• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Драйвер - гик

     

     


       Если драйвер ставили добавочно к бизани, то гик драйвера не был соединен с мачтой, что часто наблюдалось в торговом судоходстве. Драйвер (по нем. называвшийся также Brotwinner) являлся парусом, который, как и лисели, суда несли не всегда, но чаще все-таки несли. По Д. Леверу, гик драйвера был выдвинут за транец судна и на внешнем конце имел блок для драйвер-шкота.


       Как выполнялось внутреннее крепление гика, не ясно ни из объяснений, ни из изображений. Но поскольку парус был подвешен на 1/3 длины рея, то можно полагать, что внутренний конец гика подвязывали к кормовому релингу или
    к рыму, чтобы воспрепятствовать опусканию нока драйвер-гика (рис. 356).


       В. Фалконер уже в 1770 г. описывает драйвер как прямоугольный парус, который при очень слабом ветре поднимали к ноку гафеля бизани. Нижние углы этого паруса были подвязаны к гику или спирту, выставленному на подветренной стороне под прямым углом к диаметральной плоскости судна.
       Рёдинг показывает этот парус на рис. 101 в своем словаре [42] (рис. 358), в то время как описываемый Левером парус вместе с ватерзейлем (
    см. «Тендеры») в работе Рёдинга приведен на рис. 96. Более старый метод постановки драйвера описан Фалконером.
       Драйвер-рей являлся лисель-реем гафеля или рю. Фал вначале крепили на середине рея, а позднее на 1/3 от внутреннего конца. Длина рея, если драйвер неcли дополнительно к бизани, составляла приблизительно 2/3 длины гафеля. При драйвере, который ставили вместо бизани, длина рея была короче — примерно 3/8 длины гафеля (рис. 356, 357). Когда ставили последний драйвер, бизань к гафелю и мачте крепили рифами. Д. Левер сообщает, что на торговых судах драйвер обычно несли на  рее, длина которого соответствовала длине лика паруса при гафеле (рис. 357, пунктир). Тогда тяга среднего, внутреннего и нок-фалов прилагалась непосредственно к рею, а не к парусу, и верхняя шкаторина не собиралась в складки.

    Рис. 355. Гика-топенант и штаг судов с гафельным вооружением в Северном и Балтийском морях
    Рис. 356. Драйвер (нем. Treiber — погонщик) торгового судна, 1800 г. Бизань не имела гика, только драйвер нес «свободный» драйвер-спирт
    Рис. 357. Большой драйвер военного судна, 1800 г. Поставлен вместо бизани
    Рис. 358. Драйвер, 1770 г., поднят к ноку гафеля или топу рю и имел внизу драйвер-спирт, выступавший за бортовой релинг. Он являлся не удлинением бизани, а прямым парусом, который несли позади нее.
    Рис.359. Шняв-, или трисель-мачта
    Рис.360. Шпор шняв-мачты
    Рис.361. Крепление топа шняв-мачты
    Рис.362. Два различных способа крепления паруса к шняв-мачте — при помощи слаблиня и сегарсов
    Рис.363. «Джек-штаг», или тросовая мачта, применявшаяся на военных судах вместо шняв-мачты
    Рис.364. Два различных типа крепления паруса к «джек-штагу» — посредством раксов и коушей

    Рисунки 355 - 364
     

     

     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru