фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Сетка и прочий инвентарь

     


    Планы укладки такелажа парусных судов и кораблей мы рассмотрели на предыдущей странице.


         Наряду с обычным такелажем на судне имелось еще много специального такелажа, который требовался лишь в отдельных случаях: во время боя, для уборки якоря, для подкрепления обычного такелажа при плохой погоде или для спуска людей в шлюпку. Приведенное здесь подробное описание специального инвентаря позволяет лучше понять повседневный быт моряков, а моделисту (при его правильном применении) — более естественно оборудовать свою модель судна.


    Сетки

     
         На военных судах применяли ряд сеток, служивших различным целям. Так сетка, укрепленная на ноке бушприта на пертах, использовалась при уборке фор-стень-стакселя и кливеров. Во время боя за бортом подвешивали сетки, укрепленные на нижнем такелаже и препятствовавшие тем самым врагу предпринять абордаж. Однако для 700 человек экипажа английского судна «Мэри Роуз» это привело к гибели, когда в 1545 г. во время шквального порыва ветра судно внезапно опрокинулось перед Портсмутом и через несколько минут затонуло.
         Сетки, натянутые над люками, на гальюне, между стойками релингов и вантах марса, служили для защиты от несчастного случая.
         В своей работе, опубликованной в 1769 г., Фалконер упоминает о сетках, поставленных на релингах ахтердека. На военных судах они всегда были двойными. Заполненные пробкой, старыми парусами и главным образом гамаками, их применяли на ахтердеке для защиты команды от ружейного огня. В обстоятельной работе 1815 г. упоминается еще сетка, натянутая на высоте 12 футов между грот- и бизань-мачтами, которая должна была предохранять от падающих блоков и других частей такелажа. На изображении английского пинаса «Блек Пиннес», датированного 1586 г., можно видеть такой тип сетки, натянутой между фок- и бизань-мачтами и оттакелаженной, как тент. Одним из важных мероприятий по безопасности при подготовке судна к бою было оснащение его сетками.

     

    Тент  (от немецкого - солнечный парус)


         Тенты ставили на судах, находящихся в тропиках или в гаванях. Сшитые по форме палубы из полотнищ парусины легких сортов, они прикрывали ют, галф-дек и главную палубу. На внешних сторонах тента и посередине в продольном направлении находилось некоторое количество клотов, через которые пропускали тросы для крепления тента. На разных палубах их крепили по-разному. Так, на палубе юта коренной конец среднего троса узлом крепили на флагштоке, а ходовой конец проводили через ролик на задней стороне обвязки бизань-мачты или через находившийся там блок. Трос заканчивался талями, заложенными в рым на палубе. Боковые тросы с огонами в коренных частях найтовили огонами к передним бизань-вантам. Лопари их проходили через шкивы в верхних частях стоек, прикрепленных к внутренней стороне транца вблизи релинга по обеим сторонам судна, и набивались посредством талей.
         Средний трос тента галф-дека крепили к очку на передней стороне бизань-мачты и вели через ролик или блок на задней стороне грот-мачты. Коренные концы боковых тросов огонами найтовили к передним грота-вантам, а их лопари проводили через блоки на передних бизань-вантах и ставили на тали. Тент на главной палубе был поставлен так же, как и тент на галф-деке. На задней стороне тента имелось еще три гака: один в середине и по одному по сторонам.
         Гаки крепили к мачте или флагштоку, к вантам или стойкам, а на передней стороне петли подвязывали к мачте или вантам. Над средней линией тента посередине вдоль был поставлен анапуть-блок со шпрюйтами, трос которого проходил через блок на соответствующем штаге и поддерживал середину тента сверху.

     

    Шторм-трап


         Во время пребывания судна в гавани шлюпки спускали и подвязывали на корме. Команда спускалась в них по «лестницам Якова» — шторм-трапам, поставленным по обоим сторонам транца. Для изготовления шторм-трапа использовали трос кабельной работы. Его длина должна была равняться удвоенной длине от верхнего края транца до ватерлинии. Концы троса сплеснивали, в верхнем конце выполняли огон (или трос укладывали петлей вниз) и на концах троса сплетали по огону, которые по отдельности крепили в рымах на верхней части транца.
         В качестве ступенек служили деревянные бруски — балясины — пропущенные через немного развитые тросы; в середине бруска был желобок, вокруг которого обвязывали средний трос. От верхнего огона трос шел до низа петли и удерживал балясины на расстоянии 16" друг от друга (рис. 1000).



    Виндзейль


         Одной из важных проблем времен парусных судов была вентиляция судна. Наряду с обычными действиями (открытие люков и др.) применяли трубы-виндзейль, изготовленные из парусины, верхний конец которых был срезан наискосок и снабжен распоркой. Виндзейль подвешивали на такелаже, его отверстие поворачивали к ветру, а парусиновый рукав через люк пропускали внутрь судна. Таким образом, свежий воздух подавался вовнутрь. Заметим, что воздушные системы паровых судов тоже работают по такому же принципу (рис. 1001).

     

    Брюканец на мачте


         Отверстия для мачт в пяртнерсе были больше диаметров соответствующих мачт и, следовательно, источниками попадания воды при каждой волне, накатывающейся на палубу. Во избежание этого вокруг мачты укладывали сделанный из старой парусины «воротник» — брюканец. Его найтовили к мачте и затем тировали (рис. 1002).



    Рей-тали (рей-нок-тали)


         Рей-тали нижних реев, обычно служившие для поднятия грузов и пр., иногда вели вниз на палубу, где гаками их заводили в рымы, чтобы при плохой погоде поддержать брасы.



    Найтовка запасного рангоута



         Совокупность рангоутных деревьев — ростры — лежали на «шлюпочных салазках». Вначале каждое рангоутное дерево отдельно подвязывали к поперечинам «салазок», а затем найтовили крестообразно и дополнительно ставили найтов посередине. Чтобы защитить ростры от повреждений во время сильного шторма, на них якорным канатом накладывали несколько шлагов, пропуская канат по сторонам через большие треугольные обухи. Как указывает Стил, иногда этот канат проводили через противоположные пушечные порты, обтягивали и крепили (рис. 1003).



    Тали крышек пушечных портов


         Крышки пушечных портов на внешней стороне в XVIII в., в основном, имели два рыма. Тали для открытия крышки состояли из шпрюйта, проходившего наружу через два отверстия в борту над портом и вплесненного в эти рымы. С внутренней стороны борта в петле шпрюйта находился одношкивный блок.  Через шкив этого блока проходил трос, коренной конец которого огоном крепили на гаке в бимсе. Лопарь троса был подвязан к талям, нижний блок которых крепили на гаке на той же стороне бимса. Ходовой конец талей укладывали на железной утке, также находившейся на бимсе. Если крышки портов находились на галф-деке, то их, как и нижние крышки, вооружали шпрюйтом и блоком. Трос же крепили на топтимберсе или на рыме в борту. Он проходил через блок шпрюйта, вручную набивался и укладывался (рис. 1004).

     

    Фалреп

     
         По обеим сторонам шторм-трапа от стоек релинга вниз по борту судна свисали фалрепы. У стойки фалреп заканчивался фалрепным кнопом, а на тросе в 9" друг от друга находились «алмазные» кнопы (рис. 1005).



    Релинговый трос


         Заканчиваясь на фалрепной стойке фалрепным кнопом, эти тросы шли в нос и корму, проходя через все релинговые стойки. На концах их были коуши, которыми их найтовили к рымам на транце и на недгедсах.

     

    Вооружение якорей, кран- и пентер-балок

     

         Такелажное оборудование якоря заключалось в клетневании якорного рыма и креплении буйрепа томбуя и пентер-, или фиш-штертов. Рым вначале обматывали тированной парусиной. Взяв несколько концов шкимушгара длиной в 3 диаметра рыма, их крепили временным бензелем в середине рыма рядом друг с другом. Затем шкимушгар обматывали друг возле друга вокруг рыма и на 1/8 окружности от временного бензеля ставили бензели с крыжом. Клетневание продолжали до тех пор, пока не было покрыто 3/4 рыма На концах шкимушгара снова ставили бензели, а оставшиеся края приблизительно на ширину бензеля расчесывали, утоньшали и тировали. Число бензелей иногда изменялось и часто, особенно в верхней четверти, рым бензелевали полностью. Клетневка рыма должна была препятствовать перетиранию якорного каната на нем.
         Буйреп полуштыками накладывали на рога якоря и в двух местах найтовили к его веретену. Длина буйрепа обычно была не менее 18 саженей. На малых якорях иногда применяли иной метод крепления буйрепа. Трос укладывали вдоль веретена, пропускали через рым и, сделав шлаг вокруг троса и веретена, бензелевали полученный огон. Нижний конец буйрепа найтовили к веретену и дополнительно на тренде ставили крестовый найтов. Сам же томбуй был из пробки и имел форму заостренного яйца. Во французских ВМС предпочитали форму двойного конуса.
     

         Для оплетки томбуя два тросовых кольца несколько меньшего диаметра, чем буй надевали на его концы. К каждому кольцу сплетенными огонами присоединяли по два полностью оклетневанных троса, петли которых выступали над концами буя. Тросы проходили под противоположными тросовыми кольцами и на концах буя были сбензелеваны. Образованные таким образом очки (по два на каждом конце) бензелевали еще раз вместе. В верхнее очко вплеснивали короткий трос, служивший для крепления томбуя к вантам; в нижнем находился железный коуш, в который был заведен коуш буйрепа.
         Пентер- или фиш-штерты огонами крепили на рогах якоря и заканчивали вплетенными круглыми железными коушами. Длина штерт почти равнялась длине веретена и их ис-пользовали для «взятия якоря на фиш». По Рёдингу, пентер-штерты были особенностью французских и датских военных флотов.
         Шкивы крамбола (кран-балки) и кат-блоки вместе с кат-лопарем образовывали тали, служившие для подъема якоря («взятия якоря на кат»). Подняв якорь под крамбол, в якорный рым пропускали пертулинь и крепили его на утке, находившейся сбоку крамбола, или укладывали на его ноке, чтобы после положить на топтимберс шпангоута. Коренной ко-нец пертулиня также был, укреплен на крамболе. Его либо оборачивали вокруг крамбола и бензелевали, либо проводили через вертикальное отверстие в крамболе, заканчивая большим «стопорным кнопом». Для поднятия лап якоря использовали пентер- или фиш-балки (уже описан-ные в главе о рангоуте). Пентер-балки стояли на русленях, укрепленные по бокам двумя бакштагами, а сверху топенантом. Бакштаг, шедший в нос, крепили на крамболе, а в корму — на задней части фока-русленя. Топенант же, шедший от передней части пентер-балки, крепили на топе мачты. Для «взятия якоря на фиш» — приведения его из вертикального положения в горизонтальное, на пентер-балке использовались фиш-тали. Они состояли из лонг-такель- и двухшкивного блоков, к одному из которых крепили мантыль — мощный трос с пентер-гаком, а к другому — свитень.
     

         Мантыль проходил через блок, принайтовленный к пентер-балке, и, по Рёдингу, сплеснивался с блоком талей, в то время как Левер утверждает, что клевант блока заводили в огон мантыля. Иногда мантыль использовали и без талей, для чего он должен был иметь такую длину, чтобы его можно было взять на шпиль. Из последнего источника узнаем, что на внешнем конце пентер-балки находился открытый шкив, через который и проходил мантыль. В верхнем конце его обычно имелся коуш, в который заводили гак сей-талей мачты. Суда без пентер-балок «брали якорь на фиш» с помощью талей с мантылем, спускавшихся с мачты.
     

         Свитень пентер-талей, по разным сведениям, подвязывали к русленю, причем иногда его заменяли гаком, закладываемым в рым на руслене, или его вели вплотную к борту через вертикальное отверстие в пентер-балке и, как у пертулиня, сверху ставили «стопорный кноп». Когда якорь был поднят достаточно высоко, чтобы внутренней лапой лечь на переднюю часть площадки русленя, между лапой и бортом заводили специальную деревянную подкладку — шкун. Затем вокруг внутреннего рога и веретена обматывали рустов — цепь с вплетенным тросом, укрепленную на руслене, и конец рустова крепили на топтимберсе (рис. 1007— 1020) (В XVIII в. большие суда обычно несли шесть якорей: на носу на правом борту — плехт, той или стоп-анкер, или два стоп-анкера (один вместо тоя), на левом — даг-ликс и бухт и внутри судна запасной якорь — шварт).

     

    «Верхний» ворст (лата швиц-сарвеней)

     

         Его в основном выполняли из куска оклетневанного троса. Д. Левер добавляет, что его изготовляли либо из троса, либо из дерева. Длина его определялась количеством связываемых вант. При этом переднюю и заднюю ванты обычно вместе не связывали. В немецком морском языке вместо приведенного выше термина часто применяли слово Wurst — колбаса, откуда и происходит русский термин ворст.



    «Нижний» ворст (подпорная лата; поперечный брус вант)


         «Нижний» ворст в XVIII в. применяли редко и, главным образом, на малых судах. На больших французских судах его можно было встретить на стень-вантах. Так, они видны на чертеже такелажа «Ройал Луи» (1780 г.). В литературе о них упоминает только Д. Левер, причем он не делает ограничений в отношении величины или типа судов. Левер отмечает также, что нижние ворсты использовали и в качестве нагельных банок. Примером употребления «нижних» ворст на большом судне является модель судна «Захарий и Елизавета» 1748 г.



    Стопоры


         Короткие тросы, предназначенные для удерживания якорных канатов, поднятых тяжестей, вантов и прочего такелажа в случае повреждений и т. д.   Различают якорные стопоры-пертулини; палубные стопоры, принимающие тягу якорного каната на якорный битенг; «битенг-стопор», положенный на кабель и на битенг, чтобы первый не соскочил с битенга; Dogstopper — применявшийся тогда, когда судно в штормовых условиях стояло на якоре. Это мощный трос, поставленный на якорный канат впереди битенга и на грот-мачту, чтобы канат на битенге не был порван. Вант-стопор удерживал вместе поврежденные ванты, а галс- и шкот-стопор заводили в углы паруса, пока соответствующие снасти не были поставлены.



    «Строп с очком и клевантом»


         Служили для крепления свободных снастей такелажа, весел, запасного рангоута, короче всех свободных предметов на палубе. Кроме того, их применяли для того, чтобы длинные свисающие тросы, как фока- и грота-шкоты на наветренной стороне или галсы на подветренной, не опускались в воду. На провисы этих снастей ставили стропы, имевшие на одном конце огон, а на другом — кноп, и подвязывали их к нижним вантам.
         Для других целей стропы иногда сплеснивали в кольцо или, как указывают Д. Стил и У. Фалконер, под англ. словом Becket понимали железный крюк, короткий строп, а также деревянные опоры, т. е. все, что в море используется для крепления. Фалконер приводит также, что Becket очень вероятно, измененное англ. слово Вгаскеt — кронштейн, консоль и т. д.
         В своем сборнике таблиц Д. Стил упоминает эти стропы только в связи с топенантами марселей на фок-и грот-мачтах.
    ( Англ. Becket означает очко на конце стропа; если на другом конце поставлен клевант, то строп называли Toggle and becket).


    Рисунки (чертежи) можно посмотреть или скачать здесь:

     

    рис 1

    рис 2

    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru