Бизань - гик
Крепление
бизань-гика у мачты производили различными способами (см. главу «Рангоут»). Д. Левер отмечал, что использование бизань-гика зависело от способа крепления
гафеля: «суда, гафели которых были «поднимаемыми», несли бизань-гики». Из этого и других его высказываний о том, что «поднимаемые» гафели не имели
эренс-бакштагов
и
брас-блоков, а только «верхний» гафель-нирал, можно заключить: для бизани нормальной величины застропленный гафель был достаточен. В то же время для постановки
драйвера, выполненного по образцу грота
брига, требовался подъем гафеля, а для крепления шкота паруса, выступавшего за транец, необходим был гик. Этот драйвер с его появления в начале 90-х годов XVII в. и приблизительно до 1820 г. был не постоянным парусом, а
«парусом хорошей погоды» (нем. Schonwetter-segel). В английских ВМС после 1805 г. он заменил бизань.
Понятно, что при подъеме гафеля с прикрепленным к нему большим парусом эренс-бакштаги и заведенные назад брасы препятствовали бы этому или делали подъем почти невозможным. Этим можно объяснить различия в описании проводки
брасов
у Д. Стила и Д. Левера, именно по этому пункту Д. Левер дает наиболее основательные сведения.
В книгах той эпохи гик называли только driverboom или spankerboom (англ.). Происходит он от рангоутного дерева, которое при установке первоначального драйвера или бизань-лиселя выставляли за транец, чтобы закрепить на нем шкот паруса. Этот тип драйвера продержался в торговом флоте вплоть до XIX в. Гик, имевший усы или кольцо, в XVIII в. стали нести только в связи с большим драйвером на судах с полным вооружением. Постоянное же применение гика датируется лишь началом XIX в.
Бейфут. Простой
ракс-бугель заводили вокруг мачты, если
гик имел
усы.
Гика-топенант. Существовали различные способы проводки гика-топенантов. Ниже приведены некоторые варианты проводок, использовавшиеся и на небольших судах, таких как бриги, шлюпы, тендеры, шхуны и т. д.
1. Гика-топенант заводили двойным. Коренной конец троса укладывали поверх стень-вант на топе стеньги, и оба конца спускали вниз.
Часть троса, положенного вокруг топа стеньги, была оклетневана на
1/5 длины топенанта. В нижних концах шкентелей находились одношкивные блоки, в каждом по одному. Двухшкивный же блок был пристроплен к ноку гика. Лопарь талей серединой крепили вокруг гика позади двухшкивного
блока, и оба его конца пропускали через одношкивные блоки шкентелей топенанта, затем
через двухшкивный блок, через направляющий коуш, укрепленный на
гике, и крепили на гике на утках. Последние были удалены от нока
гика приблизительно на 1/3 его длины. На топенантах
выполнялась турецкая оплетка и к ним подвешивали блоки для оттяжек. Оттяжки (нем. Kranleinen), коренные концы которых крепили на боковых нагельных
планках, проводили через блоки и укладывали на утках на палубе. Оттяжки служили для раздергивания подветренного топенанта (рис. 351).
2. Более распространено было укладывать двойной трос топенанта петлей на
нок гика и закреплять. На топе мачты подвешивали два больших одношкивных блока, через которые и пропускали топенанты. В их
концы вплеснивали двухшкивные блоки, а одношкивные, соединенные
с ними талрепом, крепили гаками в обухах на палубе. При этом гаки
талей оклетневывали шкимушгаром. Иногда приблизительно в 12 футах
от нока гика к нему коушами крепили шпрюйты, через вторые концы
которых, тоже оканчивавшиеся коушами, проводили топенанты. Смысл
установки шпрюйтов заключался в том, чтобы при избыточных напряжениях на топенантах обеспечить им определенную сохранность. Перед
тем как топенант мог лопнуть, первым рвался более слабый шпрюйт, что и давало топенанту некоторую слабину (рис. 352).
От рыма в задней части эзельгофта вниз шел простой топенант,
заканчивавшийся одношкивным блоком. Закрепленный на конце гика
лопарь проводили через этот блок, затем через шкив-гат со шкивом в
ноке гика и заканчивали двухшкивным блоком. Одношкивный блок был
пристроплен в середине гика, причем конец талрепа сплеснен с его
стропом. Лопарь талрепа проводили через блоки и укладывали на утку
вблизи мачты (рис. 353).
Топенант огоном укладывали на ноке гика и проводили через одно-
шкивный блок на задней стороне топа бизань-мачты. Затем вели к
ноку гика и, не доходя, заканчивали одношкивным блоком. К гику был
пристроплен двухшкивный блок, и лопарь талей от одношкивного бло-
ка проводили через блоки, затем вверх к топу мачты, там через направляющий блок и вниз к шпору мачты, где его крепили на утке (рис.
354).
На судах, плававших в Северном и Балтийском морях и имевших
на грот- и бизань-мачтах трисели, часто топенант грота-гика проводи-
ли не к топу грот-мачты, а к передней части бизань-мачты под салинг
марса. Для этого на ноке гика на обухе крепили шкентель. На другом
конце шкентеля находился огон, куда гаком заводили одношкивный блок
талей. Другой блок — двухшкивный — висел ниже чиксов бизань-
мачты на железном бугеле. Ходовой конец лопаря талей укладывали у
шпора мачты (рис. 355).
Гика-шкот. Блок гика-шкота — одношкивный блок, остропленный двойным стропом, крепили под гиком до транца. Такое крепление выполняли следующими двумя способами.
Блок имел «открытый» строп, на концах которого находилось по огону. Концы стропа охватывали гик, и оба огона найтовили так, чтобы блок висел под гиком неподвижно (рис. 349).
На гик надевали два сплесненных в кольца стропа и в них ставили блок, а на стропы между гиком и блоком — бензель. Шкот был ввязан в строп на нижней стороне блока и шел через противоположный двухшкивный блок, сидевший коушем на погоне (рис. 350). Конец шкота крепили
на
палубной утке или
кофель-нагеле, проходившем через нижний блок.
Над стропом шкот-блока на верхней стороне гика был принагелен закрытый
кламп либо по обе стороны стропа находились
стоп-клампы, препятствовавшие скольжению его по гику (рис. 349).
Гика-бакштаги.
Для временной поддержки гика-шкота применяли гика-бакштаги. Для этого внутри стоп-клампов для шкот-блока был поставлен строп с коушами по обеим сторонам гика. В коуше гаком крепили шкентель гика-бакштага (рис. 349).
Гика-бакштаг или завал-тали на гике набивали с подветренной стороны, чтобы при рыскании судна гик не перебросило на другую сторону.
Другой конец шкентеля оканчивался коушем, в который гаком заводили
хват-тали, поставленные на обух
на
руслене или на палубе. Стил говорит об этом:
«...и использовали, где были наиболее нужны». Левер уточняет, что двухшкивный блок крепили на шкентеле, а одношкивный был заложен гаком
на грота-руслене
(рис. 352).
Гика-перты.
Перты
были вплеснены в
коуши
обуха на внешнем конце гика. Если гик не имел обуха, то перты состояли из одного троса, положенного серединой на гик за внешним стоп-клампом и принайтовленного под ним. На пертах были поставлены
«алмазные» кнопы. На внутренних концах пертов были огоны, которыми перты найтовили к гику в районе транца (рис. 351).
|