Два года назад, прочитав в «КиЯ» № 126 заметку М. Быкасова «Пластинчатый насос охлаждения», мы изготовили точно такой же насос из капролона. Испытывали его с помощью сверлильного станка, изготовив специальную оправку и опустив корпус помпы в ведро с водой. Испытания показали, что помпа устойчиво работает при частоте вращения патрона п = 700 об/мин. Однако при установке на двигатель через полчаса работы подача воды прекратилась. При контрольной разборке помпы выяснилось, что по нижнему торцу ротора, то есть там, где он соприкасается с опорной пластиной, лопасти приварились к самому ротору. Это лишило их возможности перемещаться вдоль пазов и, как следствие, привело к прекращению подачи воды. Мы считаем, что капролон не подходит для изготовления ротора и лопастей. Последствия такой «модернизации» могут из-за прекращения подачи воды быть самыми плачевными: заклинивание поршня, задиры на гильзах, отрыв шатуна, трещины в картере и т. д.
После того, как мы убедились, что капролон не подходит для изготовления пластинчатого насоса, перебрали много материалов: медь, латунь, бронзу, сталь, титан. После длительных поисков материала для ротора и, главное, лопаток, пришлось, к сожалению, констатировать, что конструкция ротора с выдвижными лопатками нежизнеспособна. Уж больно велико трение лопаток о нижнюю пластину и обечайку!
На наш взгляд, более перспективна и надежна в работе будет помпа несколько другой конструкции. Предлагаем лопатки заменить роликами, а в роторе сделать цилиндрические пазы по форме роликов, т. е. заменить трение скольжения трением качения. Одновременно предлагаем снять с ротора две фаски размером 4X4 мм для лучшего захвата и выхода воды из корпуса помпы, т. к. ротор частично перекрывает входное и выходное отверстия в пластине и корпусе помпы.
Модифицированный насос (ротор и ролики) изготовлен из фторопласта и испытан также с помощью электродрели. Производительность этой конструкции по сравнению с указанной, в статье не упала. При частоте вращения дрели п = 900 об/мин напор водяного столба (при сечении трубки 0 8 мм) составил 1400 мм. В заключение добавим, что ротор на вал для повышения надежности работы помпы необходимо надевать с некоторым натягом.
Н. Корсун, С. Пулинец и В. Скоробогатов, Волгоград.
От редакции журнала "Катера и яхты":
Автор М. Быкасов предложил заменить резиновую (штатную) крыльчатку водопомпы «Вихря» на ротор с восемью лопастями из капролона (см. «КиЯ» № 126, с. 62). В описании автор говорит, что испробовал насос, приводя его во вращение от дрели. Производительность увеличилась на 30%; насос надежно работает на всех оборотах двигателя.
Читатель В. Дмитренко изготовил ротор по предложению М. Быкасова, но помпа проработала всего 8 часов; после этого нижний торец вместе с лопастями оплавился, лопасти заклинились и насос перестал подавать воду. Поэтому В. Дмитренко предлагает ротор изготавливать не из капролона, а из текстолита, а лопасти — из листовой резины (или отрезать и использовать лопасти от штатной крыльчатки).
Волгоградцы Н. Корсун, С. Пулинец и В. Скоробогатов предлагают в роторе, вместо лопастей, применить ролики для снижения усилия трения в пазах ротора.
Недостатком помп М. Быкасова и Н. Корсуна является отсутствие между лопастями или роликами объемов для перекачиваемой воды (первым этот недостаток в помпе М. Быкасова отметил В. Дмитренко).
Необходимо в крыльчатке между лопатками или роликами (от торца до торца) выполнить треугольные пазы с высотой и основанием равными 7 мм.
Редакция будет благодарна читателям за все сообщения о своих разработках и испытаниях как водопомп (постоянный дефицит в магазинах!), так и других узлов и деталей.