Бом - утлегарь
Вошедший в употребление в конце столетия
бом-утлегарь был оснащен
бакштагами и
штагом.
Бом-утлегарь-бакштаги. Эти бакштаги представляли собой отдельные тросы, огонами или одним тросом с разбивным
сплеснем посередине надетые на вырезанный нок бом-утлегаря. На больших судах они заканчивались одноблочными талями,
а на малых — коушами и шли к кран-балкам или на нос вблизи кран-балок.
Рис. 183. Проводка брасов
блинда-рея английского судна, 1700—1720 гг.
Рис. 184. Проводка брасов блинда-рея на английском судне, 1720—1735 гг. Штриховой линией показана проводка 1735—1760 гг.
Рис. 185. Проводка брасов блинда-рея на английском судне, после 1760 г.
Рис. 186. Проводка брасов блинда-рея на французском судне, 1780 г.
Рис. 187. Проводка брасов блинда-рея на континентальных судах, 1790 г.
Рис. 188. Проводка брасов блинда-рея на континентальных судах от начала века до конца периода существования блинда-стеньги
Перты. На бом-утлегарь ставили перты. Огоном их надевали на нок бом-утлегаря и они висели под ним на расстоянии приблизительно в 2 фута. На внутреннем конце вблизи нока утлегаря перты подвязывали к бакштагам утлегаря. Перты не имели подпертков, но через каждые 2 фута на них были
кнопы, служившие опорой для ног моряков (рис. 180).
«Выстрел» бушприта. В конце столетия «выстрел» бушприта служил для проводки утлегарь-штага, предотвращавшего изгиб бом-утлегаря вверх из-за
кливеров.
Утлегарь-штаг.
Ранний способ его проводки описан
Д. Стилом. Надетый огоном на топ утлегаря, он проходил по кипу на нижнем конце «выстрела» бушприта; внутренний конец штага заканчивали талями из одиночных или двойных блоков, крепившихся гаком в обухе на передней части бушприта (рис. 181).
Если было два утлегарь-штага, то, по описанию Д. Левера, внешний накладывали на нок утлегаря, как приведено выше. Затем его вели через нижний шкив в «выстреле» бушприта, через блок на бушприте вблизи фор-краг-штага и оттуда по правой стороне на бак. Иногда в конец штага вплескивали блок, который был частью
хват-талей или блоком горденя.
Внутренний утлегарь-штаг крепили к «кливер-рингу», проводили через верхний шкив «выстрела» бушприта и укладывали на левой стороне так же, как внешний на правой (рис. 182).
|