фл.семафором корабль

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.                
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания
  •  

     

     

    Броненосные суда Черноморского флота

     

     

     

    Броненосные башенные лодки («поповки»),с 1 февраля 1892 г. броненосцы береговой обороны

    Круглые броненосные суда появились на свет благодаря сочетанию абсолютной безграмотности русских кораблестроителей и патологической трусости политиков и военных.

    В 1869 г. адмирал А.А. Попов предложил построить круглые броненосцы для обороны Днепро-Бугского лимана. Основной его аргумент: «Уменьшая длину и увеличивая ширину судна, можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение. Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости, так и водоизмещения. Поэтому все ватерлинии его образованы из кругов. Из всех судов тип монитора наименее подвержен качке и представляет наименьшую площадь для покрытия бронею».

    На самом же деле скорость «Новгорода» не превышала 6 уз., «Попова» — 8 уз. В свежую погоду она падала до 5 уз. Поворотливость была в 10 раз хуже, чем у обычных судов. «Поповки» не слушались руля, а управлялись только машинами.

    Весной 1877 г. в ходе учений у Очакова «поповку» «Новгород» начало сносить ветром и течением, с которыми не могли справиться ее машины. Про плавание на «поповке» можно сняты не менее забавную

    комедию, чем «Волга, Волга», а пароход «Севрюга» покажется куда более надежным плавсредством.

     

    15 ноября 1876 г. при пробе 305-мм орудий на «Попове» после двух выстрелов возникли повреждения в обшивке корпуса и в надстройке. После этого из орудий было запрещено стрелять полным зарядом. При самом слабом волнении круглые суда сильно качало, что резко ухудшало прицеливание. Стрелять из орудий можно было лишь залпами. При одиночном выстреле «поповка» начинала вращаться.

    Идея А.А. Попова понравилась трусливым политикам и военным.

     

     



     

    Броненосец «Новгород»: а — план верхней палубы, б — вид сбоку; в — вид с кормы: 1 — место размещения 87-мм орудия; 2 — штурманская рубка; 3 — шестивесельный ял; 4 — гребной винт; 5 — ходовой мостик; 6—280-мм орудие; 7 — центральный люк подачи боезапаса; 8 — носовая надстройка; 9 — донка; 10 — паровой котел; 1 1 — паровая машина; 12 — центробежный насос; 13 — пожарная помпа; 14 — кормовой мостик; 15 — мачта; 16 — вентиляционная труба над центральным люком барбета; 17 — киль; 18 — руль; 19 — кормовая надстройка; 20 — барбет.


    б)


     

     



     

     

    В апреле 1870 г. управляющий Морским министерством писал: «Избрание этого типа для броненосцев на юге России не только избавит нас от значительных денежных затрат на сооружение судов прежних типов, которые по местным условиям не могут вполне удовлетворять требованиям современной обороны, но и лишит иностранные державы повода делать нам какие-либо возражения и протесты... Круглые суда без всякой натяжки могут быть причислены к разряду плавучих крепостей и не войдут в список судов флота». Насчет «значительных денежных затрат» — вранье чистой воды, так как предварительная стоимость первой «поповки» была определена в 4,14 млн. рублей. На эту сумму можно было изготовить 67 самых мощных 11-дюймовых береговых пушек обр. 1867 г. с лафетами или 2510 полевых 4-фунтовых пушек обр. 1867 г. и 1877 г.

     

     

    «Новгород». Диаметр 30,78 м. Осадка 3,81 м. Водоизмещение 2671 т. 4 машины мощностью по 500 л. с. 4 винта. Скорость 4—5 уз. Запас угля 200 т. Дальность плавания 480 миль при 4 уз. Бронирование: борг — 229—178 мм, барбет — 229 мм, палуба — 60 мм.

    Заложена 1 апреля 1871 г. (официально 17 декабря 1871 г. на эллинге Нового адмиралтейства в С.-Петербурге и 13 ноября 1871 г. зачислена в списки судов Черноморского флота. 31 декабря 1871г. разобрана и в январе — марте 1872 г. перевезена по железной дороге из Петербурга в Николаев. Перезаложена 29 марта 1872 г. на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущена 21 мая 1873 г., вступила в строй в 1874 г. 19 апреля 1903 г. разоружена, сдана Николаевскому военному порту для реализации и 21 июня 1903 г. исключена из списков судов Черноморского флота. В декабре 1911 г. продана на слом.

    Первоначальное вооружение: 2—11-дм пушки обр. 1867 г., 4—4-фн пушки обр. 1867 г. В 1880-х гг. добавлено 2—37/5-мм пушки Гочкиса. Такое вооружение сохранялось до конца службы.

    «Вице-адмирал Попов» (до 9 октября 1873 г. «Киев»). Диаметр 36,6 м. Ширина 36,6 м. Осадка 4,12 м. Водоизмещение 3550 т. 6 машин мощностью по 511 л. с. 6 винтов. Скорость 6—8 уз. Запас угля 250 т. Дальность плавания 540 миль при 5,5 уз.

    Бронирование: борт — 356 мм, барбет — 406 мм, палуба — 70 мм.

    Заложена 2 января 1784 г. (официально 27 августа 1874 г.) на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущена 25 сентября 1875 г., вступила в строй в августе 1786 г. 19 апреля 1903 г. разоружена и сдана Николаевскому военному порту для реализации. 21 июня 1903 г. исключена из списков судов Черноморского флота, в декабре 1911 г. продана на слом.

    Первоначальное вооружение: 2— 12-дм пушки обр. 1867 г., 6—4-фн пушек обр. 1867 г. В 1880-х гг. добавлено 2— 37/5-мм пушки Гочкиса. Такое вооружение сохранялось до конца службы.

     

    Мониторы

     

     

    Трофейные турецкие речные мониторы (2 единицы).

    Длина 31,5 м. Ширина 9,8 м. Осадка 1,7 м. Водоизмещение 335 т. 2 паровые машины высокого давления, мощностью 290 л. с. 2 винта. Скорость 8 уз. Запас угля 20 т. Броня: борт — 51—76 мм, каземат — 76—12,7 мм.

    Построены на верфи «Форж Шантье де ла Мидитерране» в Марселе. Захвачены русскими войсками 4 июля 1877 г. при взятии г. Никополя на Дунае. Оба монитора сидели на мели с обгоревшими палубами, пробитыми котлами и разрушенными каютами. Машины были почти исправны, отсутствовало лишь несколько деталей, которые были срочно выписаны русскими властями из Марселя. Ремонт производился машинной командой фрегата «Светлана». В итоге оба монитора были приведены в порядок в 5-недельный срок. 24 сентября 1877 г. оба зачислены в состав Черноморского флота в качестве мониторов.

    Вооружение на момент захвата — в каземате: две 24-фн нарезные заряжаемые с дула пушки, переделанные из гладкоствольных; палуба: одна 3-фн медная пушка. В сентябре 1877 г. к ним добавили по четыре 4-фн пушки обр. 1867 г., а в 1878 г. турецкие 24-фн пушки заменили на 6-дм пушки обр. 1867 г.

    «Никополь» (бывший «Подгорица»).

    Заложен в 1864 г., спущен в 1865 г., в том же году вступил встрой. 30 ноября 1877 г. имел перестрелку у Румелина с турецкими мониторами. 8 декабря 1879 г. разоружен и сдан в Николаевскому порту. Исключен из списков судов флота 11 ноября 1889 г. и сдан на слом.

    «Систово» (бывший «Ишкодра» Iskodra»)). Заложен в 1864 г., спущен в 1865 г., в том же году вступил в строй. Служил брандвахтой у Никопольского румынского моста. 8 декабря 1879 г. разоружен и сдан Николаевскому порту. Исключен из списков судов флота 11 ноября 1889 г. и обращен в несамоходную баржу № 6. В период Первой мировой войны сдан на слом.











    Рейтинг@Mail.ru