Блинда - рей
Перты.
Оснастку
блинда-рея начинали с пертов. На обеих концах их было по
огону
, один из которых надевали на нок рея, а другой
найтовили
к рею в 3 футах за серединой его длины. Отстояние перт от рея составляло 3 фута, что немного больше половины среднего роста человека.
На таком же расстоянии друг от друга находились 2—3 стропа, поддерживавшие
перты-подпертки. В их нижние концы были
вплеснены коуши; верхние концы были сплетены уплощенными,
обернуты вокруг рея 1,5—2 раза и
принагелены. Через коуши подперток и были
пропущены перты.
Блинда-брасы
(трисы). На протяжении XVIII в., крепление коренных концов брасов изменялось. Так, на английских судах в первые 20 лет брасы
крепили на внешней четверти длины блинда-рея, проводили через блок на половине высоты фока-штага, затем через блок шкентеля браса, через направляющий блок в верхней
части фока-штага и к простым блокам под фор-марсом (рис. 183). В 30-е годы коренной конец браса крепили в верхней части фока-штага, проводили через блок шкентеля браса,
а затем следовали ранее описанному способу. В последующее время до 1760 г. крепление коренного конца снова опустили на половину длины фока-штага, однако к концу столетия опять подняли. После 1760 г. оно находилось на фока-штаг-краге. Оттуда брас вели через блок на шкентеле браса, через двойные блоки на передней и задней сторонах марса и после этого крепили к утке или нагелю. До 1735 г. место крепления находилось на задних релингах бака. Позднее брас вели к нагельному битенгу позади фок-мачты (рис. 184, 185).
Рис. 189. Блинда-брасы и топенанты английского судна, 1800 г. В это время шкентель браса (слева) заменяют блоком, прикрепленным к рею (справа). Двойной топенант (на левой стороне) одновременно служил в качестве бовен-блинда-шкота. На правой стороне показан простой топенант небольшого судна Рис. 190. Ракс-бугель блинда-рея или блинда-реп Рис. 191. Фал блинда-рея Рис. 192. Глухой фал блинда-рея, при стоянке судна в гавани, после 1760 г. Рис. 193. Бовен-блинда-рей с фалом и топенантами, 1780 г. Расположение брасов, как на рис. 189. Рис. 197. Ракс-бугель бовен-блинда-рея Рис. 198. Сей-шкентель, до 1780 г. с вплесненными блоками. После 1780 г. имел коуши для подвески талей На французских чертежах такелажа, относящихся к концу столетия, видно, что коренной конец топенанта крепили к остропленному блоку на эзельгофте, т. е. такой топенант в качестве шкота не использовали. Иногда применяли контра-брасы. Их крепили примерно на 1/5 длины рея, считая от середины, и вели к эзельгофту как топенанты. Контра-брасы были на юферсах, причем юферс с коротким стропом находился на рее, а с длинным — позади эзельгофта. Контра-брасы в основном несли во время эры блинда-стеньги и очень часто, но не всегда, в районе рея они были на юферсах. На английских моделях 1700 г. показаны длинный строп на рее и найтовка вблизи бушприта. На судне с блинда-стеньгой контра-брасы крепили на бушприте на 1/3 длины между блинда-реем и ноком бушприта. Применявшиеся в то время топенанты служили и шкотами бовен-блинда (рис. 189).
Гитов-блок был прикреплен стропом к рею в 3 футах от середины.
Фал блинда-рея. В середине рея на передней стороне
был пристроплен простой блок для фала. Второй — лонг-такель-блок — находился на нижнем конце бушпритного эзельгофта. Фал коренным концом крепили на блоке рея,
проводили через оба блока, образуя тали, ходовой конец которых крепили на передних релингах бака. Примерно с 1760 г. при нахождении в гаванях вместо подвижного —
«бегучего» фала стали использовать неподвижный — глухой. Последний больше был подвеской рея, чем фалом, и состоял из стропа, охватывавшего рей с вплесненным коушем.
В коуш был вплеснен второй строп, который шел к эзельгофту и там заканчивался гаком, вдетым в обух (рис. 191, 192).
|