Кеч или гукер
Это судно имело грот- и бизань-мачты.
На передней половине судна мачты не было. Его название зависело от назначения: для
военного флота — кеч, для торгового — гукер при одинаковом парусном вооружении.
Бомбардирский кеч.
В военных флотах существовало два вида судов с вооружением кеча:
бомбардирские кечи и яхты с
такелажем кеча. Бомбардирский кеч был длиной 60— 80 футов, представлял собой очень мощное судно с одной или двумя
бомбардами, установленными перед грот-мачтой. По Фалконеру, артиллерийское вооружение судна состояло из четырех 68-фунтовых
и шести 18-фунтовых карронад. Изобрел этот кеч француз М. Рейно (М. Reyneau). Впервые кеч был применен при обстреле Алжира.
У этих судов грота-штаг был заменен цепью.
Яхта с такелажем кеча использовалась как транспортное средство для принцев, послов и других высокопоставленных лиц.
По
рангу яхт она занимала второе место. К 1-му рангу относили яхту с полным вооружением, которая могла принадлежать только
суверену, в то время как другим официальным и богатым частным лицам разрешалось иметь только одномачтовые яхты.
Каперские суда (собственность частных лиц, имевших каперское свидетельство) тоже иногда вооружали как кеч. Ф. К. Чапман
в своей книге «Архитектура морских торговых судов» приводит три чертежа судна с этим такелажем: два каперские с 11 и 12
пушками, а третье пинка с вооружением гукера. Грот-мачта кеча имела полное вооружение, только иногда стеньгу несли за
марсом. На грот-мачте кроме прямых парусов ставили еще и гафель с грота-триселем. Этот парус не имел гика и к грот-мачте
его крепили сегарсами. По Д. Стйлу, его применяли не всегда: «иногда позади главной мачты находился большой гафельный
парус, называемый wingsail (англ, wing — крыло, sail — парус)».
Для последних 40 лет грота-трисель можно уверенно считать составной частью вооружения кеча. Бизань-мачта тоже иногда
имела стеньгу и в этом случае несла марсель (обычно только гафель с бизанью). Если применяли грота-трисель, то бизань-штаг
(по Чапману) вели вперед настолько, насколько могли выдвинуть вперед ванты бизань-мачты. Это, возможно, было особенностью,
присущей континентальным судам. На изображениях Стила и Фалконера штаг по-прежнему вели к шпору грот-мачты, хотя на них
показан и грота-трисель. Рисунки же Рёдинга и других с грота-триселем (или без него) показывают штаг, идущий к грот-мачте.
Кеч
нес сверхдлинный бушприт и имел очень большие стаксели в носовой части.- Обычно это были два кливера и фор-стаксель.
Внутренний кливер имел один или два риф-банта с риф-сезнями и наряду с ниралом дополнительный фал, трос которого от
задней шкаторины шел через блок в середине паруса и помогал поднимать эту шкаторину тяжелого паруса над грота-штагом.
Грота-трисель также имел риф-бант. Особенностью прследнего паруса (по Чапману) являлось наличие булиня на задней шкоторине.
Двумя шпрюйтами булинь был прикреплен к шкаторине приблизительно на 1/3 ее длины (от низа) и через блок на передней ванте
проведен к месту укладки на стенке борта.
|