фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Организация морских сил

     в довоенное время




    В зависимости от боевых задач, для выполнения которых пред­назначаются те или иные военные корабли, и от того, какое они имеют вооружение, они разделяются на классы. Так например, говорят, что есть класс миноносцев, класс линейных кораблей и так далее.

    Каждый класс может состоять из кораблей, которые, отличаясь друг от друга по постройке, сохраняют в то же время основные признаки своего класса. Таким образом, получается понятие о типе корабля. Так например, говорят: крейсер типа «Профинтерн», подводная лодка типа «АГ» и так далее.

     

    Главнейшие классы военных кораблей

     

    Линейные корабли (рис. 2) — наиболее мощные военные корабли с преимущественно артиллерийским вооружением. Водоизмещение линкоров достигает 10 000 — 45 000 тонн.

    Рис. 2. Английский линейный корабль «Квин Елизабет»


     Они имеют сильную броневую защиту и сильное артиллерийское вооружение: до девяти 406-миллиметровых (16-дюймовых) орудий. Для борьбы с легкими силами они имеют артиллерию меньшего калибра (120—150 миллиметров). Ход новейших линейных кораблей достигает 30 узлов (56 км/час).

    Рис. 3. Английский линейный крейсер «Худ»


     Линейные корабли, способные к действиям против морских береговых и воздушных целей, несущие на себе большую силу удара и способные, благодаря своей живучести, вести длительный и упорный бой, имеют основным назначением ведение боя в море или совместно с береговой обороной.

    Линейные крейсера (рис. 3) — крупные корабли, близкие по своим размерам к линейным кораблям (до 45 000 тонн). Они имеют, по сравнению с линейными кораблями, более слабую броню и менее сильную артиллерию: шесть-восемь орудий от 356 до 381 миллиметра (14 15 дюймов). За счет уменьшения бронирования и артиллерии линейные крейсера имеют более мощные машины, позволяющие им развивать скорость до 32 узлов (60 км/час). Назначение линейных крейсеров — идти впереди флота, быть его глазами, отыскивать неприятеля, вступать с ним в бой и сражаться до прихода своих главных сил или, пользуясь своим ходом, уходить от неприятеля, стараясь навести его на свои главные силы.

    Авианосцы (рис. 4) — большие корабли водоизмещением до 35 000 тонн, обладающие скоростью до 33 узлов (61 км/час).

    Рис. 4. Английский авианосец «Гермес»


     Их артиллерия — до 203 миллиметров (8 дюймов). Назначение их — нести на себе самолеты и выпускать их в нужные моменты. Отличительным признаком авианосцев является наличие полетной палубы для взлета и посадки самолетов.

    На американском авианосце «Лексингтон» помещается 90 самолетов различных типов.

    Рис. 5. Японский крейсер «Наци»


     

    Крейсера (рис. 5) корабли в 3000—10 000 тонн. Они имеют артиллерию в 152 203 миллиметра (6 8 дюймов). Легкие крейсера почти не имеют бронирования. За счет этого они обладают большим ходом: до 30—33 узлов, а новейшие крейсера на испытаниях давали ход до 42 узлов (78 км/час).

    Назначение легких крейсеров — производить разведку и поддерживать миноносцы при выходе их в атаку. Легкие крейсера могут выполнять и другие боевые операции (например, постановку минных заграждений).

    Эскадренные миноносцы (эсминцы) (рис. 6) — корабли водоизмещением до 2000 тонн и ходом до 36 45 узлов (67 83 км/час). Главное вооружение эсминцев — торпеды. Эти корабли имеют до четырех тройных торпедных аппаратов, то есть могут дать залп из 12 торпед. Назначение эсминцев (главное) — производство торпедных атак, то есть атак, имеющих целью подорвать неприятельский корабль торпедой (самодвижущейся миной).

    Рис. 6. Французский эскадренный миноносец


     Эсминцы также могут быть использованы и для целей разведки, для постановки минных заграждений, для борьбы с подводными лодками.

    Эскадренные миноносцы более крупных размеров, приближающиеся несколько к легким крейсерам и используемые как ведущие корабли при выходе эсминцев в атаку, называются лидерами (рис. 7 и 8).

    Рис. 7. Французский лидер «Тигр»


     

    Эсминцы меньших размеров, предназначенные для действий вблизи побережья, называются просто миноносцами.

    Торпедные катера — очень небольшие быстроходные катера, имеющие ход до 45 узлов (83 км/час), вооруженные торпедами; их назначение — нанесение торпедного удара.

    Подводные лодки (рис. 9), как показывает само название, являются кораблями, способными плавать под водой. Водоизмещение их до 3500 тонн, в зависимости от того, для какой цели они предназнача­ются: для действия ли около своих берегов или для действия у отдаленных неприятельских побережий. От этого же назначения зависит и ход лодки, который колеблется от 10 до 23 узлов (от 15 до 43 км/час) (ход указан надводный). Главным оружием подводных лодок, как и миноносцев, являются торпеды. Число торпедных аппаратов на лодке доходит до 14. Некоторые лодки имеют артиллерию — одно или два орудия калибром до 203 миллиметров.

    Рис. 8. Французский лидер «Терибл»


     Среди подводных лодок имеются подводные заградители, приспособленные для постановки мин заграждения, то есть имеющие то же назначение, что и надводные минные заградители.

     

    Рис. 9. Английская подводная лодка «Телуа»


     Одним из главных свойств подводных лодок является их способность скрытно подходить к кораблю, пользуясь при этом особым приспособлением — Перископ подводной лодки, — которое позволяет подводной лодке видеть, находясь под водой, все, что делается на поверхности моря, не поднимаясь для этого из воды. Основное назначение подводных лодок — производить торпедные атаки и выполнять скрытную разведку.

    Минные заградители — корабли, предназначенные для постановки минных заграждений. Типы этих кораблей очень разнообразны.

    Кроме перечисленных кораблей, в состав морских сил входят и более мелкие:

     

    сторожевые корабли — быстроходные корабли, предназначенные для охраны крупных кораблей от подводных лодок;

    тральщики — корабли, предназначенные для отыскания и уничтожения минных заграждений.

     

    Вспомогательные суда флота

     

    К вспомогательным судам относятся:

    транспорты — для перевозки топлива, снаряжения, десантных войск и пр.;

    гидрографические суда — для производства гидрографических работ (изучение морей);

    портовые суда и плавучие средства — для обслуживания флота при стоянке его в портах и базах.

     

    Кроме кораблей, составляющих собственно военно-морской флот, в состав морских сил входят еще береговая оборона и морская авиация.

    Береговая оборона, состоящая, главным образом, из береговых батарей, имеет назначением действия в прибрежной полосе либо совместно с флотом и морской авиацией, либо самостоятельно — против неприятеля, угрожающего базе флота или обороняемому участку побережья.

    Назначение морской авиации — выполнение разведки, атака морских сил противника с воздуха, охрана флота и береговой обороны от воздушных нападений, борьба с неприятельской авиацией и подводными лодками противника. Помимо этих задач, содействующих флоту и береговой обороне, морская авиация выполняет и самостоятельные боевые задачи.

    Морские силы в своей деятельности нуждаются в целом ряде береговых учреждений, с одним из которых (береговой службой наблюдения и связи) мы уже познакомились.

    Так например, для производства необходимого ремонта кораблей, различных приемок, погрузок и т. д. некоторые пункты на побережье специально для этих целей оборудуются мастерскими, складами, доками. Такие пункты называются портами и базами.

    Для составления морских карт, по которым корабли могли бы наметить свой путь, для изучения морей и составления их описаний, руководств для плавания, для обслуживания маяков и других средств ограждения опасностей в море и т. д. существует так называемая гидрографическая служба.

    Для подготовки кадров имеется ряд военно-морских учебных заведений и школ, выпускающих специалистов рядового и команд­ного состава.

    Для того чтобы руководить всем этим сложным механизмом, вести правильно боевую подготовку морских сил, нужно, чтобы управление ими было правильно организовано.

    Постановлением Правительства СССР от 30 декабря 1937 г., утвержденным затем 15 января 1938 г. Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат, создан Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР.

    Тов. Молотов в своей речи на 1-й сессии Верховного Совета СССР .15 января 1938 г. сказал:

    «У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела, морской и океанский флот.

    Для того, чтобы организовать этот флот с его сложным техническим оснащением, с его мощной артиллерией, с его соответствующей достоинству советского флота морской авиацией и для того, чтобы воспитать по-советски многочисленные кадры квалифицированных моряков и морских техников, — нужен новый Наркомат, нужен Наркомат Военно-Морского Флота».

    Во главе Наркомата Военно-Морского Флота СССР стоит Народный Комиссар Военно-Морского Флота СССР, имеющий четырех заместителей.

    Народный комиссариат ВМФ СССР состоит из Главного Морского штаба РКВМФ, ряда управлений и некоторых других органов, выполняющих различные задачи, связанные со строительством флота, комплектованием, подготовкой кадров, боевой подготовкой, изучением морских и речных театров и т. д. и т. п.

    На отдельных морях и реках во главе флотов (флотилий) находятся военные советы флотов и командующие флотилиями, непосредственно подчиненные Народному Комиссару ВМФ СССР. Для управления флотами (флотилиями) имеются штабы.

    Политическим воспитанием личного состава РКВМФ ведает Политическое управление РКВМФ. На флотах и флотилиях эти задачи выполняются соответствующими политуправлениями и политотделами. На соединениях кораблей политическим воспитанием лич­ного состава ведают военные комиссары и политотделы соединений и кораблей.

    Для удобства управления в бою отдельные корабли сводятся в соединения по классам и по тем задачам, которые на соединение возлагаются. Так, линейные корабли составляют свое соединение, легкие крейсера — свое и т. д.

    Наименьшее соединение крупных кораблей (крейсеров и линейных кораблей) называется бригадой. Высшим соединением этих кораблей является дивизия.

    Малые корабли, как то: катера, подводные лодки, миноносцы и пр., объединяются в соединения, в которых число единиц зависит от их вооружения и задач, возлагаемых на группу. Так, катера соединяются в звенья, отряды, дивизионы и бригады; подводные лодки и миноносцы — в дивизионы и бригады.

    Когда корабли разных классов объединяются временно для выполнения какой-либо отдельной боевой задачи, то они составляют так называемое маневренное (оперативное) соединение (т. е. соединение для выполнения определенной операции). Так, например, заградителям дается задание поставить минное заграждение; на случай нападения на них неприятеля к заградителям на это время придаются крейсера. В этом случае заградители и крейсера составляют одно целое соединение (маневренное соединение). В каждом соединении имеется свой командир, ответственный за состояние всех подчинен­ных ему кораблей и личного состава и эа выполнение поставленной задачи.

    Снабжением флотов и ремонтом кораблей на морях ведают командиры военных портов.

    Служба обеспечения безопасности кораблевождения на морях выполняется гидрографическими отделами флотов.

     





    Рейтинг@Mail.ru