• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Гафель

     

     

     

    В статьях по судомоделизму встречается много морских терминов.

    Все вы их можете посмотреть в Морском словаре терминов Морского интернет-клуба "Кубрик"!

     


       Гафель был введен в употребление в середине столетия на малых судах и в последние 35 лет все больше и больше выполнял функцию рю. Такелаж гафеля несколько отличался от такелажа рю. Далее будем различать «неподнимаемый», т. е. застропленный на своем месте гафель, и «поднимаемый».

      
    Бейфуты. Оба типа подвески гафелей имели и кое-что общее. Так, на конце усов гафеля находился простой ракс-бугель, который и удерживал гафель у мачты (рис. 347, 348).

      
    «Борг». «Неподнимаемый» гафель висел на «борге», заведенном как борг нижнего рея или за рым на верхней стороне усов (рис. 347). За рымом на «борге» ставили бензель.
       Оба шкентеля «борга» иногда выполняли одинаковой длины с огонами на концах. Их укладывали на топе мачты на
    огоны вант и найтовили. Сам же «борг» был оклетневан и вытянут.

      
    Шпрюйт. На средней трети гафеля находился шпрюйт, а именно, трос с огонами на концах, надетыми на гафель и удерживаемыми в необходимом положении стоп-клампами. Трос был обшит кожей, и по нему ходил коуш, в который был вплеснен другой конец. Последний гаком был заведен за рым на задней стороне эзельгофта (рис. 343).

      
    Дирик-фал. Выше нокового стоп-клампа или утолщения ставили огон дирик-фала. Трос проводили к топу стеньги и заканчивали коушем. Над огонами такелажа на стропе, надетом на топ стеньги, находился другой коуш, который найтовали с коушем дирик-фала.

      
    Гафель-блоки. Эти блоки были поставлены на гафеле таким же образом, как и на рю.

      
    Брас-блоки. По Д. Леверу, «неподнимаемый» гафель на ноке имел два двухшкивных или четыре одношкивных блока для крюйс-марса- и крюйс-брам-брасов. При «поднимаемом» гафеле брасы обычно заводили вперед. Но не все авторы согласны друг с другом относительно этого простого правила. У Стила на изображении такелажа 20-пушечного судна брасы проведены к ноку гафеля, хотя он отмечает и наличие гафель-гарделя — фала пятки гафеля. В своем описании он вообще ссылается только на такой тип проводки брасов (рис. 344). Фалконер в 1769 г., как и Рёдинг в 1798 г., проводит брасы вперед, в то время, как и в издании 1815 г. у Фалконера, крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-брасы проходят к ноку гафеля, а тяжелые крюйс-марса-брасы проведены вперед.
     


       Гафель-эренс-бакштаги. Как сообщает Д. Левер, только «неподнимаемые» гафели имели эренс-бакштаги. Их проводка приведена при описании бизань-рю.
       Однако такие авторы, как Стил, Фалконер, Риис и другие, не делают разницы между «поднимаемыми» и «неподнимаемыми» гафелями и говорят об эренс-бакштагах лишь как о части такелажа гафеля.

    Рис. 343. Пристропленный, или «неподнимаемый» гафель
    Рис. 344. «Поднимаемый» гафель
    Рис. 345. «Поднимаемый» гафель, 1800 г.
    Рис. 346. «Поднимаемый» гафель брига
    Рис. 347. Усы гафеля со стропом
    Рис. 348. Усы гафеля с гафель-гардель-блоком
    Рис. 349. Гика-шкот-блок и гика-бакштаг
    Рис. 350. Гика-шкот-блок на погоне
    Рис. 351. Гика-топенант с оттяжками, пертами, шкотом и шкентелем гика-бак-штага
    Рис. 352. Гика-топенант со шпрюйтом
    Рис. 353. Простой гика-топенант
    Рис. 354. Двойной гика-топенант

      
    Гафель-гардель. Тали гафель-гарделя «поднимаемого» гафеля очень часто состояли из одношкивного блока, заведенного гаком в обух на пятке гафеля, и двухшкивного блока, стропом положенного на топ мачты (рис. 344, 348). Иногда последний блок снабжали гаком, который заводили в обух на бугеле топа мачты. В зависимости от размеров гафеля нижний блок мог быть и двухшкивным.
       Большие суда вместо описанной проводки часто имели гафель-гардель, присоединенный гаком к пятке гафеля. Далее его вели к большому одношкивному блоку на топе мачты, поставленному вместо двухшкивного и висевшему под салингом.    Лопарь гафель-гарделя заканчивали талями из двухшкивного и одношкивного блоков, гаком закрепленных на палубном обухе на правом борту (рис. 346). Такая проводка была очень распространена и на грота-гафелях бригов и других судов, которые несли грота-трисель. Заметим, что иногда этот фал называли «усы-фал» (нем. Klaufall) в отличие от дирик-фала, называвшегося
    «пик-фал» (нем. Piekfall).

      
    Дирик-фал. Здесь тоже существовали различные способы проводки снастей, чтобы нок гафеля удерживать поднятым. Один из них — проводка аналогична проводке к топу рю (рис. 344), другой — укрепление на стропах двух средних гитов-блоков по одношкивному блоку на верхней трети топа мачты. Коренной конец дирик-фала заводили гаком на задней стороне эзельгофта, или он был подвязан под ним к топу мачты. Затем лопарь вели через верхний гитов-блок, обратно к двухшкивному блоку, через нижний гитов-блок, снова через двухшкивный блок и оттуда на палубу (рис. 345). При третьем способе на среднюю часть гафеля ставили шпрюйт. Скользивший по нему дирик-фал проводили через блок на заднем конце эзельгофта или на кормовой стороне топа мачты и заканчивали на левом борту таким же образом, как и гафель-гардель на правом (рис. 346).

      
    Гафель-нирал «верхний» (нирал нока гафеля). «Поднимаемый» гафель имел и нирал. Блок его был поставлен на гафеле так же, как флаг-блок на рю (рис. 345).

      
    Гафель-нирал «нижний» (нирал усов гафеля). На таких гафелях устанавливали и «усы-нирал» (нем. Klauniederholer). Его верхний блок был пристроплен к обуху на нижней стороне пятки гафеля. Другой блок находился в нижней части бизань-мачты. Оба блока были одношкивными (рис. 348).



    Рисунки 343 - 354
     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru