фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Подводная лодка К - 21

     

     



    Е. Жолковский, капитан 2 ранга в отставке. Журнал "Моделист-конструктор" № 7 - 1981 год (отрывок).
    Чертежи и рисунки по эскизам автора выполнил Е.В. Войшвилло
    Рисунок подлодки на 1 странице Е. Войшвилло


     


       В составе Советского подводного флота, участвовавшего в морских сражениях Великой Отечественной войны, числились подводные крейсера типа «К», получившие у наших моряков ласковое название «катюши». Это были крупные корабли, сопоставимые по водоизмещению с самыми большими подводными лодками Германии, Франции, США и Англии.
       Идея создания мощной отечественной подводной лодки, предназначенной для действий в океане, на большом удалении от баз, зародилась у морского инженера Михаила Алексеевича Рудницкого в 1934 году.
       15 апреля 1935 года проект подводного крейсера типа «К», первоначально он назывался КР (Крейсер Рудницкого), был утвержден Советом Труда и Обороны. По своим тактико-техническим данным крейсерские лодки типа «К» находились на уровне последних достижений мирового подводного кораблестроения, а по ряду показателей, в том числе по скорости и вооружению, превосходили иностранные образцы, Их надводное водоизмещение в полном грузу составляло 1720 т, подводное — 2100 т, корпус имел длину около 100 м, высоту — 11,5 м, но, несмотря на столь солидные размеры, лодки хорошо управлялись в подводном положении.
       Два дизеля типа 9 ДКР мощностью по 4200 л. с. позволяли им развивать в надводном положении скорость хода 22 узла. Кроме того, на лодке имелся вспомогательный дизель мощностью 800 л. с. для зарядки аккумуляторных батарей и малого хода. Дальность плавания составляла 15 тыс. миль. Два гребных электродвигателя мощностью по 1200 л. с. обеспечивали подводную скорость до 10 узл. Автономность плавания (возможность непрерывного нахождения в море без пополнения запасов) достигала 50 суток.
       Главное оружие лодки — 10 торпедных аппаратов (6 в носу и 4 в корме) с общим запасом 24 торпеды калибра 533 мм. Они несли весьма мощный заряд, имели высокую скорость и большую дальность хода. Кроме торпед, в лодке находилось 20 мин заграждения.
       Артиллерийское вооружение лодки состояло из двух 45-мм полуавтоматов и двух модернизированных 100-мм орудий с боезапасом в 400 выстрелов.
       Усовершенствование орудий заключалось в увеличении дальности стрельбы по морским и береговым целям, они также могли вести огонь и по самолетам при угле возвышения 45°.
       Следует упомянуть и о некоторых других элементах оборудования субмарины. Так, на лодке было два перископа большой светосилы, приспособленных, в частности, и для фотосъемок. Коротковолновые радиостанции подводного крейсера обеспечивали устойчивую двустороннюю радиосвязь даже на самых дальних дистанциях. Достаточно Сказать, что во время испытаний была установлена уверенная радиосвязь между лодками, одна из которых находилась в Финском заливе, а другая — на Дальнем Востоке.
       При монтаже субмарины применялись самые передовые для того времени технологические приемы. При сборке наружного корпуса крейсера широко применялась электросварка. Это позволило существенно снизить вес, резко повысить живучесть лодки.
       При проектировании лодок типа «К» рассматривалось и несколько необычных вариантов их использования. Так, одна из модификаций, предусматривала ангар для самолета-разведчика. К сожалению, воплотить этот проект в жизнь не удалось. В боевых действиях Великой Отечественной войны принимали участие только подводные крейсера типа «К».
     


    На чертеже:

    1 — гюйсшток, 2 — гюйс, 3 — палубный ввод антенны, 4 — киповые планки, 5 — леерная стойка, 6 — кнехты, 7 — шпиль, 8 — леер, 9 — бортовые шпигаты, 14 — шпигаты тоннелей для подъема лодки, 11 — 100-мм орудия, 12 — 45-мм полуавтоматы, 13 — тумба Перископов, 14 — антенная стойка, 15 — сигнальная мачта, 16 — флагшток, 17 — вымпел, 18 — минно-погрузочный люк, 19 — шпигаты, 20 — фонарь кильватерного огня, 21— талреп, 22 — кормовой флагшток, 23 — краснознаменный военно-морской флаг, 24 — фонарь гакобортного огня, 25 — форштевень, 26 — волнорезы крышек торпедных аппаратов, 27 — становой якорь, 28 —носовые горизонтальные рули, 29 — палубные шпигаты, 30 — съемный лист торпедно-погрузочного люка, 31 — спасательный буй, 32 — кранцы первых выстрелов, 33 — сирена, 34 — площадка наблюдателя-сигнальщика, 35 — откидная площадка, 36 — фонари бортовых отличительных огней, 37 — прожектор, 38 — гребной вал, 39 — кронштейн гребного вала, 40 — гребной винт, 41 — ограждение кормовых горизонтальных рулей, 42 — кормовые горизонтальные рули, 43 — вертикальный руль, 44 — скобтрап, 45 — дверь надстройки, 46 — герметический оптический нактоуз (ГОН), 47 — фонарь ходового огня, 48 — зенитный перископ, 49 — командирский перископ, 50 — трос подвески радиоантенны, 51 — радиоантенна, 52 — изоляторы радиоантенны, 53 — ограждение орудия, 54 — поворачивающаяся платформа 100-мм орудия, 55 — рубочный люк, 56 — трап, 57 — эмблема (звезда с цифрой, обозначающей число одержанных побед).

     

     



    Чертежи подводной лодки К - 21

     

     

    скачать

    скачать немедленно!

    лист 1

    лист 2

    лист 3

    лист 4

     

    Подводная лодка К - 21 ведет бой с фашистским противолодочным кораблем, Баренцево море, пролив Бест-Сунн. 1941 год


     







    Рейтинг@Mail.ru