фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • Форум

  •  

    Учебник по навигации

     


    Глава 2

     

    Ориентирование корабля в море

     

    § 9. Истинный курс, истинный пеленг и курсовой угол

     


         При решении основных задач кораблевождения постоянно возникает необходимость определять направление движения корабля и направления с корабля на различные объекту.
    Направление движения корабля определяется положением его диаметральной плоскости относительно плоскости истинного меридиана, т. е. его истинным курсом. Истинный курс (ИК) есть двугранный угол между плоскостью истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля (смотрите рисунок). Этот двугранный угол измеряется углом в плоскости истинного горизонта между северной частью линии истинного меридиана и линией курса корабля.   Под линией курса корабля понимается след от сечения плоскости истинного горизонта диаметральной плоскостью корабля.
    Истинный пеленг, истинный курс
         Направление на какой-либо наблюдаемый объект определяется двугранным углом между плоскостью истинного меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый объект. Этот угол называется истинным пеленгом (ИП). В плоскости истинного горизонта истинный пеленг измеряется плоским углом между линией истинного меридиана и линией пеленга. Линией пеленга является прямая линия, по которой пересекается плоскость истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый объект.
         В принципе и истинный пеленг и истинный курс могут отсчитываться в любой системе счета направлений. Однако основной системой является круговая, в которой истинный курс и истинный пеленг отсчитываются от северной части меридиана наблюдателя по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Направление, отличающееся от истинного пеленга на 180°, называется обратным истинным пеленгом (ОИП).
    Курсовой угол

         Направления с корабля на различные объекты иногда определяются не относительно истинного меридиана, а относительно диаметральной плоскости корабля, т. е. курсовыми углами. Курсовым углом (КУ или q) называется угол между носовой частью диаметральной плоскости корабля и направлением на наблюдаемый объект. Счет курсовых углов ведется по двум системам. По полукруговой системе счет курсовых углов ведется вправо и влево от носовой части диаметральной плоскости корабля в пределах от 0 до 180°. Курсовым углам в этой системе счета приписывается наименование правого или левого борта (смотрите рисунок), а для аналитических расчетов знаки: плюс — для курсовых углов правого борта и минус — для курсовых углов левого борта. Счет курсовых углов может вестись и по круговой системе. Тогда курсовые углы отсчитываются от носовой части диаметральной плоскости по движению часовой стрелки от 0 до 360°. 
         Истинный курс, истинный пеленг и курсовой угол связаны между собой зависимостью


    ИП = ИК + КУ. (20)

     
         Эта зависимость легко устанавливается из рассмотрения рисунка. При подстановке в эту формулу величины курсового угла, выраженного в полукруговом счете, нужно учитывать его знак, определяемый наименованием борта, с которого наблюдается объект.
         Если результат вычисления по приведенной формуле окажется больше 360°, то из него нужно вычесть 360°. Если при вычислении в правой части окажется отрицательная величина (при КУл.б), то для получения ИП полученную величину нужно вычесть из 360°.

     

    Пример 1. ИК=78°, КУ=66°п. б. Определить ИП и ОИП.

    Решение.
    ИП = 78° + ( + 66°) = 144°. ОИП = 144° + 180° = 324°.

    Пример 2. ИК == 295°, КУ = 133° л. б. Определить ИП и ОИП.

    Решение. ИП = 295° + (- 133°) = 162°, ОИП = 162° + 180° =342°. .

    Пример 3. ИК =194°, ИП = 70°. Определить КУ.

    Решение. КУ = 70°—194° = —124° = 124°л.б

    Пример 4. ИП = 240°, KУ= 60° л. б. Определить ИК.

    Решение. ИК = 240° — (—60°) == 300°.



        
    Курсовые углы, равные 90° правого и левого борта, называются траверзными, а каждое из траверзных направлений называется траверзом. О траверзе можете почитать и здесь по ссылке слева.

    Истинный пеленг предмета, находящегося на траверзе, равен истинному курсу плюс (для правого борта) или минус (для левого борта) 90°:
    ИП = ИК ± 90°.







    Рейтинг@Mail.ru