Шлюп
Г. Шцимански указывает, что шлюпы вооружали мачтой со стеньгой. Однако так было не всегда и мачту со стеньгой часто
соединяли железными бугелями без марсового салинга и стень-эзельгофта.
По вооружению шлюпы разделяли на шлюпы с реями и
гафельные.
Шлюп с реями. В основном имел вооружение яхты. Наряду с изображенными на рисунке прямыми парусами он часто нес
еще и брифок. (По К. И. Самойлову (Т. I. С. 128): «брифок— название прямого фока у тендеров, шхун, авизо и т. п., когда он
не остается привязанным постоянно к рею. В привязанном состоянии его обычно называют фоком» (нем. Breitfock — широкий фок).
Гафельный парус сверху был шире, чем парус у яхты.
Брифок вошел в употребление только в конце столетия. Когда его
несли, то фока-реи соответственно оснащали фалом, ракс-бугелем, брасами и пертами (рис. 445).
Гафельный шлюп. Эти суда не несли прямых парусов, но зато над гафельным парусом находился треугольный гаф-топсель.
Яхты для развлечений часто вооружали гафельным шлюпом. Этот тип вооружения впервые появился в последнем десятилетии XVIII
в. Не всегда гафельные шлюпы, как шлюпы с реями, несли «джагербаум» (нем. Jager-baum). Тогда на бушприте находился только
фока-стаксель и летучий кливер.
Большие шлюпы, особенно шлюпы с реями, имели и кливер-леер, бом-кливер же несли летучим.
Грота-трисель шлюпа иногда имел «баланс-риф», который от верхнего галсового угла паруса шел диагонально к верхнему
риф-банту. Риф-банты кое-где не имели риф-сезней.
|