Бриг
Судно с грот- и фок-мачтами, на котором на грота-pee не было грота, а нижняя часть грот-мачты вооружена как бизань-мачта,
называлось бригом.
Сухой грота-рей.
На месте обычного грота-рея находился сухой рей и грота-трисель (или косой грот), который, как и
бизань судна с полным вооружением, имел гафель и гик. Однако этот парус был больших размеров, чем обычная бизань. Переднюю
шкаторину триселя крепили
к сегарсам, одетым на грот-мачту, по которой они двигались вверх и вниз. Задние ванты от топа мачты до юферсов были
оклетневаны, чтобы предотвратить перетирание грота-триселя, а задние фордуны поставлены на тали. Бриг как тип судна
создан на основе малой бригантины и шнявы. Бригантина в первой половине века имела только фок-мачту с прямыми парусами
и грот-мачту с одним косым. Около 1760 г. на грот-стеньгу был поставлен легкий прямой парус, а затем прямые паруса на
реи грот-стеньги и грот-брам-стеньги. Название «бриг» вместо «бригантины» стало все чаще встречаться и в литературе
XVIII в.; используются оба наименования для одинаковых объектов.
В военном флоте бриг с 1770 г. стал применяться для
разведывательных целей. Суда, же, специально вооруженные такелажем шнявы и брига, назвали
гермафродитами.
Рея ж.
| рей м. =
райна ж. устар. Горизонтальное рангоутное дерево,
которое подвешивается или крепится к мачте, на парусных судах к ней привязывают
прямые паруса, на прочих – поднимают сигнальные фигуры и флаги.
€ Заимствовано дважды. В первые в формах «райна» и «рая»
встречается в Новгородской летописи за 1402 г.; из нем. В
XVII
в., в эпоху Петра I, зафиксированы формы «райна» и «раа»; голл.
ree,
raa.
В языке закрепились формы «рей» и «рея», впервые зафиксированные в Морском
уставе 1720 г. Форма «рей» употребляется только в сложных словах типа
фока-рей, пишется через дефис.
◊
Каждая рея несёт свой парус.
Толковый
морской словарь Андрющенко Н.С.
|