• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Люгер

     

     



           По Д. Стилу, люгер (люггер) имел две, иногда три мачты. Третью мачту ставили на корме и гик выдавался за нее. Бушприт был поставлен почти горизонтально.

           Родиной судов с двумя мачтами и вооружением люгера (рейковым) была Бретань. В XVIII в. их называли «шас-маре» (франц. chasse-maгее — «охотники за приливами»). Они были с круглой кормой, беспалубные, не длиннее 15 м и значительно меньше трехмачтовых люгеров (до 25 м). «Шас-маре» XVIII в. на обеих мачтах несли только по одному люгерному парусу. Передняя мачта стояла на месте соединения киля с форштевнем. Грот-мачта, находившаяся в середине судна, была очень сильно наклонена назад. Большие и часто трехмачтовые люгеры имели палубу, транцевую корму и несколько парусов.


           Военные люгеры наряду с люгерными парусами и топселями несли также и брамсели, поставленные на «летучее» удлинение столбового топа мачты. В то время, как «шас-маре» XVIII в. не имели бушприта, люгеры несли 1—3 стакселя. Люгерные же паруса имели трапециевидную форму и были присоединены к рейкам. Реек подвешивали с помощью стропа, прикрепленного к нему на 1/3 его длины, считая от нижнего нока, а не посередине, как было на других судах. Мачты несли стеньги, прикрепленные к задней стороне топа мачты железными бугелями. К стеньгам иногда подвязывали дополнительные деревья, которые и несли брамсели. Такелаж люгерных парусов был очень простой: фалы — основной и верхнего нока и брасы. Топсели иногда имели гитов, а нижние паруса — галс и шкот и добавочную парусину — бонет.


           Парус на третьей мачте называли
    «бротвинер» (нем. Brotwinner). Шкот этого паруса вели на гик, выступавший за корму. На больших люгерных парусах в необходимых случаях применяли опорные деревья (нем. Spreizbaum), пришедшие из немецкого парусного судоходства. Это шесты с вилкой на конце, которую вставляли в люверс риф-банта на боковой наветренной шкаторине паруса. Другой конец шеста ставили на палубе в специально выдолбленную деревянную опору или подвязывали к мачте либо к релингу. Ванты мачт набивали талями.


           Люгеры были быстроходными парусниками и в Английском канале часто использовались для контрабанды. «Шас-маре» в основном французские суда, а люгеры — английские. Во французском военно-морском флоте люгеры были введены в 1760 г.



    Люгер
     

     

        

           Бушприт - горизонтальное рангоутное дерево в носовой оконечности парусного судна. Служит для установки кливеров, которые увеличивают общую площадь парусов и переносят центр парусности вперёд. € Впервые в 1705 г.; заимствовано из герм. яз., вероятнее всего, голл. boegspriet < boeg нос + spriet усик насекомого, травинка.

           Кливер м. - носовой треугольный косой парус. € Заимствовано в Петровскую эпоху; < голл. kluiver < kluif название ролика, к которому крепится парус, буквально коготь, лапа с когтями.

           Толковый морской словарь Андрющенко Н.С.

     







    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru