• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Утлегарь





         На выдвинутый вперед утлегарь сначала надевали кольцо кливера — «кливер-ринг» (нем. Kluverring или Kluverlaufer). Оно должно было достаточно свободно ходить по утлегарю, чтобы закрепленный на нем штаг был подвижным.
     

         «Кливер-ринг». В литературе упоминается о двух «кливер-рингах», различающихся устройством. Так, Д. Стил говорит о кольце с гаком и скобой, а Д. Девер — о кольце, которое имело ролик и скобу. В первом случае фор-стень-штаг крепили на скобе кольца и его верхний конец до 1745 г. шел через блок на эзельгофте с правой стороны, а в последующие годы через верхний шкив фор-стень-ванген-блока. Поэтому для удержания «кливер-ринга» требовался гордень (фал), крепившийся за гак кольца. Для второго типа «кливер-ринга» гордень не требовался. В этом случае фор-стень-штаг крепили на топе фор-стеньги, проводили через ролик скобы кольца, через шкив-гат со шкивом в ноке утлегаря и заканчивали талями, укрепленными на бушпритном эзельгофте. Лопарь этих талей вели на бак. Такую проводку начали при менять только с начала XIX в. Оба «кливер-ринга» по обеим сторонам имели по очку, к которым присоединяли «кливер-ринг-бакштаги» (рис. 173, 174).
     

         Перты утлегаря. Перты огоном накладывали на нок утлегаря и проводили за бушпритный эзельгофт, где на утлегаре их связывали друг с другом (рис. 175).

    Рис. 156. Заспинник бушприта пристроплен к фока-штагу на английских судах, примерно до 1740 г.
    Рис. 157. Заспинник бушприта на английских судах, примерно от 1740 до 1765 гг. Вместо талей на блоках использован найтов на коушах. Дополнительный строп между заспинником и бушпритом на половине длины между фока-штагом и кнехтом штевня
    Рис. 158. Заспинник бушприта на английских судах, после 1765 г.; не пристроплен ни к бушприту, ни к фока-штагу
    Рис. 159. Заспинник бушприта континентального судна пристроплен к бушприту в нескольких местах; тали на блоках соединяют его с бикгедом
    Рис. 160.
    Краг с ввязанным юферсом. Юферсы часто заменяли штаг-блоками. «Закрытые» краги использовали до начала 30-х годов
    Рис. 161. Простой «открытый» краг с ввязанным штаг-блоком, примерно до 1730 г. Затем, примерно до 1775 г., использовали двойные краги
    Рис. 162.
    Найтов с двумя штаг-блоками
    Рис. 163. Двойной краг ватер-штага с ввязанным блоком, обычно применялся на континентальных судах
    Рис. 170 . Ватер-штаг, применявшийся на континентальных судах, в основном во Франции
    Рис. 171. Бакштаг бушприта континентальных судов
    Рис. 175. Перт на утлегаре
    Рис. 180. Перт на бом-утлегаре, примерно после 1790 г.



        
    Утлегарь-бакштаги. Утлегарь-бакштаги серединой узлом накладывали на нок утлегаря. Полученные таким образом шкентели бакштагов примерно до 1775 г. имели длину, достигавшую половины длины между блинда-реем и ноком утлегаря. Позднее шкентели делали еще длиннее и пропускали через коуши, поставленные сверху блинда-рея. В шкентели закладывали тали, гаки которых крепили в обухах на передней стороне кран-балок или в борту.
    При коротких шкентелях бакштагов до 1775 г. на ноке блинда-рея крепили коренной конец троса, лопарь которого проходил через блок в шкентеле бакштага, затем через блок или коуш на внешней четверти блинда-рея и на бак. На континентальных судах короткие шкентели бакштагов употребляли вплоть до конца века (рис. 176, 177).

    Рис. 164. «Открытый» краг ватер-штага с ввязанным юферсом
    Рис. 165. «Открытый краг бакштага бушприта с ввязанными штаг-блоками, после 1770 г.
    Рис. 166. Подковообразный краг фока-штага (применялся на английских судах после 1775 г.)
    Рис. 167.
    Строп крага, накладывавшийся двойным
    Рис. 168. Обтяжка ватер-штага английского типа
    Рис. 169. Растравленный ватер-штаг на континентальных судах
    Рис. 172. Бакштаг бушприта английского типа. Отличался от континентального использованием юферсов, а после 1770 г. штаг-блоков вместо талей на блоках
    Рис. 173. «Кливер-ринг» вместе со скобой и гаком и крепление к нему фор-стень-штага и горденя.
    Рис. 174. «Кливер-ринг» с роликом. Фор-стень-штаг одновременно выполнял функции утлегарь-штага. Гордень в этом случае отсутствует, около 1800 г.
    Рис. 176. Утлегарь- и «кливер-ринг»-бакштаги, оснащенные в английской манере, после 1775 г.
    Рис. 178. Брам-краг-штаг
    Рис. 179. Краг для бовен-блинда-топенантов
    Рис. 177. Утлегарь и «кливер-ринг»-бакштаги. Слева английский утлегарь-бакштаг, примерно до 1775 г.; справа континентальный утлегарь и «кливер-ринг»-бакштаги, до конца XVIII в.
    Рис. 181. Английский утлегарь-штаг, около 1790 г.
    Рис. 182. Английский утлегарь-штаг, около 1800 г.
     


        
    «Кливер-ринг-бакштаги». Вплесненные в боковые очки на «кливер-ринге» «кливер-ринг-бакштаги» пропускали таким же способом, как и вышеописанные.
     

         Брам-краг-штаг. Последним на нок утлегаря ставили растительный строп с тремя ввязанными коушами. Они служили для проводки фор-брам-штага и фор-брам-булиней (рис. 178).
     

         «Фал» утлегаря. Для выдвижения утлегаря использовали «фал», коренной конец которого крепили на обухе на задней стороне бушпритного эзельгофта, пропускали через шкив в шпоре утлегаря, затем вели к блоку на противоположной стороне эзельгофта, а оттуда через направляющую обойму на бак.


        
    Найтов. В шпоре утлегаря имелось отверстие, через которое его найтовили с бушпритом.

     



    Рисунки 156 - 175, 180

    Рисунки 164 - 179

    Рисунки 177 - 182
     

     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru