Устройство топа гибкой мачты
Преимущества гибкой мачты, являющейся автоматическим регулятором сил тяги и дрейфа, действующих на парус, ясны сейчас всем яхтсменам. Такие мачты уже устанавливают не только на гоночных, но и на крейсерских яхтах, причем конструкции их постоянно совершенствуются. При сильном ветре гибкая мачта отклоняется назад и под ветер, вследствие чего натяжение форштага и ахтерштага получается различным. Происходит излишнее удлинение форштага. Предложенное известным шведским конструктором О. Плимом устройство топа мачты (для мачт, вооруженных топовым стакселем) позволяет компенсировать это удлинение и получить более равномерное распределение усилий между фор- и ахтерштагами.
Рис. 1 (слева) и 2 (справа).
Рис. 3.
Устройство (рис. 1) состоит из рычага, свободно закрепленного на оси блока грота-фала. К концам рычага крепятся оба штага, натяжение которых регулируется с помощью упомянутого рычага.
На изгиб мачты большое влияние оказывает способ крепления к ней краспиц.
Как показал опыт, наилучшая форма изгиба получается
при шарнирном креплении краспиц (рис. 2). Когда топ отклоняется назад, краспица разворачивается, оставаясь все время в плоскости верхних вант. Нижние ванты на гибкой мачте
должны быть натянуты не очень сильно, иначе нижняя часть мачты получается излишне жесткой.
Рис. 3 дает представление о правильной форме изгиба мачты, благодаря которой парус получается максимально плоским.