• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

     

    Брам - рей

     

     

     



       На брам-реях такелаж в основном повторял такелаж нижних реев, только из-за небольших парусов был значительно упрощен (рис. 406).

      
    Топенанты. Как и на марса-реях, топенанты были одиночными, но иногда встречались и двойные. До 1790 г. два направляющих блока висели на коротком шпрюйте на топе брам-стеньги и через них топенанты шли на марс (рис. 407). До 1720 г. на всех судах, а позднее только на больших, двойные топенанты имели коренные концы, закрепленные на топе стеньги и, прежде чем идти к направляющим блокам, проходили через блок на ноке рея. Одиночные же топенанты огоном накладывали на нок рея.
       В последнее десятилетие топенант проводили через коуш в верхней части передних вант. Опустив на марс, его узлом крепили
    на юферсах марса (рис. 408, 409).

      
    Брасы. Их проводили по-разному. В зависимости от величины рея брасы были одиночными или двойными. Одиночные в основном встречались на малых судах, но иногда и на больших — французских.
       Обычно
    блок браса вплеснивали в шкентель. На торговых судах и во французских ВМС в последние десятилетия предпочитали крепить блок непосредственно к рею. Так, по Э. Пари, «Ройал Луи» в 1780 г. имел одиночные брасы, подвешенные на шкентеле посредством клеванта (рис. 410). Напротив, «Сан Парай» (Sans Parail») 1760 г. и «Протектёр» 1793 г. имели брас-блоки с очень короткими шкентелями.

    Рис. 402. Бом-брам-штаг и бом-брам-фордун
    Рис. 403. Проводка фор-бом-брам-штага через коуш на ноке утлегаря
    Рис. 404. Проводка фор-бом-брам-штага на блинда-стеньге
    Рис. 405. Проводка грот-бом-брам-штага на фор-брам-стеньге
    Рис. 406. Брам-рей. Справа — английского военного судна конца XVIII в., слева — торгового судна
    Рис. 407. Брам-топенант, до 1790 г.
    Рис. 408. Брам-топенант, после 1790 г.
    Рис. 409. Брам-ванта с ввязанным коушем для проводки брам-топенанта, после 1790 г.
    Рис. 410. Французский брам-брас
    Рис. 411—413. Варианты тросового бейфута брам-рея
    Рис. 414. Бом-брам-рей

       При проводке брасов необходимо иметь в виду различную проводку их на разных мачтах.


      
    Фор-брам-брасы. Приблизительно до 1730 г. брасы подвязывали вблизи 1/4 высоты грот-брам-штага и оттуда вели к блоку на шкентеле, затем к другому, поставленному на коротком шпрюйте под коренным концом, и через направляющие блоки тоже на шпрюйтах, находившихся на грот-стень- и грота-штагах. Крепили брасы на «колокольной стойке».
       В начале столетия голландские суда несли блоки на вантах стеньги. Брасы укладывали по бокам бака или в передней части шкафута на боковой нагельной банке.
       В последующие годы проводку выполняли так. Коренные концы фор-брам-брасов узлами крепили с двух сторон грот-стень-штаг-крага, и оставшиеся свободными концы бензелевали к крагу. Брасы проводили через соответствующие блоки на шкентелях и назад к блокам под коренными концами на штаг-краге. Затем, следуя по стень-штагу, каждый из брасов проводили через свой блок на задней стороне фор-марса и крепили на утках по двум сторонам «колокольной стойки» (рис. 415, 416). Иногда вместо блоков на задней стороне марса использовали двухшкивный блок на задней стороне стень-эзельгофта фок-мачты.

      
    Грот-брам-брасы. В конце столетия проводка грот-брам-брасов была аналогична проводке фор-брам-брасов. От краг-блоков крюйс-стень-штага брасы шли вниз к бизань-вантам, где их укладывали. В начале же века коренной конец крепили на топе крюйс-стеньги и брасы через блоки на шкентелях шли через блоки, висевшие на топе крюйc-стеньги на стропах длиной в 2 фута, и затем вниз на палубу. В середине века эти блоки переместили и впредь они стали висеть на передних крюйс-стень-вантах. На континентальных судах в первые десятилетия эти блоки стропили под салингом крюйс-стеньги (рис. 415, 416).

      
    Крюйс-брам-брасы. Проводку крюйс-брам-брасов осуществляли двумя путями, как и при крюйс-марса-брасах. Сами же брасы были одиночными и огоном шли от нока рея. Если брасы вели назад, то их проводили через блок на ноке гафеля или топе рю и к внутренней стороне транца, где имелись соответствующие утки. Если же вперед, то проводили через направляющий блок на верхней части задней грот-стень-ванты и крепили на нижних вантах (рис. 415, 416).

      
    Гитов-блоки. Эти блоки были пристроплены к нижней стороне рея по обеим сторонам приблизительно в 3 футах от его середины (рис. 406).

     

       Фал. Приблизительно до 1760 г. фал-блок подвязывали к середине рея. Фал, положенный на топ стеньги, проводили через блок и через шкив в стеньге (рис. 376). Такой прием применяли и позднее, а в рассматриваемый период он дополнялся и вторым. В этом случае фал узлом крепили в середине рея и проводили через шкив в стеньге. В конце фала находился двухшкивный блок, одношкивный партнер которого был принайтовлен к задней части лонга-салинга марса. Соединявший блоки талреп вели вниз на мачтовый битенг.

      
    Бейфут. В качестве бейфута очень часто применяли простой тросовый бейфут, состоявший из короткого и длинного концов. На каждом конце был коуш. Эти коуши найтовили сбоку стеньги (рис. 412). Фалконер сообщает о бейфуте, состоявшем из одного троса, имевшего по сторонам по коушу. Этот трос клетневали или обшивали кожей, и петлей с двумя равнодлинными концами охватывали рей посередине, и ставили за реем бензель. Затем оба конца вели вокруг стеньги, а потом один над реем, а другой под ним. На передней стороне рея коуши найтовали. Следующий бензель ставили на тросовый бейфут позади рея, и бейфут между бензелями «марлиневали» (рис. 413).
       Для брам-рея использовали и тросовый бейфут блинда-рея (рис. 411). Д. Стил замечает, что бейфут брам-рея должен быть таким же, как и у марса-рея, поэтому он приводит ракс-бугель с ракс-слизами и двумя рядами ракс-клотов.
       Таким образом, на брам-реях применяли различные типы бейфутов, причем в первой половине века доминировал ракс-бугель.

      
    Перты. Их ставили так же, как перты на марса-реях. Только немногие суда несли подпертки и тогда только по одному. Как правило, перты брам-рея подпертков не имели.

     



    Рисунки 402 - 414
     

     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru