фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Самоходные модели

    Движение с помощью механических двигателей



    Двигатели внутреннего сгорания

     

     

     

     

    Отрывки из книги О.Курти "Постройка моделей судов"



    Рисунки к данной страничке размещены все внизу.



         На моделях можно устанавливать
    двигатели внутреннего сгорания любых типов. Чаще всего ставят двухтактные дизельные двигатели, в которых зажигание происходит вследствие сильного начального сжатия смеси и ее самовоспламенения или вследствие действия небольшой калильной свечи со спиралькой, раскаляемой от батарейки. Используют и четырехтактные двигатели с воспламенением смеси от обычных электросвечей, питающихся от магнето или катушки зажигания.


    Объем цилиндров дизельных двигателей различный: от 0,5 до 10 и 15 см3, а четырехтактных — до 30 см3.

         Первые пригодны для моделей любых «типов» а вторые — только для больших. Эти двигатели состоят из блока, выполненного из легкого металла, с ребрами воздушного охлаждения, в котором находится сам цилиндр. На блоке имеются приливы для крепления двигателя к корпусу. В цилиндр вставлена втулка, выточенная из специальной стали, с отверстиями для впуска горючей смеси и выпуску отработанных газов. Сверху цилиндр закрывают крышкой, в которую ввинчена свеча зажигания или болт, регулирующий объем камеры сжатия. Последний действует как противопоршень и позволяет изменять степень сжатия.
         В цилиндре движется поршень, компрессия обеспечивается поршневыми кольцами. При помощи поршневого пальца поршень соединен с шатунами. Последний, в свою очередь, соединен с приводным валом через цилиндрический мотыль, который преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение вала.
         Вал, на котором закреплен маховик, опирается на подшипники; при помощи клапана он соединен с карбюратором; при каждом обороте вала клапан открывает путь горючей смеси из карбюратора в цилиндр. Приводной вал обычно пустотелый, и по нему подается горючая смесь.
         Иногда ставят вращающийся клапан. Он представляет собой шайбу с полукруглым отверстием, насаженную на вал и вращающуюся вместе с ним. Такой клапан позволяет устанавливать карбюратор в задней части двигателя.
    Регулируется приток топлива к карбюратору при помощи иглы (рис. 568). У моделей судов с надстройками (например, у моторных катеров с кабинами) отработанные газы выводятся от двигателя по трубопроводу к оконечности кормы или к борту.

     

    Маховик

     

         Маховик вследствие значительного веса обладает большой инерцией, что помогает поршню преодолевать мертвые точки, уменьшает колебания частоты вращения вала и обеспечивает равномерность движения (рис. 569). Изготовляют его из куска круглого прутка латуни или бронзы. В середине вытачивают отверстие, соответствующее диаметру приводного вала.
         Соединяют маховик с валом при помощи специальной муфты, работающей одновременно как вилка шарнирного соединения (см. рис. 580). Маховик, особенно у скоростных моделей, должен быть тщательно отбалансирован во избежание колебаний, которые уменьшают мощность двигателя и могут повредить корпус в случае резонанса.
         Ниже приведены размеры частей маховика для двигателей с различным объемом:

        Части  Двигатели с объемом цилиндра 2,5 куб.см  Двигатели в объемом цилиндра   5 куб.см  Двигатели с объемом цилиндра 10 куб.см

    А

    35 45 50
    B 20 - 35 30 35
    C 25 35 40
    D 20 22 24
    E 14 16 18
    F 6 6 6
    G 10 10 11


    Размер отверстия Н соответствует диаметру приводного вала. Все размеры приведены в миллиметрах.



    Запуск двигателя внутреннего сгорания

     

    На окружность маховика, по которой выточена канавка (см. рис. 569), наматывают шнур или кожаный ремень. Дергая за него, приводят маховик в движение — происходит запуск двигателя.



    Охлаждение двигателя внутреннего сгорания

     

         У скоростных моделей двигатель, возвышающийся над корпусом, может охлаждаться непосредственно наружным потоком воздуха. Двигатель, установленный внутри корпуса, охлаждается водой. Для этого служит специальная система с принудительной водяной циркуляцией. Она представляет кольцо, надетое на цилиндр, в котором циркулирует вода (рис. 570, а). Можно просто обвить вокруг цилиндра трубку, а еще лучше спираль из латунной или медной трубки диаметром 4 х  5 или 5 х 6 мм (диаметр выбирают в зависимости от рабочего объема цилиндра) (рис. 570, b).

    Забор воды происходит на корме над винтом автоматически в результате возникающего здесь повышенного давления, а выпуск наружу — по борту корпуса (рис. 571).

         Бачок для горючего (рис. 572) делают из латуни или оцинкованного железа толщиной 0,3—0,4 мм, обычно в форме параллелепипеда. Сверху устанавливают две трубки диаметром 3 х4 или 4 х5 мм, служащие для впуска воздуха; одну из них используют и для заливки горючего. Подают топливо к карбюратору по латунной или пластмассовой трубке.
    На скоростных радиоуправляемых моделях для уменьшения веса часто ставят пластмассовые бачки. Иногда применяют так называемые бачки с подпором, которые питают карбюратор по замкнутому циклу под действием разряжения в двигателе.

     

    Топливо для двигателей внутреннего сгорания

     

         Для работы двигателей применяют смеси, компонентами которых являются керосин, метиловый спирт, серный эфир (диэтилэфир), рициновое (касторовое) или минеральное масло, а также окислители, например нитрометан, которые позволяют значительно увеличить мощность двигателя, а следовательно, и скорость модели.
         Для разных двигателей применяют разные смеси. Правила составления их зависят от многих факторов, определить которые может только опытный моделист. Так, состав смесей для скоростных моделей зависит не только от типа двигателя и его особенностей, но и от температуры воздуха и его влажности. Лучше употреблять готовые смеси. Любую смесь следует заливать в бачок непосредственно перед пуском двигателя, чтобы избежать испарения чрезвычайно летучих составных частей. Новый двигатель советуем предварительно продолжительно и медленно обкатать, т. е. прокрутить его в течение нескольких часов при помощи маленького электродвигателя, используя при этом для охлаждения воздушный винт.
         Фундамент под двигатель обычно выполняют из двух небольших брусков твердого дерева, приклеиваемых к днищу корпуса. Верхний край брусков должен быть скошен так, чтобы приводной и передаточный (гребной) валы находились на одной линии. На верхнюю поверхность брусков устанавливают профильную пластинку из дюралюминия или две небольшие плоские пластинки (рис. 573). В брусках и пластинах просверливают сквозные отверстия, проходящие через корпус. В них вставляют крепежные болты, на которые на фланце двигателя навинчивают гайки с шайбами. Головки болтов должны быть тщательно утоплены в обшивке, углубления зашпаклеваны и закрашены (рис. 574).

    Рисунки





    На рисунке 568 - двигатель внутреннего сгорания.
    Здесь: 1 - блок цилиндра; 2 - втулка цилиндра; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - крышка цилиндра; 5 - крепежные винты крышки цилиндра; 6 - уплотнительная шайба свечи; 7 - свеча; 8 - поршневые кольца; 9 - поршень; 10 - поршневой палец; 11 - шатун; 12 - цилиндрический мотыль; 13 - приводной вал; 14 - опорный подшипник качения; 15 - корпус опорного подшипника; 16 - крепежные винты корпуса; 17 - шарикоподшипник приводного вала; 18 - маховик; 19 - гайка для крепления маховика на валу; 20 - вращающийся клапан; 21 - выточка для вращающегося клапана в крышке картера; 22 - винты крышки картера; 23 - карбюратор; 24 - игла для регулировки карбюратора; 25 - крепежный болт карбюратора.



    Маховик.



    Системы охлаждения: а - циркуляция воды вокруг крышки цилиндра; b - циркуляция воды по винтообразной металлической трубке, надетой на цилиндр.
    Здесь же: 1 - плоское кольцо с водой; 2 - впускной пластмассовый патрубок; 3 - выпускной пластмассовый патрубок; 4 - маховик; 5 - шарнирное соединение; 6 - винтообразная трубка из латуни или меди; 7 - вход воды; 8 - выход воды.



    Здесь приведены рисунки 571 и 572.
    На рисунке 571 показана схема циркуляции воды при охлаждении двигателя, где 1 - забор воды, 2 - выброс воды.
    На рисунке 572 - топливные бачки для моделей с двигателем внутреннего сгорания: а - для скоростной модели; b - с - для обычных или радиоуправляемых спортивных моделей.



    Рисунок 573.
    Фундаменты для двигателей внутреннего сгорания: а - с небольшими плоскими пластинами; b - с профильной пластиной. 1 - деревянные бруски. 2 - пластины.



    На рисунке 574 показана установка фундамента на обычной или радиоуправляемой спортивной модели с двигателем внутреннего сгорания.
    Здесь: 1 - деревянные бруски; 2 - маленькая профильная пластина; 3 - подставки под вспомогательные детали (бачок, аккумулятор, радиоприемник и т.д.); 4 - передаточный (гребной) вал.








    Рейтинг@Mail.ru