Голландские "херрен-яхты"
Этот тип судов возник из малых мелкосидящих торговых судов Голландии для удовлетворения возросших потребностей недавно
образованной Объединенной Голландии в хороших прогулочных и представительских судах
(херрен - господин). В долгих военных столкновениях с
Испанией под руководством принца Вильгельма Оранского предшественники этих судов часто снабжались пушками и доказали свою
ценность.
Одной из первых военных яхт в конце XVI в. стала
яхта «Нептун» («Neptunus») принца Моритца, постройка которой сильно
повлияла на строительство государственных и «херрен-яхт» (частных) XVII— XVIII вв. Из-за малой осадки и плоского днища
эти яхты снабжались боковыми швертами и несли очень длинную невысокую надстройку в качестве официального помещения, так
называемый павильон. Примерно до 1670 г. яхты имели широко распространенное в Голландии
шпринтовое вооружение, причем
именно Биллем ван де Вельде-старшему на картине, датируемой 1650 г., принадлежит изображение на яхте принца нового
гафельного вооружения.
Грота-трисель
наряду с риф-бантом часто имел и бонет, а мачта — штаг и лось-штаг. Штаг заканчивался большим
пятидырочным юферсом, непосредственно принайтовленным к штевню. Лось-штаг ставили на обычные юферсы, причем оковку
нижнего юферса крепили болтами на передней стороне штевня.
По лось-штагу ходил фока-стаксель, а единственный кливер
на бушприте был летучим. На ноке бушприта
обычно находился гюйс-шток. После введения гафельного вооружения на мачте был поставлен
топсель на рее.
|