фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Трапы

    парусников и современных судов

     


    Виды и типы трапов на кораблях и судах

     

    Трапами называют судовые лестницы, состоящие из частых ступенек и служащие для перехода людей с одной высоты на другую.
    Внутренние трапы соединяют верхнюю палубу с нижними. На деревянных парусных судах они были деревянными и состояли из двух боковых досок и ряда горизонтальных ступенек.
    К
    внутренним трапам относят:

    - большой, соединяющий ахтердек (
    шканцы) с опер-деком;
    -
    "Св. Варвару" - трап, который вел со второй палубы на нижнюю;
    - боковые квартер-трапы, установленные по левому и правому бортам, которые вели с
    ахтердека на квартердек (ют) или "табернакель" (полуют).

    На рисунке наружные трапы: слева - старинный шторм-трап, посредине - трап-балка забортного трапа, слева -
    выстрел со шторм-трапом на военном корабле. трапы

    Наружные трапы ведут на борт судна. На рисунке справа сходни, по ним сходят с корабля и заходят. И хотя заходят, входнями, как справедливо отметил Врунгель Х.Б., все-таки не называют. Сходня - она и есть сходня. сходня На борт старинного судна поднимались по двум фалрепам, состоявшим из одного или двух тросов, к которым крепили деревянные ступеньки - балясины. Такой штормтрап называли бискайским. Его крепили на кормовых релингах, чтобы команда могла спуститься в шлюпку или подняться на борт. Иногда его называли кормовым трапом.


    Забортный трап состоял из ряда ступенек, закрепленных снаружи борта почти посредине судна. По краям ступенек были пропущены два троса, помогавшие при подъеме и спуске. Последние ступеньки трапа были шире остальных, так как на них при подъеме знатных персон стояли матросы, которые придерживали тросы, служившие поручнями. трапы (На рисунке слева внизу наклонные трапы).
    На современных судах и кораблях забортные трапы спускают по бортам. Их изготавливают из дереве обычно с металлической оковкой на ступеньках. Трапы имеют тросовые ограждения (фалрепы) или ограждения из латунных труб, или из дерева.
    На нижнем конце трапа находится поворотная площадка с решеткой. Нижний конец трапа держат, опускают и поднимают при помощи небольшого крана или трап-балки, вооруженной талями. Нижний блок талей соединен с железным коромыслом, который прикрепляется к нижней площадке двумя трап-шкентелями.
    При спущенном трапе площадка находится немного выше ватерлинии. На верхнем конце трапа тоже находится площадка с решеткой для прохода на верхнюю палубу. На судах с очень высокими бортами на трапах может быть и промежуточная площадка.


    На кораблях (военных) площадка на высоте верхней палубы была шире, с ограждением из латунных труб и навесом, где находился
    вахтенный пост. Забортные трапы такого вида на торговых судах называются парадными, на военных так называют забортный трап правого борта. После установки забортного трапа на место (в рабочее положение) тали снимают и взамен них устанавливают цепной подвес. Все размеры деталей забортных трапов аналогичны размерам наклонных трапов. трапы На рисунке внизу слева вертикальный трап и скобтрап на рубке подлодки.


    В зависимости от конструкции различают, как уже отмечалось,
    наклонные, вертикальные и забортные трапы, а также скобтрапы и сходни.
    Наклонные трапы служат для перехода с палубы на палубу. На морских судах трапы, которыми пользуются пассажиры, должны иметь ширину между тетивами (боковыми стойками) не менее 0,8 - 1 метр, вертикальное расстояние между ступеньками - не более 0,25 м, а угол наклона по отношению к палубе 55 - 60 градусов.
     

     

     

    Служебные трапы, которыми пользуется экипаж, могут иметь ширину между тетивами до 0,5 м и расстояние между ступеньками больше 0,25 м. Эти трапы устанавливают с более крутым уклоном (65 - 70 градусов), а иногда и вертикально. По краям трапов на тетиве закрепляют стальные или латунные поручни.
    Вертикально трапы ставят в тех местах, где их невозможно разместить наклонно. Ширина вертикальных трапов - от 300 до 500 мм, а расстояние между ступеньками составляет 300 -500 мм. Вертикальные трапы могут быть трубчатыми и полосовыми, в зависимости от формы их тетивы. Ступеньки у полосовых трапов могут быть как из стальных прутков, так и из труб.

     трапы
     

     

     

     

     

     

     

    Скобтрапы устанавливают в тех случаях, когда высота подъема незначительна или по местным условиям вертикальный трап ставить нельзя (мачты, грузовые колонны, дымовые трубы, орудийные башни, рубки подлодок и т.д.). Вертикальное расстояние между скобами (ступеньками) делается не более 300 мм, их ширина равняется 300 - 500 мм. Скобтрапы делают обычно из стального прутка. (На рисунке слева забортные трапы старинных парусников).
     


     

    Изготовление трапов для моделей кораблей и судов

     

         Макеты судовых и корабельных трапов можно изготавливать самыми различными способами. Поскольку в среднем на модели морского транспортного судна приходится устанавливать от 12 до 30 открытых (наружных) трапов, то для сборки (клейки или пайки) их удобно применять различные приспособления (шаблоны-кондукторы), которые легко сделать самому.  На рисунке внизу - забортный трап.

     

     

    трапы забортные



        

     

         Шаблон-кондуктор для сборки макета наклонных и забортных трапов из фанеры, шпона, оргстекла, целлулоида или картона изготовляют следующим образом. Из доски или фанеры толщиной 5 - 7 мм выпиливают основание шаблона, выстругивают под угольник две парные рейки, вырезают рейку-шаблон, в которой под углом 60 градусов к горизонтали делают прорези глубиной 1,5 - 2 мм на равных расстояниях друг от друга. Расстояние между прорезями зависит от масштаба трапа. К парным рейкам приклеивают бортики, высота которых должна быть равна расстоянию по вертикали от основания до нижней кромки прорези в рейке-шаблоне, а ширина 1,5 - 2 мм. Ширина рейки-шаблона должна быть меньше длины ступенек по крайней мере на удвоенную ширину бортика. Длина парных реек должна быть немного больше длины основания шаблона кондуктора. Изготовление тапов начинают с того, что из соответствующего материала (фанеры, шпона и т.д.) нарезают боковые стойки трапа - тетивы, и ступеньки. Ступеньки закладывают в прорези рейки, а на бортик парных реек кладут тетивы. Торцы ступенек смазывают клеем и к ним вплотную придвигают парные рейки вместе с тетивами. После того как клей высохнет, рейки раздвигают и трап осторожно вынимают из рейки-шаблона. Для плотности прижатия тетивы к торцам ступенек на концы парных реек можно надеть резиновые кольца, так как рейки несколько длиннее основания шаблона. Эмалитом или клеем АК-20 трап склеивают за 10 - 15 минут. Имея по два экземпляра шаблонов для моделей в масштабах 1:150 и 1:100, можно изготовить трапы и для моделей в масштабах 1:75 и 1:50. Для этого ступеньки трапа нужно закладывать в рейку-шаблон через одну прорезь. А на рисунке внизу - шаблон для изготовления трапов.шаблон для трапов

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru