О пользе качки
Стали известны некоторые подробности о катере без мотора и парусов, изобретенном шведом Гансом Далстремом (см. № 20 журнала "Катера и яхты"). В подводной части корпуса размещен свободно подвешенный груз-балансир весом около тонны. Под воздействием качки на морской волне балансир совершает колебательные движения, с помощью системы зубчатых передач преобразуемые во вращение гребного винта. На относительно сильном волнении ожидается получение мощности порядка 18 л. с., что обеспечит скорость около 7 узлов. Далстрем провел серию испытании на небольшой шлюпке, снабженной балансиром весом около 200 кг. Как утверждает изобретатель, на этой шлюпке достигнута скорость 4 узла.
Из истории громоотвода
Еще 2000 лет назад римский философ Люций Сенека отмечал, что во время грозы «звезды как бы нисходят с неба и садятся на мачты кораблей». Естественно, что ничего хорошего при этом не получалось: известно множество случаев поражения огромных парусных кораблей молнией.
Можно полагать, что первый громоотвод на корабле был создан египтянами: за 1300 лет до н. э., они специально покрывали верхушки мачт позолотой.