Бизань - рю
В XVIII в. происходят значительные изменения в
такелаже
бизани. Если в первые десятилетия на
бизань-рю везде употребляли
треугольный латинский парус, то в 40-е годы происходит его укорачивание. Часть паруса, находившуюся перед мачтой, удалили и переднюю
шкаторину теперь уже трапециевидного паруса присоединили к мачте. В 1760— 1770 гг. вводится
гафель. Вначале им снабжали малые суда — до величины
фрегата. На чертеже парусов фрегата в «Архитектуре торговых судов» Ф. Чапмана, 1768 г. четко показан гафель, но без гика.
Гик получил распространение приблизительно через два десятилетия. О продолжительности же применения
рю на больших судах свидетельствует высказывание Стила (1794 г.): «он используется не часто, исключая суда с количеством пушек более 50 и на судах Ост-индской компании». Однако через 20 лет рю исчезает. Об этом сообщает Д. Левер:
«эти рю прежде применяли все линейные военные суда и Ост-индские, но те-перь они полностью исчезли».
Фал-рю. Блок фала — большой двухшкивный блок, остропленный двойным стропом, был поставлен на верхней стороне рю между рей-клампами. Противоположный блок висел на правой стороне топа мачты, закрепленный таким же образом, как и фал-блоки нижних реев на топах других мачт.
Фал был вплеснен в строп верхнего блока или с помощью огона поставлен над швиц-сарвенями бизань-мачты. Оттуда его вели через блоки, а затем вниз на бизань-руслень правого борта, где крепили на обухе. Оставшийся конец прихватывали к бизань-ванте. Иногда фал проводили через палубный блок. Тогда его укладывали на бортовой утке.
Дирик-фал или рю-топ-фал. Дирик-фал был концом, удерживавшим верхний конец рю — топ или так называемую
пепу вверху. До 1710 г. дирик-фал — двухшкивные или одношкивные тали, закрепленные на топе крюйс-стеньги, а на рю заканчивавшиеся
шпрюйтами или
анапутью (рис. 337, 338). Вскоре после этого коренную часть дирик-фала обоими концами стали крепить к рю.— в районе
пепы и на первой четверти от нее — ив образовавшейся петле ставить «башмак-блок» (нем. Schuhblock). Ходовой конец дирик-фала одним концом крепили на эзельгофте или несколько ниже, пропускали через второй шкив «башмак-блока», затем через блок, поставленный на топе нижней мачты прямо над марсом, и оттуда вели вниз на палубу (рис. 339).
После 1720 г. коренную часть дирик-фала стали крепить на первой и второй третях верхней половины рю, а ходовой конец — на топе рю. Затем трос пропускали через блок на эзельгофте, далее через «башмак-блок» и вели так, как уже описано ранее (рис. 340).
В последние три десятилетия века проводку дирик-фала снова несколько изменили. На середине между топом и фалом на верхней стороне рю ставили блок. Другой двухшкивный блок был повешен на обухе на задней стороне эзельгофта (иногда в рыме на задней стороне топа мачты) или достаточно длинным стропом соединен с эзельгофтом так, что блок находился на верхней стороне эзельгофта. Дирик-фал, положенный огоном на топ рю, проводили через блоки эзельгофта и рю, снова к блоку эзельгофта и по левой стороне спускали вниз к бизань-русленю, где его крепили так же, как и фал (рис. 341).
Рёдинг приводит еще два способа крепления, широко использовавшихся во второй половине века. В одном варианте коренную часть дирик-фала крепили на первой и второй третях верхней половины рю и по образовавшейся петле ходил простой блок. Ходовой конец, сплесненный с этим блоком, проводили через блок на эзельгофте и вели вниз на палубу (рис. 342, а). В другом варианте один блок был поставлен на верхней стороне топа рю, а второй блок со стропом, закрепленным на топе крюйс-стеньги, висел под салингом. Дирик-фал был сплеснен с блоком салинга, проходил через блок на топе и через блок у салинга и затем шел вниз на палубу (рис. 342, Ь).
Согласно Пари, на больших французских судах в последние десятилетия века использовали комбинацию, обычно применявшуюся после 1770 г., когда дирик-фал крепили не на топе рю, а ближе к блоку на рю.
Гитов-блоки. Эти блоки были присоединены к рю тремя группами, каждая состояла из двух блоков. Блоки находились с нижней стороны рю: нижняя группа сразу же за верхним рю-клампом, средняя у дирик-фал-блока и верхняя на половине высоты между средней группой и пепой. Если суда несли латинский, или
«сетти-парус» (нем. Settiegel), то ставили еще некоторое количество «ножных» гитов-блоков на нижней половине рю. Их также располагали парами на равном расстоянии друг от друга между писподами и нижним рю-клампом. На больших судах было четыре, на средних — три, а на малых — две пары блоков.
Брас-блоки. При рю с фалом, т. е. поднимаемом, брасы крюйс-марса- и крюйс-брам-реев шли к грот-мачте и рю не имел брас-блоков. Если же рю висел на борге, т. е. был без фала, то вышеупомянутые брасы проводились в корму и на топе рю было два двухшкивных или четыре одношкивных блока.
Рю-эренс-бакштаги.
От топа рю вниз шли
эренс-бакштаги. В концы обоих висевших шкентелей вплеснивались двухшкивные или лонг-такель-блоки. Вместе с одношкивным блоком они образовывали тали, которые закладывали гаком в рыме на кормовом планшире или палубе.
Флаг-блок. На верхнем конце рю после 1770 г. часто ставили обух, к которому крепили флаг-блок.
Галс-тали или писподы. Аналогичный обух был в шпоре рю. К нему присоединяли два блока. До 1770 г. к шпору рю блоки в основном стропили. Такой способ крепления на континентальных судах предпочитали и после 1770 г. До 1790 г. коренной конец галс-талей крепили на задней грота-ванте, вели
через галс-блок на рю, через направляющий блок, поставленный несколькими футами ниже коренного конца на ванте, а затем вниз к релингу. После 1790 г. коренной конец галса вплеснивали в коуш, поставленный на обух вблизи борта, затем лопарь проводили через блок на рю и через направляющий блок назад к борту, где его укладывали на утке.
Бейфут. Стил и Левер о бейфутах не упоминают, однако суда XVII в. и до конца третьей четверти XVIII в. несомненно несли двойные ракс-бугели. На английских судах в конце века применяли простые тросовые бейфуты.
|