на средней, 26 «соколов» на верхней и 18 фалькон и громовых трубок на фальшборте и марсах.
    В XVII в. наиболее крупные пушки устанавливают на четырехколесных лафетах, а более мелкие — на двухколесных. Полная пушка калибром 177 мм весила 2041 кг, полупушка калибром 154 мм — 1814 кг, кулеврина калибром 154 мм —2041 кг, полукулеврина калибром 128 мм — 1542 кг, а «сокол» калибром 77 мм — 635 кг. Вес ядер колебался от 18,8 кг у пушки до 7,9 кг у кулеврины и 2,5 KF у «сокола». Дальность действия орудий составляла около 400—500 м (рис. 502).
    Орудия 16-17 веков: а - бронзовая кулеврина 16в, b - бронзовая полукулеврина 17в, 
с - железная пушка конца 17в, d - пушка на лафете с носовой палубы галеры 16в, е - кулеврина на лафете 16вВ XVII в. были предприняты попытки унифицировать имеющиеся типы орудий в зависимости от веса ядер. Так, полупушку причислили к 24-фунтовому орудию (ее ядро весило 24 фунта, что приблизительно равно 12 кг), кулеврину — к 18-фунтовомуи полукулеврину — к 9-фунтовому, Эта классификация становится общепринятой только в конце XVII в. Орудия того времени были бронзовыми или железными; первые были дороже, но легче и надежнее (железные орудия при выстрелах часто разрывались).
    Ко второй половине XVI в. относятся попытки заменить бронзовые орудия чугунными, но произошло это только в середине XVIII в. благодаря достижениям в технике переработки железа. Правда, конструкция орудий оставалась без изменений еще в течение сорока лет.
    На стволе больших бронзовых пушек и кулеврин имелись две дужки, отлитые вместе с ним и расположенные над центром тяжести ствола. Обычно их делали в виде дельфинов; служили в качестве ручек при переносе орудий (рис. 503); у железных пушек дужек не было.
    Бронзовая пушка 18вВ течение XVIII в. улучшаются пропорции судовых орудий: уменьшаются их размеры, повышается прочность по сравнению с береговыми. Лафеты делают только четырехколесными, и до 1860 г. они не претерпевают существенных изменений. Число орудий на судах и их тип остаются неопределенными.



    Детали пушек и лафетов XVI—XVIII вв.

     

    Пушки. В пушке различали следующие детали: внутреннюю часть трубы орудия — канал; переднюю часть — дуло; «усиления» — цилиндры, надетые на трубу; цилиндрические приливы, на которых орудие вращалось в вертикальной плоскости — цапфы; часть трубы от цапф до дула — ствол; заднюю часть орудия — казну или казенную часть; прилив на казне — винград; отверстие в трубе рядом с казной, в которое засыпали порох для воспламенения заряда, — запальное отверстие и т. д. Эти и прочие детали орудия показаны на рис. 504, на котором можно видеть и соотношения отдельных деталей.

    а - французские пушки и их лафеты, б - английские пушки и их лафеты а - французские пушки и их лафеты, б - английские пушки и их лафеты

    Лафеты, или «тележки» , изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок — щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили горизонтальную доску — раму, а к ней — оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально. В передней части рамы между щеками находился вертикальный брус — «подушка лафета». Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.
    Английские лафеты были легче французских и не имели рам. Высота орудия на лафете была несколько ниже половины высоты пушечного порта (см. рис. 504, с).

     

     

     

     

    Инвентарь старинных орудий



    Старинные орудия на судах во время боя передвигали для зарядки и наводки, а в остальное время из-за качки их приходилось основательно крепить с помощью специального инвентаря.
    Брюк — это мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. На английских судах брюк проходил не через лафет, а через рымы на боковых стенках лафета.

    Пушечные и откатные тали, брюк Орудие, закрепленное при помощи тросов
    Пушечные тали — состояли кз двух блоков с гаками, которые крепили в рымах на щеках лафета и по бокам пушечных портов. С их помощью орудие подкатывали к порту и откатывали от него. Для этого двое талей заводили с двух сторон орудия (рис. 505).
    Откатные тали — это один или двое талей, основанных так же, как и пушечные, и служивших для втягивания орудия внутрь судна. Обычно орудия закрепляли на судне при помощи тросов, во время боя их выдвигали из пушечных портов. Иногда это делали во время стоянки на якоре, для того чтобы придать судну парадный вид.
    Для закрепления орудия его втягивали внутрь судна и опускали казенную часть так, чтобы дуло касалось верхнего косяка порта (Для этого на внутренней стороне клямса против середины порта был сделан круглый вырез — краюшка). Брюк заводили под переднюю ось лафета, а ствол крепили тросом, который охватывал его и был закреплен на рыме в середине верхнего косяка. Винград орудия тоже охватывали стропом, в огон которого заводили гак откатных талей. Второй гак талей крепили в рыме на косяке. Затем пушечные тали набивали и, обтянув их, прихватывали брюк при помощи тонкого конца. Для безопасности под колеса лафета подкладывали клинья, кроме того, все орудия одной батареи скрепляли друг с другом тросом, проходившим над нижней «ступенькой» лафета через рымы на палубе и гаки по бокам пушечных портов (рис. 506 и 507).

     

     

    Зарядка орудий или заряжание орудий



    Уже говорилось, что зарядную камору с заранее приготовленным зарядом вводили в ствол бомбард сзади. У первых пушек заряд помещали в оболочку из шелковой или фланелевой ткани и заталкивали ее в дуло. Затем в ствол забивали пыж из пеньки, ядро и второй пыж. Иногда в ствол закатывали сразу два ядра, одно на другое, или каленое ядро; в последнем случае между пыжами и ядром дополнительно ставили мокрые пыжи.
    Около средины XVI в. в употребление входят картузы — полотняные мешки с зарядом пороха. Иногда картузы (рис. 508, а) изготовляли из крепкого картона. Хранили их в цилиндрических сосудах — кокорах, крышки которых крепили на кончиках (рис. 508, Ь), Кокоры красили в красный цвет и ставили в ящиках на стеллаж рядом с орудием. В канал ствола забивали сперва картуз, затем пыж из сена или лыка, деревянную пробку, еще один пыж и, наконец, ядро. Чтобы порох, пыжи и деревянную пробку можно было забить поплотнее, применяли прибойник — древко с цилиндрическим утолщением на конце (рис. 508, с). На английских судах в качестве рукоятки прибойника использовали кусок жесткого троса, который можно было изгибать, благодаря этому канониры могли заряжать орудие при встрече с неприятелем, находясь в укрытии (рис. 508, d).
    Для чистки стволов орудий служили: клоц — цилиндрическая щетка из щетины, насаженная на длинный шток и служившая для чистки канала ствола (рис. 508, е), и банник — шток с деревянным цилиндром, обшитый мехом, обычно бараньим (рис. 508, f). Часто банник крепили на противоположном конце прибойника.

    Картуз Зарядка орудий Зарядка орудий
    Для удаления пеньки или остатков пыжей использовали своего рода штопор — пыжовник (рис. 508, d), а для разрядки орудия, т. е. для вытаскивания ядра и картуза, применяли шуфлу — большую цилиндрическую ложку (рис. 508, h).
    Протравником — иглой, снабженной делениями и ручкой через запальное отверстие протыкали картуз и таким образом освобождали путь для воспламеняющего пороха (рис. 508, i). Это был особый мелкий порох, который насыпали в запальное отверстие из порохового рога (рис, 508, 1). Поджигали порох фитилем (шнуром из пеньки, вареной в воде с серой и селитрой), укрепленным на фитильном пальнике — деревянном штоке с обмотанным вокруг него фитилем. Пальник, на конце которого имелось железное острие, обычно втыкали в палубу рядом с канонирами (рис. 508, т).
    ФИТИЛИ хранили в бочонке (рис. 508, п) из латуни или меди обычно с двумя отверстиями по бокам (в них и просовывали фитили). Верхнее отверстие служило для выхода газов, за нижнее часто подвешивали поднос.
    Горизонтальную наводку орудия производили при помощи деревянных правил, служивших рычагами для передвижения задней части лафета (рис. 508, о). Для наводки по вертикали применяли небольшие железные правила, которыми поднимали казенную часть орудия (рис. 508, р). Добившись нужного положения ствола, правила заменяли деревянным клином.
    На каждое орудие полагалось два ведра: в одном хранили пыжи и деревянные пробки, в другом, так называемом боевом, находилась вода для тушения огня, который мог воспламенить порох, или для охлаждения канала ствола (его протирали банником, смоченным в воде) (рис. 508, q).
    Во время ночного боя по бортам между орудиями вешали фонари, которые тоже называли боевыми (рис. 508, г).
    Снаряды. Чаще всего в судовой артиллерии применяли железные ядра, диаметр которых был несколько меньше диаметра канала ствола. Для разрушения вант и мачт использовали разрезные ядра, или книпели (итал. angeli — ангелы), состоявшие из двух полуядер, соединенных железной штангой (рис,. 508, s). До 1830 г. существовали цепные ядра — два ядра, соединенные куском цепи (рис. 508, t). Кроме того, в качестве снарядов использовали цилиндрические оболочки, наполненные пулями или железными кусками (картечью) и устанавливаемые перед ядром; «виноградную» картечь, состоящую из маленьких пуль, обернутых в ткань и соединенных между собой растительным концом (рис. 508, u—z), и каленые ядра. Последние раскаливали в специальных небольших печах на судах, поэтому они представляли большую опасность для самого судна, и применяли их редко.
    На каждое орудие полагалось 60 ядер, 10 книпелей и 10 картечных зарядов. Ядра хранили в небольших ограждениях из досок или толстого троса или на небольших консолях, расположенных сбоку от орудия.

     
    Судовая мортира 17 века и бомба с запалом из деревянной трубки
         В конце XVIII в., правда, без большого успеха, применяют полые ядра — взрывающиеся гранаты. Это были пустотелые шары, наполненные картечью и порохом; особый взрыватель, зажигавшийся при выстреле, вызывал взрыв пороха в гранате при ее падении. -
    В 1784 г. англичанином Е. Шрапнелем были изобретены разрывные снаряды, наполненные круглыми пулями. Эти снаряды, которые стали называть по имени изобретателя шрапнелью, в определенной степени происходят от бомб, которые метали мортиры. Бомбы применялись для стрельбы навесным огнем и представляли собой большие пустотелые ядра, наполненные порохом, с воспламенителем — деревянной трубкой с фитилем. Фитиль поджигали, и бомбу за ушки, укрепленные на оболочке, опускали в мортиру (Гранаты, по Самойлову К.И., были подобны бомбам и отличались от последних лишь отсутствием ушек, а кроме того, были легче весом, не более 1 пуда). Позднее их стали опускать в дуло мортиры, не поджигая фитиля: он воспламенялся при взрыве заряда в орудии (рис. 509).

    Установка мортиры на бомбардирском судне Установка мортиры на бомбардирском судне
    Мортиры были широко распространены в сухопутных войсках, а на судах их долго не применяли. Только в 1682 г. француз Р. Элизагара предложил строить специальные суда, вооруженные мортирами, которые получили название бомбардирские галиоты.
    (В русском флоте первые бомбардирские корабли появились в 1699 г. для действия против крепости Азов, их называли также шихбомбардами. Это были широкие суда с небольшим ходом, вооруженные 2 мортирами и 12 пушками. Бомбардирские корабли просуществовали в русском флоте до 1828 г.».)
    Это были маленькие, но очень крепкие суденышки с грот- и бизань-мачтами, а на месте фок-мачты стояла крепкая платформа с двумя мортирами. Английские бомбардирские суда имели три мачты, между которыми устанавливали мортиры на поворачивающихся платформах (рис. 510).

     



     

     

     

     

    Легкая артиллерия и ручное оружие XVIII века



    Первые огнестрельные орудия, как уже было сказано, устанавливали на поворотных вилкообразных опорах, находившихся на релингах. Применяли такие орудия до середины XIX в.
    В XVI в. появилась бомбардель, выполненная из бронзы с поворотным «казенником» и железной зарядной каморой (рис. 511, а). Во второй половине XVIII в. ее заменили небольшими пушками, которые в отличие от бомбарделей заряжались спереди (рис. 511, b, f). К концу XVIII в. в употребление входят маленькие мортиры, которые тоже были смонтированы на вилках и стреляли гранатами (рис. 511, с). Использовали и мушкеты; тяжелый образец снабжали подставкой с развилкой; во время боя ставили на фор- и ахтеркастелях или на марсах, чтобы обстреливать палубу противника (рис. 511, d, e).
    Ручное оружие — пистоли, пики, топоры, сабли и т. д.—хранили в специальных оружейных ящиках, которые во время боя ставили на палубу.



    Орудийные порты и их крышки

     

    Орудийные порты, как вы уже знаете, — это почти квадратные отверстия, вырезанные в бортах. Порты первой, второй и третьей батарей были расположены в шахматном порядке. В фор- и ахтер-кастелях имелись орудийные порты для орудий меньшего калибра, в носовой части — порты для погонных орудий, снятых с бортовых батарей для обстрела преследуемого противника, а в кормовой части — ретирадные порты для орудий, используемых при защите от преследующего противника.
    Орудийные порты и их крышкиОрудийные крышки портов, которые наглухо их закрывали, (рис. 512, a—d), изготовляли из толстых досок и покрывали поперек более тонкими досками. Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри при помощи порт-драйрепов — тросов, концы которых были заделаны в рымах на внешней стороне крышки, затем проходили через два отверстия в борту над портом и огонами закреплялись на небольших порт-талях (рис. 512, d). Закрывали крышки с помощью другого конца — порт-шкентеля, прикрепленного к рыму на внутренней стороне крышки (рис. 512, h). В XVIII в. крышки портов устанавливали на портах нижней батареи, а на второй и третьей батареях иногда применяли так называемые фальшпорт-крышки (рис. 512, е). Они состояли из двух рядов еловых досок, поставленных поперек друг на друга, и не имели шарниров: вставляли их в порты подобно рамам. В середине крышки было прорезано отверстие для ствола орудия. По краям отверстия находился манжет из тированной па-русины, который обхватывал ствол и препятствовал проникновению воды внутрь судна.
    В конце XVIII в. порты верхней батареи стали закрывать двумя горизонтальными полукрышками — полупортиками (рис. 512, d), вращавшимися на шарнирах; в середине полупортиков имелись полукруглые вырезы для ствола орудия.
    Изнутри крышки портов, как и лафеты, красили в красный цвет. В конце XVIII в. борта судов красили белыми и черными горизонтальными полосами, лафеты орудий — в черный и крышки портов — в белый цвет. До середины XVIII в. большую часть орудий делали из бронзы, железные красили черной краской. В разные времена внешнюю сторону портов украшали по-разному.

     

     

     

     

     

    Артиллерия с конца XVIII до конца XIX века



         В конце XVIII в. продолжаются поиски более быстрой и надежной системы запала. К этому времени уже известна гильза, которую наполняли порохом и вставляли в запальное отверстие орудия. В 1780 г. английский капитан К. Дуглас предлагает «огниво с с кремнем», подобное огниву ручного оружия (рис. 513, а).
    В 1807 г. появляется капсюльная трубка, которую наполняли смесью калия, сурьмы, угольной пыли и серы, воспламеняемой от трения или удара. Широкое распространение эта трубка получила после изобретения американцем Хидденом курка с ударником (рис. 513, Ь). Позднее устройство курка было упрощено англичанином Дандасом; в таком виде его применяли вплоть до 1862 г. Значительным шагом в развитии артиллерии было появление карронад. В 1778 г. шотландская литейная и судостроительная компания «Каррон» изготовила новое орудие — карронаду, которая походила на прежние картауны. Это орудие было коротким, легким, сравнительно большого калибра; оно не требовало большого заряда и имело малочисленный обслуживающий персонал.
    Курки для воспламенения заряда орудий: а - огниво с кремнем, b - курок с ударником

         Карронады сразу же стали вводить на торговые, а несколько позднее и на военные суда, и, благодаря своим достоинствам, в основном большому калибру (68, 42, 32 и 24 фунта) при малых размерах, они получили всеобщее признание, хотя имели меньшую дальность действия, чем прежние орудия. Вначале суда стали вооружать одними карронадами, позднее их стали ставить только на верхней палубе и на фор- и ахтеркастелях (баке и юте). Эти орудия отливали из чугуна. В винграде имелось нарезное отверстие, в котором вращался винт, изменявший наклон орудия по высоте. Стволы карронад делали без цапф, внизу ствола находилось вертикальное кольцо, соединенное с опорой при помощи горизонтального штыря. Опору крепили на деревянных салазках, благодаря этому она могла перемещаться по мощной платформе. Сама платформа спереди вращалась на штыре, который соединял ее с набором судна, а сзади были два небольших колеса.
         Карронады, как и прочие пушки, крепились с помощью брюка, проходившего через проушину у казенной части орудия, и пушечных талей (рис. 514). Орудия этого типа применяли приблизительно до 1860 г., т. е. до появления орудий с нарезными стволами и заостренными снарядами.
     

         В конце XVIII в. общая форма орудий и их пропорций были улучшены (рис. 515).
    В 1824 г. во французском военно-морском флоте появляются гаубицы — изобретение X. И. Пексана. Гаубицы отливали из чугуна; они имели калибр 180—210 мм и могли стрелять бомбами по навесной траектории или гранатами прямой наводкой, как обычные пушки (рис. 516). С этого момента начинается обновление судовой артиллерии.
    В 1846 г. итальянец Дж. Кавалли изготовил первое орудие с нарезным стволом, которое заряжалось сзади снарядами с цилиндрическим корпусом и дугообразно заостренной передней частью. В 1855 г. Армстронг также изготовил орудие с нарезным стволом, заряжавшееся с казенной части. Их применяли на английских судах, однако конструкция замка была неудачной, поэтому вместо них суда стали вооружать орудиями большого калибра, заряжавшимися спереди.
    В 1864—1865 гг. вместо гладкоствольных орудий вводят орудия с нарезными стволами (рис. 517). Первые тяжелые орудия с нарезными стволами, заряжавшиеся с дула, были построены в 1865 г.: они весили 7 т, их калибр составлял 203 мм, а бомбы весили 68 кг. Затем были созданы орудия весом 12 т и калибром 288 мм. В 1873 г. фирма «Армстронг» построила первое 406-милли-метровое орудие весом 80 т. Наконец, в 1878 г. английская фирма «Элсвик» создала орудия весом 100 т и калибром 450 мм для вооружений броненосцев «Дуилио» и «Дандоло» (рис. 518). Однако в 1880 г. после ряда тяжелых несчастных случаев, происшедших при зарядке орудий с дула, суда стали вооружать орудиями, заряжавшимися с казенной части.
    С появлением тяжелых орудий была радикально изменена конструкция лафетов, поворачивающихся на платформах. Для восприятия сильнейшей отдачи в 1864 г. начали применять гидравлические тормоза, вначале на малых орудиях. Тяжелые орудия еще некоторое время продолжали монтировать на лафетах, и лишь с восьмидесятых годов XIX в. начинается эра гидравлически поворачиваемых башен. Впервые они были построены на «Дуилио» и английском корабле «Инфлексибль» (рис. 519).
    С этого времени тяжелые орудия устанавливают в поворотных башнях, которые состояли из мощного бронированного цилиндра, протянувшегося вплоть до днища судна и опиравшегося там на кеглеобразные цапфы или венец из шаров. В верхней части цилиндра находилось боевое отделение, прикрытое бронированными плитами, в котором помещались орудие и обслуживающий персонал. В цилиндре находился и подъемник для подачи боеприпасов к орудию (рис. 520).

     

    Скорострельные артиллерийские орудия

     

         Многострельное оружие было известно еще в древности. Например, знаменитые органы (итал. orgeln) стреляли одновременно из нескольких стволов. На венецианских судах XVII в. применяли «репетир»-бомбардели. В этих орудиях два ствола находились один над другим; заряд во втором стволе воспламенялся от воспламенения заряда в первом. Однако лишь с изобретением капсюля и металлической гильзы — патрона — было создано первое скорострельное орудие — митральеза. Она была изобретена Гаттингом во время Гражданской войны в Америке в 1861 —1865 гг. и состояла из пяти-шести стволов, которые поворачивали вручную.
     

         Вскоре митральеза была принята на вооружение английским военно-морским флотом. С появлением первых минных катеров возникла необходимость в более легком скорострельном оружии, которое успевало бы поразить катер во время его нападения. В 1870 г. Норденфельд, более известный как создатель подводной лодки, изготовил митральезу, которая благодаря простоте механизма вскоре была принята на вооружение военно-морскими силами во всем мире (рис. 521). Имелись две модели этого оружия: с пятью стволами и таким же калибром, как патроны карабина, и с двумя или четырьмя стволами и калибром 2,5 мм.
    Почти в это же время Гочкис создал револьверную пушку с пятью соединенными стволами и калибром 37—47 мм (рис. 522). В этом орудии применялись разрывные снаряды с унитарными патронами.
         Позднее были созданы скорострельные 100-, 120- и 152-милли-метровые орудия (рис. 523), которые стояли на металлических тумбообразных лафетах. На броненосцах они располагались по бортам судна в башнях, или казематах.
    На смену малым скорострельным орудиям и механическим митральезам приходит автоматическое оружие — пулемет, изобретенный X. С. Максимом в 1883 г. На судах появляются зенитные и другие скорострельные орудия, в том числе и больших калибров.









    Рейтинг@Mail.ru