Люгер
По Д. Стилу, люгер (люггер) имел две, иногда три мачты. Третью мачту ставили на корме и гик выдавался за нее. Бушприт был
поставлен почти горизонтально. Родиной судов с двумя мачтами и вооружением люгера (рейковым) была Бретань. В XVIII в. их
называли «шас-маре» (франц. chasse-maгее —
«охотники за приливами»). Они были с круглой кормой, беспалубные, не длиннее 15
м и значительно меньше трехмачтовых люгеров (до 25 м). «Шас-маре» XVIII в. на обеих мачтах несли только по одному
люгерному парусу. Передняя мачта стояла на месте соединения киля с форштевнем. Грот-мачта, находившаяся в середине судна,
была очень сильно наклонена назад. Большие и часто трехмачтовые люгеры имели палубу, транцевую корму и несколько парусов.
Военные люгеры
наряду с люгерными парусами и топселями несли также и брамсели, поставленные на «летучее» удлинение
столбового топа мачты. В то время, как «шас-маре» XVIII в. не имели бушприта, люгеры несли 1—3 стакселя. Люгерные же
паруса имели трапециевидную форму и были присоединены к рейкам. Реек подвешивали с помощью стропа, прикрепленного к нему
на 1/3 его длины, считая от нижнего нока, а не посередине, как было на других судах. Мачты несли стеньги, прикрепленные
к задней стороне топа мачты железными бугелями. К стеньгам иногда подвязывали дополнительные деревья, которые и несли
брамсели. Такелаж люгерных парусов был очень простой: фалы — основной и верхнего нока и брасы. Топсели иногда имели
гитов, а нижние паруса — галс и шкот и добавочную парусину —
бонет.
Парус на третьей мачте называли «бротвинер» (нем. Brotwinner). Шкот этого паруса вели на гик, выступавший за корму.
На больших люгерных парусах в необходимых случаях применяли опорные деревья (нем. Spreizbaum), пришедшие из немецкого
парусного судоходства. Это шесты с вилкой на конце, которую вставляли в люверс риф-банта на боковой наветренной шкаторине
паруса. Другой конец шеста ставили на палубе в специально выдолбленную деревянную опору или подвязывали
к мачте либо к релингу. Ванты мачт набивали талями.
Люгеры были быстроходными парусниками и в Английском канале часто использовались для контрабанды. «Шас-маре» в
основном французские суда, а люгеры — английские. Во французском военно-морском флоте люгеры были введены в 1760 г.
Бушприт -
горизонтальное рангоутное дерево в носовой оконечности парусного судна. Служит для установки кливеров, которые увеличивают общую площадь парусов и
переносят центр парусности вперёд. € Впервые в 1705 г.; заимствовано из герм. яз., вероятнее всего, голл. boegspriet < boeg нос + spriet усик насекомого, травинка.
Кливер
м. - носовой треугольный косой парус. € Заимствовано в
Петровскую эпоху; < голл. kluiver < kluif название ролика, к которому крепится
парус, буквально коготь, лапа с когтями.
Толковый морской словарь Андрющенко Н.С.
|