фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Подводная лодка А-5



    Э. Игнатьев. Журнал "Моделист-конструктор" № 7 - 1989 год.
    Чертежи разработали С.Сулига и Э.Игнатьев
    Рисунок подлодки В.Емышева



     

    Малые подводные лодки АГ были одними из самых массовых субмарин периода первой мировой войны. Они строились сначала в США, затем в Англии, собирались в Канаде и России. Всего изготовили 71 лодку этого типа, из которых 35 служили в английском флоте, 8 — в итальянском, 11 — в русском, 2 — в канадском (переданы англичанами после окончания войны), 6 — в чилийском (поставлялись в качестве компенсации за реквизированные Англией в 1914 году два строившихся дредноута) и 9 — в американском (в том числе 6, не полученных Россией после Октябрьской революции). Одна английская подлодка (Н-41) была повреждена в столкновении еще до сдачи флоту, и вскоре ее отправили на слом, а еще 10 так и остались недостроенными: в ноябре 1917 года Англия сосредоточила усилия на производстве специальных противолодочных субмарин серии К.
     

    Судьба пяти лодок АГ, вошедших в 1917 году в состав Балтийского флота, сложилась трагически. В июле не вернулась из боевого похода АГ-16, патрулировавшая в районе Либавы и, вероятно, погибшая на мине. Остальные субмарины зимовали вместе с плавбазой «Оланд» в Ханко. Там и пришлось их затопить 3 апреля 1918 года, когда возникла реальная угроза захвата русской базы немцами. Ледоколов в Ханко не было, а самостоятельно выйти из замерзшей бухты лодки не могли.
     

    Черноморским АГ повезло больше. Все они, за исключением угнанной Врангелем АГ-22, служили 6 составе ВМФ СССР свыше 30 лет, что является своеобразным рекордом для кораблей этого класса.
     

    Что же представляли собой субмарины типа АГ?
    Лодки были однокорпусные, клепаной конструкций. Четыре плоские переборки делили корпус на пять отсеков. Почти во всех отсеках, кроме второго, были входные люки. В первом, четвертом и пятом люки имели внутренние удлиненные комингсы (шахты), создававшие в случае затопления отсеков воздушные подушки, облегчавшие выход экипажа на поверхность. Все люки могли открываться и закрываться из центрального поста.
     

    Главные балластные цистерны находились внутри прочного корпуса, что позволяло осушать их помпами на глубине до 50 м. Вода из цистерн отводилась через коробчатый киль, служивший на лодках этого типа главной осушительной магистралью. Вспомогательные цистерны — две дифферентные и средняя — были рассчитаны на продувание их сжатым воздухом на глубине до 100 м. Интересная особенность лодки — наличие специального автоматического клапана продувания цистерн на случай погружения на глубину свыше 50 м.
    Аккумуляторные батареи размещались в герметичных ямах, что в случае попадания забортной воды в аккумуляторы предохраняло команду от отравления хлором.
     

    В первом отсеке находились казенные части торпедных аппаратов, запасные торпеды, торпедопогрузочный и входной люки, приводы носовых горизонтальных рулей, электромотор шпиля; здесь же размещался офицерский состав. Внизу располагалась топливная цистерна. В носовой части отсека — цистерны главного балласта и дифферентная.
     

    Во втором отсеке размещалась Первая группа батарей и цистерна главного балласта, над ними — кубрик команды.
     

    Третий отсек — центральный пост управления. Здесь находились станция погружения и всплытия, приводы горизонтальных и вертикального рулей, вспомогательная помпа, перископ, люк в боевую рубку и вентиляторы аккумуляторных ям.
     

    В четвертом отсеке — вторая группа батарей, цистерна главного балласта. Вверху — кубрик команды, камбуз, радиостанция, аварийный привод вертикального руля и люк в ограждение рубки.
     

    Пятый отсек — машинный. Здесь располагались главные двигатели для надводного и подводного хода, главные помпы и компрессоры. Внизу — топливная и дифферентная цистерны.
    Накануне Великой Отечественной войны все лодки типа АГ были капитально отремонтированы и модернизированы. На рубке установили жесткое ограждение, убрали надводный якорь, а 47-мм орудие заменили на 45-мм полуавтомат К-21.

    Подводная лодка А-5 (А — вид по состоянию на 1941 г., Б — первоначальный вид (проектный), В — продольный разрез):

    1 — вертикальный руль, 2 — буксирная скоба, 3, 30, 33 — шпигаты, 4 — флагшток, 5, 48 — сходные люки, 6 — леерная стойка, 7 — 45-мм полуавтомат, 8 — гакабортный огонь, 9 — мачта, 10 — рубка, 11 — перископная тумба, 12 — перископ, 13 — талрепы, 14 — сходной трап, 15 — торпедопогрузочный люк, 16 — штаг, 17 — антенна, 18 — отсек для надводного якоря, 22 — коробчатый киль, 23 — привальный брус, 24 — бортовой киль, 25 — привод вертикального руля, 26 — плавник, 27, 37 — горизонтальные рули, 28—палубный люк, 29—отверстия газовыхлопов, 31—люк для буксирного троса, 32—кнехт, 34—ограждение рулей, 35 — гребной винт, 36, 66 — привод горизонтальных рулей, 38 — люки кранцев первых выстрелов, 39 — орудийная площадка, 40 — рубочный леер, 41 — рулевая колонка с компасом, 42 — прожектор, 43, 44 — трубы подачи воздуха, 45 — боевая рубка, 46 — кран-балка для погрузки торпед, 47 — якорная кран-балка, 49, 60 — крышки боевой рубки, 50 — прибор звукоподводной связи, 51 — цистерны главного балласта, 52, 68—дифферентные цистерны, 53—подшипник гребного вала, 54—компрессор, 55— главный балластный насос, 56 — гребной электродвигатель, 57 — дизель, 58 — машинный отсек, 59 — жилые отсеки, 61 — центральный пост, 62—торпедный отсек, 63—запасная торпеда, 64—шпиль, 65—надводный якорь, 67—торпедный аппарат, 69 — топливные цистерны. 70 — резервуары сжатого воздуха, 71 — аккумуляторы, 72 — гирокомпас, 73 — средняя цистерна высокого давления, 74 — уравнительная цистерна, 75 — масляная цистерна.

    Водоизмещение, т
    надводное ........ 355
    подводное ........ 434

    Размеры, м:
    длина .......... 46
    ширина ......... 4,88
    осадка .......... 3,8

    Число и мощность двигателей, л. с.:
    дизели. ........ 2Х240
    электромоторы . . . . . 2Х160
    Запас топлива, т ....... 15,0
    Скорость хода, узлы:
    надводная ........ 13,0
    подводная ........ 10,5
    Дальность плавания, миль (со скоростью, узлов);
    надводная ....... 3000 (9)
    подводная ........ 90 (3|
    Скорость погружения, мин .... 3
    Автономность, суток ...... 15
    Глубина погружения, м:
    рабочая ......... 50
    предельная ........ 100

    Вооружение (по состоянию на 1941 г.):
    торпедное ..... четыре аппарата калибром 450 мм (запас торпед — 8)
    артиллерийское... один 45-мм полуавтомат К-21 (боезапас — 200 снарядов)

    Экипаж, человек ........ 24


    Чертежи подводной лодки А-5

     

    скачать

    скачать немедленно!

    лист 1

    лист 2

    Подводная лодка А-5
    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru