• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Отклонения в размерах и способы
    постройки меньших по классификации судов

     

     



    Из книги К.Х. Марквардта "Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века"



    Здесь смотрите рисунки к этой страничке!


         Малые суда (такие как тендер и подобные ему) часто имели нижнюю мачту и стеньгу, изготовленную из одной штуки дерева с чиксами, заплечиками и четырехугольным топом, причем верхняя третья или четвертая часть мачты изображали стеньгу. Но иногда нижнюю мачту и стеньгу соединяли с помощью салинга и эзельгофта. Выбор способа изготовления главным образом определялся вкусом. Очень часто мачты тендеров до 4-5 футов над палубой были восьмиугольными и только выше – до чиксов, - круглыми. Они не имели ни калв, ни салинга марса. Если же мачты несли салинг, то топ нижней мачты был четырехугольным, а для подвижной стеньги ставили эзельгофт.
        
    Калвы ставили лишь тогда, когда мачту и стеньгу делали из одной штуки, причем стеньга над заплечиками была округлена, а ее топ выполнен четырехугольным (смотрите прилагаемые рисунки).
         На топе стеньги ставили железный бугель в форме восьмерки, второй же находился на высоте заплечиков. Оба бугеля служили для установки шпора брам-стеньги, причем шпор в нижнем бугеле стопорили еще болтом.
         Обычно через топ мачты сзади пропускали 4 обуха. Для их крепления по обеим сторонам отверстий ставили железные шайбы. Диаметры болтов обухов были между 1,25 дюйма и 1,5 дюйма. Нижний обух ставили на высоте чикса мачты, а три остальных на равном расстоянии друг от друга между заплечиками мачты и нижним концом чикса стеньги.



    Размеры рангоута парусников



    Длину грот-мачты брига получали путем сложения глубины трюма, длины и ширины судна и деления суммы на 2. Диаметр мачты составлял 1 дюйм на ярд длины. Фок-мачта имела диаметр 9\10 диаметра грот-мачты.


    Для расчета мачт тендера применялось следующее правило: сложить длину палубы с наибольшей шириной судна и глубиной трюма и в качестве длины мачты взять 3\4 суммы. Диаметр же мачты равнялся 3\4 дюйма на ярд длины. Фок-мачта имела диаметр 9\10 диаметра грот-мачты.
     

    По отношению к длине грот-мачты длина бизань-мачты кеча (шлюпа, корвета) составляла 3\4, а крюйс-стеньги – 5\7 грот-стеньги.
    Соотношения размеров рангоута шхуны даны в таблице ниже.
     

    Ширина шхуны (длина мидель-бимса) равна 0, 266 длины судна. Длины приведены в зависимости от ширины судна, диаметры и топы – от длины соответствующего рагоута.
     

    Для шлюпов, шмаков (смаков) и грузовых кан размеры рангоута определялись так:
    мачта и топ-мачта из одной штуки – 3 и 3\4 ширины судна,
    мачта до заплечиков – 3\4 длины мачты,
    мачта до заплечиков топ-мачты – 40\41 длины мачты,
    брам-стеньга до заплечиков – 4\7 длины стеньги,
    бушприт – 5\9 длины мачты.

     

    Размеры рангоута шхуны

     

    Грот-мачта 3 1\46 1\8
    Фок-мачта 2,91 1\45 1\8
    Бушприт 1, 5 1\27 -
    Грот-стеньга 1, 6 1\53 1\4
    Фор-стеньга 1, 54 1\52 1\4
    Утлегарь 1,0 1\50 -



    Диаметры рангоута приведены в дюймах на каждый фут длины. В скобках указаны части общей длины:
    Мачта – 1\4 (1\48 длины мачты),
    Брам-стеньга – 3\8 (1\32 длины стеньги),
    Бушприт – 3\8 (1\32) длины бушприта).

    Боты с вооружением шлюпа тоже оснащались в соответствии с приведенными правилами. Но если их оснащали люгерным (рейковым) вооружением, то их мачты имели такие размеры:
    Грот-мачта – длина 2,5 ширины бота, диаметр 1\4 (1\48),
    Фок-мачта – длина 7\8 грот-мачты, диаметр 1\4 (1\48),
    Бушприт – длина 1\2 грот-мачты, диаметр 5\8 (5\96).

    Баркасы и тендеры с люгерным вооружением:
    Грот-мачта – длина 2 и 3\4 ширины судна, диаметр 1\4 (1\48),
    Фок-мачта – длина 8\9 грот-мачты, диаметр 1\4 (1\48),
    Бизань-мачта – длина 5\8 грот-мачты, диаметр 1\4 (1\48),
    Бушприт – на 2 фута длиннее бизань-мачты, диаметр 1\7 (1\84),
    Выстрел бушприта – длина 2\3 бизань-мачты, диаметр 3\7 (1\28).

    Баркасы и тендеры с вооружением шебеки:
    Грот-мачта – длина 2 ширины судна, диаметр 3\8 (1\32),
    Фок-мачта – длина 17\18 грот-мачты, диаметр 3\8 (1\32).

    Каны и пинасы с латинскими парусами:
    Мачта – длина 2 ширины судна + 8 дюймов, диаметр 5\16 (5\192),
    Топ-мачта – длина 1 и 1\9 мачты, диаметр 1\5 (1\60),
    Соединение мачт – на 1\4 их длины.

    Каны, пинасы и иолы со шпринтовыми парусами:
    Мачта – длина 2 и 1\4 ширины судна, диаметр 1\4 (1\48),
    Фок-мачта – 2 и 1\4 ширины судна, диаметр 1\4 (1\48).

    О сужении мачт (по диаметру) шлюпов, шмаков, канов и ботов есть такие данные:
    Высота мачты в пяртнерсе равна 2\3 диаметра х 12, середина мачты между пяртнерсом и заплечиками – 30\31 диаметра, на нижнем конце заплечиков 7\8, а на верхнем 7\10. Заплечики в направлении поперек судна шире на 1,5 – 2 дюйма. Стеньга в середине между заплечиками имела 2\3 соответствующего диаметра, в верхней части 3\5, а у четырехугольного топа 3\7.
    В остальном конструкция как у тендера.
    Мачты ботов, выполненные иным способом, имели наибольший диаметр на высоте палубы в пяртнерсе. У топа мачты равномерно сужались на 2\3 этого диаметра. Несколько ниже заплечиков находился шкив для фала.  

     

     Реи



       Реями, напомню, называют рангоут, подвешенный на мачтах и служащий для крепления парусов. В большинстве случаев реи изготовляли из одной штуки дерева, однако грота- и фока-реи на больших судах после 1773 года состояли из двух деревьев. Каждое из них имело длину, обеспечивающую перекрытие их на четверть длины плюс 4 дюйма. На английских судах в 17 веке реи, до этого полностью круглые, начинают выполнять такими, чтобы внутренняя четверть их стала восьмиугольной. Кроме того, внутреннюю сторону, повернутую к мачте, еще на две следующие четверти по одной из граней восьмиугольника тоже выполняли плоской, так что в этом районе только 7\8 окружности рея оставалось круглой (смотрите наши рисунки). Если рей изготовляли из двух деревьев, то перекрытие снабжали железными бугелями.
       В последней четверти 18 века по всей плоской грани задней стороны рея (по одной грани) была установлена фиша толщиной 2 дюйма, а в средней восьмиугольной части на всех шести гранях принагелены латы. Переднюю грань оставляли свободной. Латы по длине и ширине равнялись граням и были толщиной гранаям и были толщиной от 3\4 до 1 дюйма. По сторонам они были скошены, а на концах закруглены. Все нижние реи и все марса-реи, за исключение5м бегин-рея, имели латы. Брам-, бом-брам- и блинда-реи их не имели.
    Бегин-рей до 1750 года выполняли круглым, после этого его внутреннюю четверть стали делать шестнадцатиугольной. Введенные же в 1780 году на больших судах бом-брам-реи были круглыми и обработаны как бегин-реи.
       Утоньшение реев большуюю часть века составляло: в 1-ой четверти от середины 30\31 диаметра в середине рея, во 2-ой четверти – 7\8, в 3 четверти – 7\10 и в 4-ой четверти – 3\7.
       Французские реи в течение всего столетия по всей длине были круглыми в отличие от тех, которые были взяты от англичан.

     

    Пропорциональные размеры реев



       Длины и диаметры реев приведены в таблице ниже.
       Эти данные приводятся для судов, построенных примерно между 1740 и 1780 годами; альтернативные значения указаны Пари на чертеже парусности «Ройал Луи» как «Правила для пропорций рангоута судов конца 18 века».
    Корт приводит такие сведения о реях континентальных судов:
    Грота-рей – 2 и 1\4 длины мидель-бимса,
    Толщина грота-рея – 2 и 1\4 дюйма на каждые 10 футов длины (на концах на 1\3 меньше),
    Грот-марса-рей - 7\10 длины грота-рея или 1,5 длины мидель-бимса,
    Толщина – 1\60 длины или в том же соотношении, что для грота-рея,
    Грот-брам-рей – 4\5 длины мидель-бимса,
    Фока-рей – 2 длины мидель-бимса,
    Толщина – равна соотношению для грота-рея,
    Фор-марса-рей – 1 и 1\3 длины мидель-бимса,
    Фор-брам-рей – 7\10 длины мидель-бимса,
    Бизань-рю – 2 длины мидель-бимса,
    Толщина – равна фока-рею, сверху уменьшение до 1\2, а внизу до 3\4 диаметра,
    Бегин-рей – 1 и 1\3 длины мидель-бимса,
    Толщина – на 1\4 меньше, чем для фор-марса-рея,
    Крюйс-марса-рей – 1 длина мидель-бимса,
    Крюйс-брам-рей – 2\3 длины мидель-бимса,
    Блинда-рей – равен фор-марса-рею,
    Бовен-блинда-рей – равен грот-брам-рею,
    Флагшток – на 2\5 длиннее и на 1\5 тоньше грот-брам-стеньги,
    Гюйс-шток – 4\5 длины и 5\8 толщины утлегаря.

    Фалконер в книге «Пропорции для реев у судов различных классов в британских ВМС» приводит следующее (первое значение – длина, второе – число пушек на судне):
    Грота-рей
    0,560 длины мидель-дека, 100
    0,559 длины мидель-дека, 90, 80
    0,570 длины мидель-дека, 70,
    0,576 длины мидель-дека, 50,
    0,561 длины мидель-дека, 44.
    Фока-рей
    0,880 длины грота-рея, 100, 90, 80,
    0,874 - Остальные суда .
    Бизань-рю
    0,820 длины грота-рея, 100, 90, 80, 60, 44.
    0,847 длины грота-рея , 70,
    0,840 длины грота-рея, 24.
    Грот-марса-рей
    0,726 длины грота-рея, 24,
    0,720 – Остальные суда.
    Фор-марса-рей
    0,719 длины фока-рея, 70,
    0,726 длины фока-рея, 24,
    0,715 – остальные суда.
    Грот-брам-рей
    0,690 длины грот-марса-рея, все суда,
    Фор-брам-рей
    0,696 длины фор-марса-рея, 70
    Крюйс-марса-рей
    0,768 длины фор-марса-рея, 70,
    0,750 длины фор-марса-рея, остальные суда.

     

    Длины и диаметры реев

    Размеры рея Грота-рей Фока-рей Бизань-рю Грот-марса-рей
    Длина:
    от длины судна
    от длины мидель-бимса
    0,591
    2 и 1\6
    0, 543
    2
    0,526
    2
    0, 409
    1 и 1\4
    Диаметр:
    от длины соответствующего рея
    наименьший диаметр от максимального
    нок рея от длины соответствующего рея
    1\48 или 1\39
    1\3
    1\11
    1\49 или 1\39
    1\3
    1\11
    1\64 или 1\36
    1\3
    1\11
    1\53 или 1\39
    1\3
    1\6



    Размеры рея Фор-марса-рей Бегин-рей Крюйс-марса-рей Грот-брамс-рей
    Длина:
    от длины судна
    от длины мидель-бимса
    0,4
    1 и 1\6
    0,4
    -
    0,297
    3\4
    0,256
    3\4
    Диаметр:
    от длины соответствующего рея
    наименьший диаметр от максимального
    нок рея от длины соответствующего рея
    1\54 или 7\15 D фока-рея
    -
    1\6
    1\60
    -
    1\8
    1\60 или 1\2 D бизань-рю
    -
    1\8
    1\60 или 1\39
    1\3
    1\10


    Размеры рея Фор-брам-рей Крюйс-брам-рей Блинда-рей Бовен-блинда-рей
    Длина:
    от длины судна
    от длины мидель-бимса
    0,256
    2\3
    0,185
    -
    0,4
    1 и 1\4
    0, 297
    3\4
    Диаметр:
    от длины соответствующего рея
    наименьший диаметр от максимального
    нок рея от длины соответствующего рея
    1\60 или как у фор-марса-рея
    -
    1\10
    1\60
    -
    1\8
    1\54 или 1\39
    1\3
    1\9
    1\60 или 7\16 D рея
    -
    1\8



    Бегин- и блинда-реи одинаковы по длине с фор-маса-реем. Бовен-блинда-рей равен фор-брам-рею.
    Диаметры:
    грота- и фока-рей – 5\7 дюйма на каждый ярд длины;
    Марса-, бегин- и блинда-реи – 9\14 дюйма на каждый ярд длины;
    Брам-, крюйс-марса-, бовен-блинда-реи – 8\13 дюйма на каждый ярд длины;
    Бизань-рю – 5\9 дюйма на каждый ярд длины;
    Все лисель-спирты и лисель-реи – 1\2 дюйма на каждый ярд длины.

    Ниже приведены размеры по данным Монтеня, Стила и Фалконера.

    Длина

    Грота-рей:
    1711 год – 7\8 грот-мачты
    1745 – 9\10 грот-мачты
    1756 – 7\10 грот-мачты (торговое судно)
    1794 – 8\9 грот-мачты
    Фока-рей – 7\8 грота-рея
    Бизань-рю:
    До 1719 года – 7\8 грота-рея
    После 1719 года – 6\7 грота-рея
    1756 год – средняя величина между грота- и фока-реями (торговое судно)
    Грот-марса-рей:
    1711 год – 5\9 грота-рея
    1719 – 7\10 грота-рея
    1756 – 1\2 грота-рея
    1756 – 2\3 грота-рея (торговое судно)
    1794 – 5\7 грота-рея

    Фор-марса-рей:
    1711 год – 5\9 фока-рея
    1719 – 7\10 фока-рея
    1756 – 7\8 фока-рея
    Крюйс-марса-рей:
    1711 год – 1\3 бизань-рю
    1719 – 3\4 бегин-рея
    1756 – 3\5 грот-марса-рея
    1794 – 2\3 грот-марса-рея
    Брам-реи:
    До 1773 года – 1\2 соответствующего марса-рея
    После 1773 года – 2\3 соответствующего марса-рея
    Грот-брам-рей 1756 года – 3\5 грот-марса-рея (торговое судно)
    Фор-брам-рей 1756 года – 7\8 грот-брам-рея (торговое судно)
    Брам-реи 1794 года – 3\5 соответствующего марса-рея (судно с количеством пушек менее 74); 2\3 соответствующего марса-рея с количеством пушек 74 и более
    Бом-брам-рей 1779 года – 1\2 соответствующего брам-рея
    Бегин-рей:
    1711 год – немного короче грот-марса-рея
    1719 – 7\10 фока-рея
    1794 – 7\8 грот-марса-рея
    Блинда-рей:
    1711 год – 5\7 фока-рея
    1719 – 7\10 фока-рея
    1794 – 7\8 грот-марса-рея
    Бовен-блинда-рей:
    1700 год – 1\2 блинда-рея
    1719 – 2\3 блинда-рея
    1794 – фор-брам-рею
    Лисель-рей – 4\7 лисель-спирта
    Драйвер-рей 1794 года – равен фор-брам-рею

    Диаметр

    Грота-рей:
    До 1794 года – 3\4 дюйма на каждый ярд длины
    После 1794 года – 7\10 дюйма на каждый ярд длины

    Фока-рей:
    До 1794 года – 3\4 дюйма на каждый ярд длины
    После 1794 года – 7\10 дюйма на каждый ярд длины

    Бизань-рю:
    До 1719 года – 1\2 дюйма на каждый ярд длины
    После 1719 года – 2\3 диаметра грота-рея

    Марса-рей – 5\8 дюйма на каждый ярд длины
    Брам-рей:
    До 1719 года – 5\8 дюйма на каждый ярд длины
    После 1719 года – 3\5 дюйма на каждый ярд длины

    Бом-брам-рей – 1\2 соответствующего марса-рея

    Блинда-рей – 5\8 дюйма на каждый ярд длины

    Бовен-блинда-рей:
    1700 год – 5\8 дюйма на каждый ярд длины
    1719 год – 3\5 дюйма на каждый ярд длины

    Бегин-рей:
    До 1794 года – 2\3 дюйма на каждый ярд длины
    После 1794 года – 5\8 дюйма на каждый ярд длины

    Лисель-рей – 1 дюйм на каждые 5 футов длины
    Драйвер-рей – 3\5 дюйма на каждый ярд длины



         В отличие от поперечных реев продольные реирю по толщине на концах не были одинаковыми. Так, у бизань-рю, которую поворачивали исключительно вокруг мачты, различали верхнюю и нижнюю «руки». Вплоть до середины 18 века утоньшение верхней «руки» составляло 2\3 среднего диаметра, а нижней 1\2. Для второй половины века характерны следующие данные.


    Верхняя «рука»:
    1-я четверть – 30\31 среднего диаметра; 2-я четверть – 7\8; 3-я четверть – 7\10; 4-я четверть – 2\5.


    Нижняя «рука»:


    1-я четверть – 60\61 среднего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 3\5; 4-я четверть – 2\3.
    Во второй половине 18 века бизань-рю все больше и больше заменяют гафелем, а позднее гафелем и гиком. Постепенное введение их началось на малых фрегатах между 1750 и 1770 годами, в 80-ые годы было перенесено на большие суда и достигло вершины в переоборудовании линейных судов в последнее десятилетие века. Так, флагманское судно Нельсона «Вангард» (“Vanguard”) в битве при Абукире в 1798 году было единственным линейным судном, которое во время этого сражения еще несло бизань-рю.
    Гик стали вводить на судах около 1790 года. Гафель служил для крепления верхней шкаторины триселя, а гик, к которому шел шкот, удерживал галс и шкот этого паруса на нужных местах.
    У судов с полным парусным вооружением бизань ходила по гафелю. На бригах, шхунах, тендерах и других малых судах это были грот-трисель, фор-трисель, а иногда и бизань.
    Наибольший диаметр гафели имели в 4 футах от внутреннего конца. Утоньшение наружу составляло: 1 –я четверть – 40\41 наибольшего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 4\5; 4-я четверть – 5\9.
    Наибольший диаметр гика на большом судне был в середине, уменьшение – постепенное к обоим концам: 1 – я четверть – 40\41 среднего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 5\6; 4-я четверть – 2\3.
    Наибольший диаметр гика на тендерах, шлюпах и подобных им судах приходился на район крепления гика-шкота, располагавшийся довольно близко к корме. Чтобы найти остальные диаметры, внутреннюю часть гика от шкота делили на 4 части, а внешнюю на 2. Диаметры от шкота внутрь были такие: 1-я четверть – 40\41 наибольшего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 7\8; 4-я четверть – 2\3.
    От шкота наружу: 1-я половина – 11\12 наибольшего диаметра; 2-я половина – 3\4.
    Для гафелей и гиков шхуны: гафель – 0,34 и 0,29 длины судна, гик – 066 длины судна. Диаметры их составляли 1\52 и 1\50 длины гафеля и 1\57 длины гика.

    Пропорциональные длины и диаметры гафелей и гиков

    Бизань-гик – длина 5\7 грота-рея, диаметр 5\8 дюйма на каждый ярд длины
    Гафель – длина 5\8 бизань-гика, диаметр 5\8 дюйма на каждый ярд длины
    Ундер-лисель-рей – длина 5\9 грота-рея, диаметр 1 дюйм на каждые 5 футов длины
    Марса-лисель-спирт – длина 1\2 соответствующего рея, диаметр 1 дюйм на каждые 5 футов длины

    Тендеры:
    Длина грота-гика 2\3 длины мачты, диаметр грота-гика 9\16 дюйма на каждый ярд. Гафель как у шлюпа (смотрите ниже).

    Шлюпы, шмаки, каны и боты (диаметр дается на каждый фут длины) :
    Гик – длина 2\3 длины мачты, диаметр 3\16 дюйма,
    Гафель – длина 3\5 гика, диаметр 1\4 дюйма,
    Опорные деревья – длина 5\8 длины мачты, 1\7 дюйма,
    Марса-рей – длина 2\5 длины мачты, 1\5 дюйма,
    Брам-рей – длина 5\6 марса-рея, диаметр 1\8 дюйма.

    Боты с люгерными парусами: длина грота- и фока-реев 5\8 соответствующей мачты; диаметр грота- и фока-реев 1\4 дюйма на каждый фут длины.

    Баркасы и тендеры с люгерными парусами: длина грота- и фока-реев 9\17 соответствующей мачты; диаметр грота- и фока-реев 1\4 дюйма на каждый фут длины.

    Баркасы и тендеры с парусами шебек (латинскими парусами): длина грота-рея 3 и 1\2 ширины судна, фока-рея 9\10 грота-рея; диаметр грота- и фока-реев 1\4 дюйма на каждый фут длины.

    Каны и пинасы со шпринтовыми парусами: длина шпринтова на 1\8 длиннее, чем мачта, диаметр 1\8 дюйма на каждый фут длины.


    Клампы и усы

    Реи имели различные клампы, выполненные соответственно их назначению. Так, клампы-ловушки были принагелены к рею вблизи его середины с двух сторон. Они препятствовали скольжению в стороны бейфута, на котором был подвешен рей, и обоих фал-блоков. Стоп-клампы, находившиеся на концах рея, локализовали положение брасов, «ножных» перт и топенантов. Клампы-ловушки обычно были длиной в 1 и 1\4 диаметра рея, шириной в 1\4 их длины и высотой в 2\3 их ширины. У грота- и фока-реев на 1\3 своей длины они образовывали нависающие лапки. Обычно отстояние этих кламп от середины рея равнялось его диаметру. У бегин- и бовен-блинда-реев – половине диаметра. Бизань-рю имела верхний кламп, поставленный на 1 и 1\2 диаметра ниже середины рю, а нижний еще на диаметр рю дальше. У бовен- и бовен-блинда-реев клампы-ловушки находились на задней стороне реев.
    Стоп-клампы были длиной в 1\2 диаметра рея, шириной в 1\4 длины и высотой в 2\3 ширины. Отстояния их от оконечностей составляли у грота-, фока- бегин- и блинда-реев 1 и 1\2 дюйма на каждый ярд длины рея, у марса- и брам-реев 3 дюйма, у крюйс-марса-рея 2 и 1\4 дюйма и у бизань-рю стоп-клампы были удалены от верхнего конца на диаметр рея. Стоп-клампы у всех реев были установлены как на передней, так и на задней сторонах.
    Лисель- и драйвер-реи имели свои клампы-ловушки, поставленные на 1\3 длины рея (считая изнутри), с расстояниями между ними в 1 диаметр рея. Стоп-клампы же их находились от ноков реев на расстоянии двойной длины клампов.
    Реи на ботах имели свои клампы-ловушки или в середине, или как у судов с люгерным, латинским и вооружением шебек, удаленными на 1\3 длины рея от галсового угла. Расстояние их друг от друга в большинстве случаев равнялось диаметру рея. От нов рея стоп-клампы были удалены на их длину.
    Гафели и гики на концах, подходящих к мачте, имели усы, изготовленные из дуба и наполовину охватывающие мачту. Толщина усов приблизительно составляла 1\4 диаметра. При этом отметим, что внутренний диаметр усов на 1 дюйм был больше диаметра мачты, так как их внутреннюю поверхность обивали кожей. Усы гафеля были подобны усам гика, только их внутренний диаметр был срезан кверху под 40 градусов, чтобы обеспечить наклонную установку гафеля.
    В районе усов гафель и гик с обеих сторон были уплощены до 1\4 их концевой толщины, чтобы здесь можно было поставить усы. Длина этих уплощений и соответствующая длина «языков» усов составляла приблизительно 4 фута. «Языки» усов, как и оконечности гика или гафеля, были закругленными, крепили их нагелями и болтами. На полученное соединение дополнительно надевали 3 – 4 железных бугеля.
    Через конец гика между усами и соединением сверху вниз проводили обух, снизу заканчивавшийся шайбой. У гафеля было два обуха, пропущенных через соединительную часть сверху вниз и снизу вверх. Верхний предназначался для фала гафеля, а нижний для бензеля верхне-галсового угла паруса и нирала гафеля. На внешнем конце гика находился шкив-гат со шкивом для шкота паруса. Оконечность нока гика скрепляла железная обойма. Обух, поставленный как продолжение оси гика, завершал оконечность. Внешний конец гафеля был одинаков с концом гика.
    Иногда гик вместо усов на оконечности имел кольцо, соединенное с гиком продольными и кольцевыми связями. На мачте тогда крепили два горизонтальных кольца и болтами все соединяли в виде шарнира. Другим распространенным соединением гика с мачтой был гачок в виде лебединой шеи. На гике тогда вместо кольца находился этот гачок, который и вращался в кольце, укрепленном на мачте.
    Если же гик заканчивался усами, то под ними на мачте устанавливали деревянную подушку, чтобы усы могли на нее опираться. Во внешней части усов при надобности просверливали 1 – 2 отверстия, служившие для проводки ракс-тросов с ракс-клотами. В районе гика-шкота гик обивали кожей, а над стропом шкот-блока для предохранения был установлен деревянный брусок (напоминаю, смотрите рисунки).


    Лисель-спирты

         Перейдем теперь к лисель-спиртам и их принадлежностям. Нижние ундер-лисель-спирты гачками крепили на фока- и грота-русленях. Для этого на внутреннем конце спирта имелся гак в виде лебединой шеи. Спирты несли на передней части рея под углом 45 градусов относительно горизонтальной линии середины рея. На голландских судах лисель-спирты ставили с задней стороны рея. В начале 18 века это было обычным, а на более поздних моделях наблюдается лишь в единичных случаях. Для постановки спиртов на рее имелось четыре спирт-бугеля – по одному на ноках и два удаленные от нока приблизительно на 1\3 длины спирта. На судах с английским вооружением внутренние спирт-бугели – до 1750 года третные и представляли собой кольца, полностью охватывающие рей, а позднее только 3\4 его окружности. На континентальных судах вплоть до конца столетия предпочитали применять полностью охватывающие кольца. После 1775 года в английских ВМС ноковые спирт-бугели стали делать с шарниром, так что теперь лисель-спирт вкладывали, а не протаскивали через него.
    В торговом флоте вместо внутренних спирт-бугелей часто использовали деревянные «седла». На нижних реях французских судов их ставили в дополнение к внутренним спирт-бугелям на расстоянии около 2\3 длины лисель-спирта от нока. Крепление ноковых бугелей на военных и торговых судах было различным.
    На военных судах кольцо нокового спирт-бугеля находилось вне нока рея на четырехгранном штыре, изогнутом под прямым углом. Плоские железные полосы и два кольца соединяли его с реем. В 1775 году прежнее простое кольцо спирт-бугеля стали выполнять с направляющим роликом, чтобы лисель-спирт легче было выдвигать. Ролик имел диаметр в 1\3 диаметра кольца бугеля и помещался в нижней его части. Диаметр кольца бугеля был равен диаметру лисель-спирта, ширина составляла 3\8 диаметра, толщина 5\8 – 3\4 дюйма. Изогнутый четырехгранный штырь нокового бугеля по сторонам прямого угла был на 1 дюйм длиннее диаметра кольца и толщиной в 1\4 своей длины. Длина горизонтальных полос бугеля составляла 1\3 дюйма на каждый ярд длины рея, а ширина около 1\2 диаметра рея. На внешних концах толщина их равнялась 3\8 дюйма, к концу рея еще толще. Для крепления лисель-спиртов и применявшихся иногда на марса-реях брам-лисель-спиртов использовали те же приемы, а в размерах те же пропорции.
    На торговых судах ноковое кольцо спирт-бугеля хомутом соединяли с железным креплением, принагеленным к четырехгранному ноку рея. Иногда это крепление представляло собой кольцо, надетое на круглый же нок рея. Такой способ в конце 18 века еще применяли на кораблях французских ВМС. На других в продолжении нока рея находился четырехгранный штырь, соединенный с помощью железной связи с ноком. Кольцо бугеля лисель-спирта имело шейку с утолщением на нижнем конце, где было четырехугольное отверстие. Гайка на конце штыря или шпонка удерживала ноковое кольцо в нужном положении. Такой же способ применялся и на континентальных судах. Единственное отличие заключается в кольце бугеля лисель-спирта. Были у торговых судов замкнутые кольца без ролика, можно найти в форме подковы, в открытой части которой находился ролик. Марса-реи на торговых судах обычно были вооружены так, как и нижние реи.
    Большую часть 18 века в ВМС брам-лисель-спирты использовали редко, поэтому кольцо бугеля спирта, как и на торговых судах, иногда ставили только на нок рея. На продолжении нока горизонтально был поставлен обух. На внутреннем конце всех лисель-спиртов находилось отверстие, чтобы в нерабочем состоянии их можно было принайтовить к реям. Континентальные лисель-спирты иногда имели такую же пятку, как и стеньги.


    Прочие вопросы

    На английских судах брам-реи грот- и фок-мачт, бизань-рю, блинда- и марса-реи имели на ноках железные бугели и обухи, поставленные как продолжение реев. Крюйс-марс- и крюйс-брам-реи имели бугели, но не имели обухов. Драйвер-реи имели шкив в топе, а также бугель и обух.
    Наряду с рассмотренными рангоутными деревьями для такелажа суда обычно имели некоторое количество «пожарных» деревьев. Они предназначались для защиты от брандеров и загоревшихся судов. Их хранили на шкафуте вместе с прочим запасным рангоутом. «Пожарные» деревья по толщине равнялись лисель-спиртам, а по длине примерно 2\3 их. На внутреннем конце «пожарного» дерева находился гачок в виде лебединой шеи для крепления на борту судна, а на внешнем – в виде вилки. Дополнительно на их концах ставили бугели, чтобы деревья не раскалывались.

    Флагштоки на судах имели следующие размеры (диаметр – на каждый ярд длины):
    Флагшток – длина 1\3 длины грот-мачты, диаметр 1\2 дюйма,
    Гюйс-шток – длина 1\2 флагштока над релингом, диаметр 3\4 дюйма.

    Для уборки якорей по-походному военные, Ост-индские и большие торговые суда имели фиш- или пентер-балки. Приблизительно до 1780 года это была четырехугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в железной четырехугольной обойме – бугеле пентер-балки. Иногда упоминается, что ее использовали начиная от малых судов. Отсюда можно заключить, что длинные пентер-балки еще часто применялись и после 1780 года. В 70-ые годы фиш-балки (как стали называть пентер-балки) становятся значительно короче и утсанавливаются на руслене, где их крепили в специальном башмаке.







    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru