• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Бизань - гик

     

     



       Крепление бизань-гика у мачты производили различными способами (см. главу «Рангоут»). Д. Левер отмечал, что использование бизань-гика зависело от способа крепления гафеля: «суда, гафели которых были «поднимаемыми», несли бизань-гики». Из этого и других его высказываний о том, что «поднимаемые» гафели не имели эренс-бакштагов и брас-блоков, а только «верхний» гафель-нирал, можно заключить: для бизани нормальной величины застропленный гафель был достаточен. В то же время для постановки драйвера, выполненного по образцу грота брига, требовался подъем гафеля, а для крепления шкота паруса, выступавшего за транец, необходим был гик. Этот драйвер с его появления в начале 90-х годов XVII в. и приблизительно до 1820 г. был не постоянным парусом, а «парусом хорошей погоды» (нем. Schonwetter-segel). В английских ВМС после 1805 г. он заменил бизань.
       Понятно, что при подъеме гафеля с прикрепленным к нему большим парусом эренс-бакштаги и заведенные назад брасы препятствовали бы этому или делали подъем почти невозможным. Этим можно объяснить различия в описании проводки
    брасов у Д. Стила и Д. Левера, именно по этому пункту Д. Левер дает наиболее основательные сведения.


       В книгах той эпохи гик называли только driverboom или spankerboom (англ.). Происходит он от рангоутного дерева, которое при установке первоначального драйвера или бизань-лиселя выставляли за транец, чтобы закрепить на нем шкот паруса. Этот тип драйвера продержался в торговом флоте вплоть до XIX в. Гик, имевший усы или кольцо, в XVIII в. стали нести только в связи с большим драйвером на судах с полным вооружением. Постоянное же применение гика датируется лишь началом XIX в.


          
    Бейфут. Простой ракс-бугель заводили вокруг мачты, если гик имел усы.


      
    Гика-топенант. Существовали различные способы проводки гика-топенантов. Ниже приведены некоторые варианты проводок, использовавшиеся и на небольших судах, таких как бриги, шлюпы, тендеры, шхуны и т. д.
    1. Гика-топенант заводили двойным. Коренной конец троса укладывали поверх стень-вант на топе стеньги, и оба конца спускали вниз. Часть троса, положенного вокруг топа стеньги, была оклетневана на 1/5 длины топенанта. В нижних концах шкентелей находились одношкивные блоки, в каждом по одному. Двухшкивный же блок был пристроплен к ноку гика. Лопарь талей серединой крепили вокруг гика позади двухшкивного блока, и оба его конца пропускали через одношкивные блоки шкентелей топенанта, затем через двухшкивный блок, через направляющий коуш, укрепленный на гике, и крепили на гике на утках. Последние были удалены от нока гика приблизительно на 1/3 его длины. На топенантах выполнялась
    турецкая оплетка и к ним подвешивали блоки для оттяжек. Оттяжки (нем. Kranleinen), коренные концы которых крепили на боковых нагельных планках, проводили через блоки и укладывали на утках на палубе. Оттяжки служили для раздергивания подветренного топенанта (рис. 351).
    2. Более распространено было укладывать двойной трос топенанта петлей на нок гика и закреплять. На топе мачты подвешивали два больших одношкивных блока, через которые и пропускали топенанты. В их концы вплеснивали двухшкивные блоки, а одношкивные, соединенные с ними талрепом, крепили гаками в обухах на палубе. При этом гаки талей оклетневывали
    шкимушгаром. Иногда приблизительно в 12 футах от нока гика к нему коушами крепили шпрюйты, через вторые концы которых, тоже оканчивавшиеся коушами, проводили топенанты. Смысл установки шпрюйтов заключался в том, чтобы при избыточных напряжениях на топенантах обеспечить им определенную сохранность. Перед тем как топенант мог лопнуть, первым рвался более слабый шпрюйт, что и давало топенанту некоторую слабину (рис. 352).
       От рыма в задней части эзельгофта вниз шел простой топенант, заканчивавшийся одношкивным блоком. Закрепленный на конце гика лопарь проводили через этот блок, затем через шкив-гат со шкивом в ноке гика и заканчивали двухшкивным блоком. Одношкивный блок был пристроплен в середине гика, причем конец талрепа сплеснен с его стропом. Лопарь талрепа проводили через блоки и укладывали на утку вблизи мачты (рис. 353).


       Топенант огоном укладывали на ноке гика и проводили через одно- шкивный блок на задней стороне топа бизань-мачты. Затем вели к ноку гика и, не доходя, заканчивали одношкивным блоком. К гику был пристроплен двухшкивный блок, и лопарь талей от одношкивного бло- ка проводили через блоки, затем вверх к топу мачты, там через направляющий блок и вниз к шпору мачты, где его крепили на утке (рис. 354).
    На судах, плававших в Северном и Балтийском морях и имевших на грот- и бизань-мачтах трисели, часто топенант грота-гика проводи- ли не к топу грот-мачты, а к передней части бизань-мачты под салинг марса. Для этого на ноке гика на обухе крепили шкентель. На другом конце шкентеля находился огон, куда гаком заводили одношкивный блок талей. Другой блок — двухшкивный — висел ниже чиксов бизань- мачты на железном бугеле. Ходовой конец лопаря талей укладывали у
    шпора мачты (рис. 355).


      
    Гика-шкот. Блок гика-шкота — одношкивный блок, остропленный двойным стропом, крепили под гиком до транца. Такое крепление выполняли следующими двумя способами.
    Блок имел «открытый» строп, на концах которого находилось по огону. Концы стропа охватывали гик, и оба огона найтовили так, чтобы блок висел под гиком неподвижно (рис. 349).
    На гик надевали два сплесненных в кольца стропа и в них ставили блок, а на стропы между гиком и блоком — бензель. Шкот был ввязан в строп на нижней стороне блока и шел через противоположный двухшкивный блок, сидевший коушем на погоне (рис. 350). Конец шкота крепили
    на палубной утке или кофель-нагеле, проходившем через нижний блок.


       Над стропом шкот-блока на верхней стороне гика был принагелен закрытый
    кламп либо по обе стороны стропа находились стоп-клампы, препятствовавшие скольжению его по гику (рис. 349).


      
    Гика-бакштаги. Для временной поддержки гика-шкота применяли гика-бакштаги. Для этого внутри стоп-клампов для шкот-блока был поставлен строп с коушами по обеим сторонам гика. В коуше гаком крепили шкентель гика-бакштага (рис. 349).


      
    Гика-бакштаг или завал-тали на гике набивали с подветренной стороны, чтобы при рыскании судна гик не перебросило на другую сторону.
       Другой конец шкентеля оканчивался коушем, в который гаком заводили
    хват-тали, поставленные на обух на руслене или на палубе. Стил говорит об этом: «...и использовали, где были наиболее нужны». Левер уточняет, что двухшкивный блок крепили на шкентеле, а одношкивный был заложен гаком на грота-руслене (рис. 352).
     

       Гика-перты. Перты были вплеснены в коуши обуха на внешнем конце гика. Если гик не имел обуха, то перты состояли из одного троса, положенного серединой на гик за внешним стоп-клампом и принайтовленного под ним. На пертах были поставлены «алмазные» кнопы. На внутренних концах пертов были огоны, которыми перты найтовили к гику в районе транца (рис. 351).







    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru