Из архива Нептуна для любознательных
В 50-годах прошлого века конкурирующие между собой английские трансатлантические компании «революционизировали» дело: впервые было установлено точное расписание отплытия судов — новых многомачтовых клиперов, сокращена продолжительность рейсов, поставлена на широкую ногу реклама. Судовладельцы делали все, чтобы повысить комфортабельность судов, улучшить условия многодневного плавания через океан.
В 1855 г. появилось объявление, что на судах линии «Блэк Бол» путешественникам предоставляются «шахматы, шашки и прочие развлечения. Играют большие оркестры. Имеется корова. Ванны для пассажиров всех классов».
Другая линия — «Уайт Стар», рекламируя свой новый клипер того же названия (он поставил своеобразный рекорд скорости, пройдя за десять дней 3267 миль), нанесла ответный удар: «В распоряжении каютных пассажиров имеются корова, пианино, библиотека и певчие птицы».
Поскольку потенциальный пассажир судна и ныне небезразличен к тому, чем его собираются кормить и поить, в рекламных проспектах печатаются и поэтические сведения о содержимом продовольственных кладовых выходящего в море судна.
Вот, например, чем соблазняли хозяева трансатлантика «Франс» перед выходом его из Гавра в круизный рейс через Атлантику. На борту судна припасено: 4 т свежего мяса; 29 т колбас, дичи, копченостей; 4,5 т рыбы; 15 т свежих ягод; 5 т свежих овощей; 35 ООО яиц; 6000 л молока; 200 кг чая; 500 кг шоколада; 150 кг кофе и т. д. и т. п. Но поистине неисчерпаемым был запас в винных погребах — 60 тыс. бутылок (следует заманчивое перечисление марок).