Отклонения в размерах и способы
|
Грот-мачта | 3 | 1\46 | 1\8 |
Фок-мачта | 2,91 | 1\45 | 1\8 |
Бушприт | 1, 5 | 1\27 | - |
Грот-стеньга | 1, 6 | 1\53 | 1\4 |
Фор-стеньга | 1, 54 | 1\52 | 1\4 |
Утлегарь | 1,0 | 1\50 | - |
Размеры рея | Грота-рей | Фока-рей | Бизань-рю | Грот-марса-рей |
Длина:
от длины судна от длины мидель-бимса | 0,591 2 и 1\6 | 0, 543 2 | 0,526 2 | 0, 409 1 и 1\4 |
Диаметр:
от длины соответствующего рея наименьший диаметр от максимального нок рея от длины соответствующего рея | 1\48 или 1\39 1\3 1\11 |
1\49 или 1\39 1\3 1\11 | 1\64 или 1\36 1\3 1\11 |
1\53 или 1\39 1\3 1\6 |
Размеры рея | Фор-марса-рей | Бегин-рей | Крюйс-марса-рей | Грот-брамс-рей |
Длина:
от длины судна от длины мидель-бимса | 0,4 1 и 1\6 | 0,4 - | 0,297 3\4 | 0,256 3\4 |
Диаметр:
от длины соответствующего рея наименьший диаметр от максимального нок рея от длины соответствующего рея | 1\54 или 7\15 D фока-рея - 1\6 | 1\60 - 1\8 | 1\60 или 1\2 D бизань-рю - 1\8 | 1\60 или 1\39 1\3 1\10 |
Размеры рея | Фор-брам-рей | Крюйс-брам-рей | Блинда-рей | Бовен-блинда-рей |
Длина:
от длины судна от длины мидель-бимса | 0,256 2\3 | 0,185 - | 0,4 1 и 1\4 | 0, 297 3\4 |
Диаметр:
от длины соответствующего рея наименьший диаметр от максимального нок рея от длины соответствующего рея | 1\60 или как у фор-марса-рея - 1\10 | 1\60 - 1\8 | 1\54 или 1\39 1\3 1\9 | 1\60 или 7\16 D рея - 1\8 |
Верхняя «рука»:
1-я четверть – 30\31 среднего диаметра; 2-я четверть – 7\8; 3-я четверть – 7\10; 4-я четверть – 2\5.
Нижняя «рука»:
1-я четверть – 60\61 среднего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 3\5; 4-я четверть – 2\3.
Во второй половине 18 века бизань-рю все больше и больше заменяют гафелем, а позднее гафелем и гиком. Постепенное введение их началось на малых фрегатах между 1750 и 1770 годами, в 80-ые годы было перенесено на большие суда и достигло вершины в переоборудовании линейных судов в последнее десятилетие века. Так, флагманское судно Нельсона «Вангард» (“Vanguard”) в битве при Абукире в 1798 году было единственным линейным судном, которое во время этого сражения еще несло бизань-рю.
Гик стали вводить на судах около 1790 года. Гафель служил для крепления верхней шкаторины триселя, а гик, к которому шел шкот, удерживал галс и шкот этого паруса на нужных местах.
У судов с полным парусным вооружением бизань ходила по гафелю. На бригах, шхунах, тендерах и других малых судах это были грот-трисель, фор-трисель, а иногда и бизань.
Наибольший диаметр гафели имели в 4 футах от внутреннего конца. Утоньшение наружу составляло: 1 –я четверть – 40\41 наибольшего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 4\5; 4-я четверть – 5\9.
Наибольший диаметр гика на большом судне был в середине, уменьшение – постепенное к обоим концам: 1 – я четверть – 40\41 среднего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 5\6; 4-я четверть – 2\3.
Наибольший диаметр гика на тендерах, шлюпах и подобных им судах приходился на район крепления гика-шкота, располагавшийся довольно близко к корме. Чтобы найти остальные диаметры, внутреннюю часть гика от шкота делили на 4 части, а внешнюю на 2. Диаметры от шкота внутрь были такие: 1-я четверть – 40\41 наибольшего диаметра; 2-я четверть – 11\12; 3-я четверть – 7\8; 4-я четверть – 2\3.
От шкота наружу: 1-я половина – 11\12 наибольшего диаметра; 2-я половина – 3\4.
Для гафелей и гиков шхуны: гафель – 0,34 и 0,29 длины судна, гик – 066 длины судна. Диаметры их составляли 1\52 и 1\50 длины гафеля и 1\57 длины гика.
Пропорциональные длины и диаметры гафелей и гиков
Бизань-гик – длина 5\7 грота-рея, диаметр 5\8 дюйма на каждый ярд длины
Гафель – длина 5\8 бизань-гика, диаметр 5\8 дюйма на каждый ярд длины
Ундер-лисель-рей – длина 5\9 грота-рея, диаметр 1 дюйм на каждые 5 футов длины
Марса-лисель-спирт – длина 1\2 соответствующего рея, диаметр 1 дюйм на каждые 5 футов длины
Тендеры:
Длина грота-гика 2\3 длины мачты, диаметр грота-гика 9\16 дюйма на каждый ярд. Гафель как у шлюпа (смотрите ниже).
Шлюпы, шмаки, каны и боты (диаметр дается на каждый фут длины) :
Гик – длина 2\3 длины мачты, диаметр 3\16 дюйма,
Гафель – длина 3\5 гика, диаметр 1\4 дюйма,
Опорные деревья – длина 5\8 длины мачты, 1\7 дюйма,
Марса-рей – длина 2\5 длины мачты, 1\5 дюйма,
Брам-рей – длина 5\6 марса-рея, диаметр 1\8 дюйма.
Боты с люгерными парусами: длина грота- и фока-реев 5\8 соответствующей мачты; диаметр грота- и фока-реев 1\4 дюйма на каждый фут длины.
Баркасы и тендеры с люгерными парусами: длина грота- и фока-реев 9\17 соответствующей мачты; диаметр грота- и фока-реев 1\4 дюйма на каждый фут длины.
Баркасы и тендеры с парусами шебек (латинскими парусами):
длина грота-рея 3 и 1\2 ширины судна, фока-рея 9\10 грота-рея; диаметр грота- и фока-реев 1\4 дюйма на каждый фут длины.
Каны и пинасы со шпринтовыми парусами: длина шпринтова на 1\8 длиннее, чем мачта, диаметр 1\8 дюйма на каждый фут длины.
Клампы и усы
Реи имели различные клампы, выполненные соответственно их назначению. Так, клампы-ловушки были принагелены к рею вблизи его середины с двух сторон. Они препятствовали скольжению в стороны бейфута, на котором был подвешен рей, и обоих фал-блоков. Стоп-клампы, находившиеся на концах рея, локализовали положение брасов, «ножных» перт и топенантов. Клампы-ловушки обычно были длиной в 1 и 1\4 диаметра рея, шириной в 1\4 их длины и высотой в 2\3 их ширины. У грота- и фока-реев на 1\3 своей длины они образовывали нависающие лапки. Обычно отстояние этих кламп от середины рея равнялось его диаметру. У бегин- и бовен-блинда-реев – половине диаметра. Бизань-рю имела верхний кламп, поставленный на 1 и 1\2 диаметра ниже середины рю, а нижний еще на диаметр рю дальше. У бовен- и бовен-блинда-реев клампы-ловушки находились на задней стороне реев.
Стоп-клампы были длиной в 1\2 диаметра рея, шириной в 1\4 длины и высотой в 2\3 ширины. Отстояния их от оконечностей составляли у грота-, фока- бегин- и блинда-реев 1 и 1\2 дюйма на каждый ярд длины рея, у марса- и брам-реев 3 дюйма, у крюйс-марса-рея 2 и 1\4 дюйма и у бизань-рю стоп-клампы были удалены от верхнего конца на диаметр рея. Стоп-клампы у всех реев были установлены как на передней, так и на задней сторонах.
Лисель- и драйвер-реи имели свои клампы-ловушки, поставленные на 1\3 длины рея (считая изнутри), с расстояниями между ними в 1 диаметр рея. Стоп-клампы же их находились от ноков реев на расстоянии двойной длины клампов.
Реи на ботах имели свои клампы-ловушки или в середине, или как у судов с люгерным, латинским и вооружением шебек, удаленными на 1\3 длины рея от галсового угла. Расстояние их друг от друга в большинстве случаев равнялось диаметру рея. От нов рея стоп-клампы были удалены на их длину.
Гафели и гики на концах, подходящих к мачте, имели усы, изготовленные из дуба и наполовину охватывающие мачту. Толщина усов приблизительно составляла 1\4 диаметра. При этом отметим, что внутренний диаметр усов на 1 дюйм был больше диаметра мачты, так как их внутреннюю поверхность обивали кожей. Усы гафеля были подобны усам гика, только их внутренний диаметр был срезан кверху под 40 градусов, чтобы обеспечить наклонную установку гафеля.
В районе усов гафель и гик с обеих сторон были уплощены до 1\4 их концевой толщины, чтобы здесь можно было поставить усы. Длина этих уплощений и соответствующая длина «языков» усов составляла приблизительно 4 фута. «Языки» усов, как и оконечности гика или гафеля, были закругленными, крепили их нагелями и болтами. На полученное соединение дополнительно надевали 3 – 4 железных бугеля.
Через конец гика между усами и соединением сверху вниз проводили обух, снизу заканчивавшийся шайбой. У гафеля было два обуха, пропущенных через соединительную часть сверху вниз и снизу вверх. Верхний предназначался для фала гафеля, а нижний для бензеля верхне-галсового угла паруса и нирала гафеля. На внешнем конце гика находился шкив-гат со шкивом для шкота паруса. Оконечность нока гика скрепляла железная обойма. Обух, поставленный как продолжение оси гика, завершал оконечность. Внешний конец гафеля был одинаков с концом гика.
Иногда гик вместо усов на оконечности имел кольцо, соединенное с гиком продольными и кольцевыми связями. На мачте тогда крепили два горизонтальных кольца и болтами все соединяли в виде шарнира. Другим распространенным соединением гика с мачтой был гачок в виде лебединой шеи. На гике тогда вместо кольца находился этот гачок, который и вращался в кольце, укрепленном на мачте.
Если же гик заканчивался усами, то под ними на мачте устанавливали деревянную подушку, чтобы усы могли на нее опираться. Во внешней части усов при надобности просверливали 1 – 2 отверстия, служившие для проводки ракс-тросов с ракс-клотами. В районе гика-шкота гик обивали кожей, а над стропом шкот-блока для предохранения был установлен деревянный брусок (напоминаю, смотрите рисунки).
Лисель-спирты
Перейдем теперь к лисель-спиртам и их принадлежностям. Нижние ундер-лисель-спирты гачками крепили на фока- и грота-русленях. Для этого на внутреннем конце спирта имелся гак в виде лебединой шеи. Спирты несли на передней части рея под углом 45 градусов относительно горизонтальной линии середины рея. На голландских судах лисель-спирты ставили с задней стороны рея. В начале 18 века это было обычным, а на более поздних моделях наблюдается лишь в единичных случаях. Для постановки спиртов на рее имелось четыре спирт-бугеля – по одному на ноках и два удаленные от нока приблизительно на 1\3 длины спирта. На судах с английским вооружением внутренние спирт-бугели – до 1750 года третные и представляли собой кольца, полностью охватывающие рей, а позднее только 3\4 его окружности. На континентальных судах вплоть до конца столетия предпочитали применять полностью охватывающие кольца. После 1775 года в английских ВМС ноковые спирт-бугели стали делать с шарниром, так что теперь лисель-спирт вкладывали, а не протаскивали через него.
В торговом флоте вместо внутренних спирт-бугелей часто использовали деревянные «седла». На нижних реях французских судов их ставили в дополнение к внутренним спирт-бугелям на расстоянии около 2\3 длины лисель-спирта от нока. Крепление ноковых бугелей на военных и торговых судах было различным.
На военных судах кольцо нокового спирт-бугеля находилось вне нока рея на четырехгранном штыре, изогнутом под прямым углом. Плоские железные полосы и два кольца соединяли его с реем. В 1775 году прежнее простое кольцо спирт-бугеля стали выполнять с направляющим роликом, чтобы лисель-спирт легче было выдвигать. Ролик имел диаметр в 1\3 диаметра кольца бугеля и помещался в нижней его части. Диаметр кольца бугеля был равен диаметру лисель-спирта, ширина составляла 3\8 диаметра, толщина 5\8 – 3\4 дюйма. Изогнутый четырехгранный штырь нокового бугеля по сторонам прямого угла был на 1 дюйм длиннее диаметра кольца и толщиной в 1\4 своей длины. Длина горизонтальных полос бугеля составляла 1\3 дюйма на каждый ярд длины рея, а ширина около 1\2 диаметра рея. На внешних концах толщина их равнялась 3\8 дюйма, к концу рея еще толще. Для крепления лисель-спиртов и применявшихся иногда на марса-реях брам-лисель-спиртов использовали те же приемы, а в размерах те же пропорции.
На торговых судах ноковое кольцо спирт-бугеля хомутом соединяли с железным креплением, принагеленным к четырехгранному ноку рея. Иногда это крепление представляло собой кольцо, надетое на круглый же нок рея. Такой способ в конце 18 века еще применяли на кораблях французских ВМС. На других в продолжении нока рея находился четырехгранный штырь, соединенный с помощью железной связи с ноком. Кольцо бугеля лисель-спирта имело шейку с утолщением на нижнем конце, где было четырехугольное отверстие. Гайка на конце штыря или шпонка удерживала ноковое кольцо в нужном положении. Такой же способ применялся и на континентальных судах. Единственное отличие заключается в кольце бугеля лисель-спирта. Были у торговых судов замкнутые кольца без ролика, можно найти в форме подковы, в открытой части которой находился ролик. Марса-реи на торговых судах обычно были вооружены так, как и нижние реи.
Большую часть 18 века в ВМС брам-лисель-спирты использовали редко, поэтому кольцо бугеля спирта, как и на торговых судах, иногда ставили только на нок рея. На продолжении нока горизонтально был поставлен обух. На внутреннем конце всех лисель-спиртов находилось отверстие, чтобы в нерабочем состоянии их можно было принайтовить к реям. Континентальные лисель-спирты иногда имели такую же пятку, как и стеньги.
Прочие вопросы
На английских судах брам-реи грот- и фок-мачт, бизань-рю, блинда- и марса-реи имели на ноках железные бугели и обухи, поставленные как продолжение реев. Крюйс-марс- и крюйс-брам-реи имели бугели, но не имели обухов. Драйвер-реи имели шкив в топе, а также бугель и обух.
Наряду с рассмотренными рангоутными деревьями для такелажа суда обычно имели некоторое количество «пожарных» деревьев. Они предназначались для защиты от брандеров и загоревшихся судов. Их хранили на шкафуте вместе с прочим запасным рангоутом. «Пожарные» деревья по толщине равнялись лисель-спиртам, а по длине примерно 2\3 их. На внутреннем конце «пожарного» дерева находился гачок в виде лебединой шеи для крепления на борту судна, а на внешнем – в виде вилки. Дополнительно на их концах ставили бугели, чтобы деревья не раскалывались.
Флагштоки на судах имели следующие размеры (диаметр – на каждый ярд длины):
Флагшток – длина 1\3 длины грот-мачты, диаметр 1\2 дюйма,
Гюйс-шток – длина 1\2 флагштока над релингом, диаметр 3\4 дюйма.
Для уборки якорей по-походному военные, Ост-индские и большие торговые суда имели фиш- или пентер-балки. Приблизительно до 1780 года это была четырехугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в железной четырехугольной обойме – бугеле пентер-балки. Иногда упоминается, что ее использовали начиная от малых судов. Отсюда можно заключить, что длинные пентер-балки еще часто применялись и после 1780 года. В 70-ые годы фиш-балки (как стали называть пентер-балки) становятся значительно короче и утсанавливаются на руслене, где их крепили в специальном башмаке.