исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Стеньги судов VIII века


    стеньги судов 18 века

    Стеньги являлись подвижными удлинениями мачты. Обычно мачты этого периода несли две стеньги — собственно стеньгу и брам-стеньгу. Стеньги относились к однодеревкам и, следовательно, их изготовляли из одной штуки дерева, а не набирали из отдельных штук. Нижние мачты и стеньги на протяжении столетия претерпели определенные изменения. До начала 70-х годов часть шпора стеньги, находившаяся над пяткой, на английских судах была круглой. После 1770 г., а в отдельных случаях начиная уже с 1745 г. эту часть выполняли восьмиугольной. На континентальных судах эта часть стеньги в течение всего века оставалась круглой. Пятка являлась нижней частью шпора стеньги и была четырехугольной. Она проходила внутри салинга марса. В пятке было прорезано четырехугольное отверстие перпендикулярно продольной оси судна, предназначавшееся для стопора стеньги — шлагтова, который был деревянным или железным. Железный шлагтов имел длину в 1,5 диаметра стеньги, высоту— 1/3 диаметра и ширину — 2/3 высоты. Деревянные шлагтовы изменялись по высоте и составляли примерно 1,5 диаметра стеньги. Длина пятки составляла 2,5 ее толщины. Континентальная стеньга в нижней части заканчивалась пяткой, длина которой равнялась примерно 3,5 ее толщины. У английских стеньг под пяткой было удлинение — «блок». До середины века это удлинение шпора было четырехугольным, позднее восьмиугольным или круглым. Нижнюю часть «блока» охватывала железная обойма. Над ней находился шкив-гат со шкивом, шедший с кормовой части левого борта к носовой части правого. Длина отверстия равнялась его глубине, а ширина составляла 2 дюйма на каждый фут глубины. Это правило соблюдалось для всех шкив-гатов. Длина «блока» составляла 1,5 диаметра. Еще один шкив-гат находился на 4 дюйма выше пятки в шпоре — как раз напротив шкив-гата в «блоке». Через его шкив пропускали стень-вынтреп, когда его заводили. У континентальных стеньг оба шкива размещались в шкив-гатах, шедших с левого борта на правый и врезанных в нижнюю половину пятки. В верхней части стеньги находились «заплечики», которые служили поддержкой для салинга стеньги. Они были восьмиугольными, длиной приблизительно в 3/5 длины топа стеньги. В «заплечиках» крюйс-стеньг, брам-стеньг и у всех стеньг судов с количеством пушек меньше 18 в направлении продольной оси судна были прорезаны шкив-гаты со шкивами для фала рея. Однако в работах того времени указывалось, что такая практика привела к ослаблению стеньг и по возможности этого следовало избегать. Над «заплечиками», называвшимися также «стоп», находился топ стеньги. На английских судах он был четырехугольным и составлял 4/36 длины стеньги. Как и на нижней мачте, на континентальных судах топ стеньги был не четырехугольным, а круглым. В последующие годы отмечается переход к восьмиугольному топу. Топ крюйс-стеньги и всех брам-стеньг, когда суда несли и бом-брам-стеньги, равнялся 3,5 дюймам на каждый ярд длины стеньги. Большинство судов, однако, вместо бом-брам-стеньг несли так называемые «столбовые» топы, преобразованные во флагштоки. Их длина равнялась 2/3 длины стеньги до «стопа». При нормальных топах отношение 2/3 заменяли на 1/5. Чтобы найти длину «столбового» или нормального топа для таких стеньг, из общей длины стеньги вычитали обычную длину топа (3,5 дюйма на ярд длины стеньги) и 2/3 или 1/5 найденного результата давали искомые значения.
     

    Стеньги со «столбовым» топом над «стопом» были круглыми и на расстоянии 1,5 размера шкива над «стопом» имели еще один шкив в шкив-гате для фала стакселя. По И. В. Д. Корту, крюйс-стеньга, если крюйс-брам-стеньгу не несли, была на 1/3 длиннее нормальной за счет «столбового» топа (впервые о крюйс-брам-стеньге упоминает около 1729 г. английский судостроитель В. Сазерленд). Крюйс-стеньга под пяткой не имела «блока» и вплоть до середины столетия часто несла «столбовой» топ вместо брам-стеньги. Завершением «столбового», или нормального, топа являлся клотик. Если же несли бом-брам-стеньгу, то она была подобна брам-стеньге с нормальным топом, а сама брам-стеньга имела четырехугольный топ с эзельгофтом. В середине 70-х годов появились «ванген-блоки». Они находились под эзельгофтом на топе стеньги и состояли из четырехугольного бруса дерева с вырезами друг над другом для двух шкивов, которые болтами соединяли с топом. Длина блоков составляла 2,5 толщины топа + 6 дюймов, толщина — половину толщины топа, ширина — 2/3 толщины топа.
     

    Длины и диаметры стеньг

     

    Размеры стеньг находились в определенном соотношении друг с другом и соответственно с нижней мачтой. Грот-стеньга в течение всего века составляла 3/5 длины нижней мачты, фор-стеньга 8/9 длины грот-стеньги и крюйс-стеньга до 1720 г. равнялась приблизительно половине, а позднее 7/10 – 3/4 длины грот-стеньги. Брам-стеньга составляла половину длины соответствующей стеньги, а бом-брам-стеньга 7/10 соответствующей брам-стеньги. У грот- и фор-стеньг диаметры равнялись 1/36 их длины. Толщина крюйс-стеньги составляла 7/10 толщины грот-стеньги. Все брам-стеньги имели диаметр, равный 1/36 их длины, а бом-брам-стеньги — 2/3 толщины брам-стеньги. Данные относятся к периоду примерно на 40 лет раньше, но от приведенных выше отличаются незначительно. Так, стеньги имели следующую длину:

    Грот-стеньга – 3/5 длины грот-мачты.
    Грот-брам-стеньга – ? длины грот-стеньги.
    Фор-стеньга – 3/5 длины фок-мачты.
    Фор-брам-стеньга – ? длины фор-стеньги.
    Крюйс-стеньга – 3/5 длины бизань-мачты.

    Для торговых судов:
    Грот-стеньга – 3/5 или 4/7 длины грот-мачты.
    Грот-брам-стеньга – 7/12 длины грот-стеньги.
    Фор-стеньга – 7/8 грот-стеньги.
    Фор-брам-стеньга – 7/8 длины грот-брам-стеньги.
    Крюйс-стеньга – 4/7 длины грот-брам-стеньги.
    Диаметры этих стеньг были пропорциональны диаметрам соответствующих нижних мачт. Приведенные сведения касались английских судов.
    Корт приводит размеры для континентальных судов: длина грот-стень-ги 1,5 длины мидель-бимса. Диаметр же исчисляли, как и длины мачт.
    Грот-брам-стеньга . . 3/5 фор-стеньги или 5/6 длины мидель-бимса.
    Фор-стеньга . . . .на 1/10 меньше, чем грот-стеньга.
    Фор-брам-стеньга . . 5/7 длины мидель-бимса.
    Крюйс-стеньга . . . длине мидель-бимса
    Крюйс-брам-стеньга . 1/2 длины мидель-бимса.
    Топы стеньг, как и топы мачт, равнялись 1/9 длины, а у брам-стеньг 1/3 длины этих стеньг, причем последние удлинялись еще на 1/3, когда предусматривались бом-брам-стеньги.
    Дюмель де Монсо, к сожалению, не приводит никаких сведений о длине и толщине стеньг. Однако у Пари можно найти некоторые сведения о пропорциях французских мачт и стеньг. Так, на судне 1-го ранга «Ройал Луи» 1742 г. стеньги были таких размеров:
    Грот-стеньга . . . .3/5 грот-мачты
    Грот-брам-стеньга . .приблизительно 2/5 грот-стеньги
    Фор-стеньга .... 3/5 фок-мачты.
    Фор-брам-стеньга . . приблизительно 2/5 фор-стеньги.
    Крюйс-стеньга . . .3/5 бизань-мачты.



    Салинги стеньг

    Салинги стеньг отличались от салингов нижних мачт. Они состояли из двух лонга-салингов и трех краспиц, которые по внешней трети были слегка изогнуты назад. Эта форма не менялась в течение всего столетия, изменялось лишь число краспиц. Приблизительно до 1706 г. было только две краспицы, а третья представляла собой короткий брусок, располагавшийся между стеньгами и соединявший лонга-салинги. Две брам-стень-ванты суда несли еще до 1720 г. Только после 1706 г. вместо короткой второй штуки была поставлена полная краспица и передняя ванта-перенесена с первой на вторую краспицу. После 1720 г. ставят уже три ванты и на салингах начинают использовать калвы. К 1775 г. относится дальнейшее совершенствование. У фор-салинга на задних концах лонга-салингов были прорезаны шкив-гаты и установлены шкивы для проводки булиней грот-марселя. На грот-салинге эти шкивы находились на передних концах и служили для проводки фор-брам-брасов.


    Ниже приведены
    размеры лонга-салингов и краспиц.


    Лонга-салинг.
    Длина: до 1720 г.— примерно 3/7 длины нижних лонга-салингов, в 1720—1775 гг.— 1/5 длины брам-стеньг, в 1775—1800 гг.— 3,5 дюйма на каждый ярд длины стеньги.
    Высота: до 1720 г. приблизительно 1 дюйм на каждый фут длины, в 1720—1775 гг.— 25/26 дюйма на каждый фут длины; в 1775— 1800 гг.— 1 и 1/8 дюйма на каждый фут длины.
    Ширина: до 1775 г.— 3/4 высоты, в 1775— 1800 гг.— 2/3 высоты.
    Краспица.
    Длина: до 1720 г. примерно 1/2 диаметра топа стеньги плюс длина лонга-салинга; в 1720—1775 гг.— 4/15 длины брам-стеньги, в 1775—1800 гг.— на 1/3 длиннее, чем лонга-салинги.
    Высота: до 1775 г.— 1/2 высоты лонга-салинга, в 1775—1800 гг.— 7/8 высоты лон-га-салинга.
    Ширина: до 1775 г. ширина лонга-салинга, 1775—1800 гг.— 1 и 1/4 ширины лонга-салинга.
     

    Средняя часть краспицы в 2/7 ее длины была одинакова по высоте, затем стороны уменьшались до половины высоты. Концы были круглыми, если смотреть сверху, и на расстоянии 4 дюйма от них были сделаны отверстия для вант. Краспицы врезали в лонга-салинги таким же образом, как и на нижних мачтах. Средняя краспица размещалась между топом стеньги и шпором брам-стеньги. Задняя краспица проходила у кормовой стороны топа стеньги, а передняя— в 1 дюйме перед шпором брам-стеньги. Континентальные салинги стеньг на обеих передних мачтах тоже имели три краспицы, в то время как на бизань-мачте их было только две. Сверху они были слегка согнуты назад, причем у Пари этот изгиб показан большим, чем у Рёдинга. Существенным отличием от английского салинга было наличие полукруглого деревянного платана перед первой краспицей. Около 1700 г. на французских судах он представлял собой планку, которая от внешних сторон краспицы шла через передние концы лонга-салингов, и ее передний край выступал от переднего края первой краспицы приблизительно на 1/3 длины лонга-салинга. Крюйс-салинги такой защиты не имели. Если суда несли брам-салинг, то его форма была подобна крюйс-салингу. С переходом от круглого марса к полукруглому изменился и вид салинга. Полукруглая изогнутая планка становится составной частью первой краспицы. Только теперь ее самая удаленная точка находилась от передней части первой краспицы на расстоянии 1/6 длины лонга-салинга. Салинги стеньг у Рёдинга несколько отличались от описанных Пари. У Рёдинга платан представлял собой сильно изогнутую плоскую четвертую краспицу, находившуюся приблизительно на 1/6 длины от другой и концами принагеленную к передней краспице, через которую проходили ванты. Размеры французских салингов стеньг можно найти у Пари на гравюре «Пропорции рангоута», где они приведены для судна с длиной мидель-бимса 46 футов.
     

    Для соответствующих стеньг эти салинги имели следующие размеры:
    длина приблизительно 1/4 длины брам-стеньги, высота 1/12 длины салинга, ширина 1/2 его высоты.
     

    Брам-эзельгофты

    Эзельгофты стеньг английских судов по своей форме не отличались от эзельгофтов нижних мачт и имели следующие размеры: длину 4 диаметра брам-стеньги + 1 дюйм, ширину 2 диаметра брам-стеньги, высоту 1/2 ширины примерно до 1750 г. и 7/15 ширины после 1750 г. Рисунки различных эзельгофтов континентального типа свидетельствуют о том, что их форма сбоку была подобна эзельгофтам нижних мачт. В начале века отверстие для брам-стеньги полностью находилось в самом эзельгофте. Позднее только половина отверстия была в эзельгофте и половина брам-стеньги охватывалась железной обоймой. Длина континентального эзельгофта составляла примерно 3,5 диаметра брам-стеньги; ширина в первые десятилетия была 2,5, а около 1750 г. и позже 3 диаметра брам-стеньги; высота составляла 1—1,3 диаметра брам-стеньги, а передняя малая высота — половину наибольшей. Rambler's Top100







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru