Крейсерские (корсарские) суда
Черноморского флота
Крейсерские суда — собирательное название судов греческих купцов, принимавших участие в боевых действиях на Черном море в 1787—1791 гг. Часть из них была куплена русскими властями, а часть — нет. Фраза «куплен в 1787 г.» означает, что сей факт зафиксирован в официальных документах. Но часто бывало, что греческий судовладелец не получал ни гроша от русской казны. Однако греки рвались в бой как из патриотических побуждений, так и в надежде на богатую добычу. Капитанами греческих судов в подавляющем большинстве случаев становились их владельцы. Экипажи крейсерских судов состояли в основном из греков, албанцев и представителей различных славянских племен, населявших Балканский полуостров. Часть капитанов крейсерских судов имели морские и сухопутные чины Российской империи, а часть — нет.
Крейсерские суда действовали как под Андреевским флагом, так и под турецким или нейтральным флагом, а чаще всего — вообще без флагов.
Роль крейсерских судов в войне 1787— 1791 гг. значительно преуменьшена нашими историками. Фактически все действия на коммуникациях противника выполнялись крейсерскими судами. С учетом отсутствия хороших дорог как на румелийском, так и на анатолийском берегах действия корсаров нанесли огромный ущерб экономике Турции.
В 1787—1791 гг. греческие корсары, действовавшие в Белом (Эгейском) и Черном морях, неоднократно вызывали голод в Константинополе. Отряды корсарских судов десятки раз нападали на города на румелийском и анатолийском берегах Турции. В каждом сражении в эскадре Ф.Ф. Ушакова участвовало несколько крейсерских судов.
Любопытный документ — письмо адмирала Ф.Ф. Ушакова М.В. Каховскому от 23 марта 1792 г., где говорится, что командиры 10 крейсерских судов, которые должны идти на Дунай к гребному флоту, отказываются сделать это без выплаты денег. Дело в том, что крейсирование в Черном море было прибыльно и без казенных грошей, а на Дунае особой добычи не будет.
В кампанию 1798—1790 гг. на Средиземном море крейсерские суда уже можно с небольшой натяжкой считать обычными судами Черноморского флота (в смысле дисциплины, регулярной выплаты жалованья, наличия морских чинов у капитанов и офицеров и т.д.).
«Абельтаж». 14 пушек. Длина 24,4 м. Ширина 7,45 м. Осадка 2,8 м. Куплено в 1787 г. В 1793—1800 гг. использовалось как транспортное судно.
«Святой Николай». Длина 21,8 м. Ширина 6,8 м. Осадка 2,7 м. Приведено из Средиземного моря греками. Куплено в 1787 г. В 1792—1798 гг. использовалось как транспортное судно.
«Принцесса Елена». 16 пушек. Длина 22,7 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,1 м. Куплено в 1787 г. 10 марта 1797 г. разбито штормом на Одесском рейде.
«Панагия Попанди». Длина 19 м. Ширина 9,15 м. Осадка 2,7 м. Куплено в 1787 г. Разбилось в Одессе в 1797 г.
«Феникс». 12 пушек. Длина 24,4 м. Ширина 7,3 м. Осадка 2,9 м. Парусное вооружение бригантины. Куплено в 1787 г. 22 ноября 1798 г. прибыло на Корфу. Осенью 1799 г. отправлено на Черное море. Разобрано в Николаеве осенью 1803 г.
«Панагия ди Дусено». Длина 20,7 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,7 м. Приведено из Средиземного моря греками. Куплено в 1787 г. Вооружено в Севастополе в 1788 г.: десять 4-фн пушек, четыре 3-фн фальконета. В 1798 г. было брандвахтой в Севастополе.
«Принц Александр». 14 пушек. Длина 21,9 м. Ширина 8,5 м.Осадка З,8 м. Приведено из Средиземного моря греками. Куплено в 1787 п Разобрано в Таганроге в 1804 г.
«Донай». 6 пушек. Длина 21,8 м. Ширина 7 м. Осадка 2,7 м. Куплено в 1787 г.
«Березань». 6 пушек. Длина 23,8 м. Ширина 7 м. Осадка 3 м. Куплено в 1787 г. 23 января 1798 г. разбилось о камни у Артиллерийской бухты в Севастополе.
«Симферополь». Куплено в 1787 г.
«Панагия Калигати». Куплено в 1787 г.
«Святая Параскева». Куплено в 1787 г.
«Святой Александр». Длина 22,7 м. Ширина 6,8 м. Осадка 2,3 м. Куплено в 1787 г.
«Богородица Псковская». Куплено в 1787 г.
«Панагия Турлени». Длина 22,1 м. Ширина 6,9 м. Осадка 3,2 м. Куплено в 1787 г.
«Александр». Длина 18,3 м. Ширина 7 м. Осадка 3 м. Куплено в 1787 г.
«Полоцк». Длина 23,2 м. Ширина 7,6 м. Осадка 3,4 м. В некоторых документах именовалось репетичным (повторяющим сигналы) судном. Куплено в 1788 г. у греческих купцов. В декабре 1799 г. вышло из Николаева в Средиземное море с припасами для эскадры Ф.Ф. Ушакова, но в Босфор не вошло. Считается пропавшим без вести.
Вооружение: четырнадцать 6-фн чугунных пушек.
«Святая Анна».
«Пчела». Яхта.
«Климент Папа Римский». Куплено в 1789 г. Парусное вооружение брига.
«Панагия Апотоменгане». 14 пушек. Иногда именовалось киргангичем. Участвовало в походе Ф.Ф. Ушакова в Средиземное море в 1798—1799 гг.
«Князь Потемкин Таврический». Бывшее турецкое судно. Захвачено в 1787 г. Л. Качиони в Черном море. Казной не покупалось. К 1813г. все еще было в строю.
«Рождество Богородицы». Вооружение: четыре 4-фн чугунные пушки.
«Карло-Константин». Куплено в 1787 г.
«Кеко-Тавро». Куплено в 1787 г.
«Кондуктор». Куплено в 1787 г. 16 февраля 1790 г. взорвалось в Севастополе, подожженное матросом судна.
«Панагия Апотогрилии». Длина 18,1 м. Ширина 6,7 м. Осадка 2,4 м. Куплено в 1787 г.
«Панагия Апотокофора». Куплено в 1787 г.
«Святой Андрей». 4 пушки. Длина 22,9 м. Ширина 6,9 м. Осадка 2,3 м. Приведено греками из Средиземного моря. Куплено в 1787 г. Разобрано в Таганроге в 1804 г
«Святой Николай» (малый). Длина 16,9 м. Ширина 7 м. Осадка 2,4 м. Приведено греками из Средиземного моря. Куплено в 1787 г. Разобрано в Николаеве в 1804 г.
«Святой Николай» (большой). Длина 21,8 м. Ширина 6,9 м.Осадка 2,7 м. Приведено греками из Средиземного моря. Куплено в 1787 г. В 1788 г. разбилось в шторм.
«Святая Татьяна». Куплено в 1787 г.
«Георгий Победоносец». Куплено в 1788 г.
«Красноселье». Длина 21,4 м. Ширина 6,6 м. Осадка 2,6 м. Куплено в 1788 г. 13 августа 1798 г. отправилось в Средиземное море с эскадрой Ф.Ф. Ушакова. Окончательно вернулось на Черное море в 1800 г. Разобрано в Николаеве в 1804 г.
«Магилети». 4 пушки. Длина 21,7 м. Ширина 6,7 м. Осадка 3,7 м. Парусное вооружение брига. Куплено в 1788 г. Плавало до 1805 г.
«Надежда Благополучия». Куплено в 1788 г.
«Святой Спиридон». Куплено в 1788 г. В 1793 г. было брандвахтой в Николаеве.
«Слава Святого Георгия». Куплено в 1788 г.
«Граф Северный». Куплено в 1789 г. Названо в честь цесаревича Павла.
«Лифартун». Длина 19,5 м. Ширина 6 м. Осадка 2,6 м. Куплено в 1789 г. 8 мая 1791 г. затонуло в Таганрогском порту из-за гнилости корпуса.
«Дмитрий Солунский». Длина 21,4 м. Ширина 7,6 м. Осадка 2,9 м. Куплено в 1789 г.
«Почтальон». Куплено в 1789 г.
«Святой Василий». Длина 21,4 м. Ширина 6,1 м. Осадка 3,2 м. Куплено в 1789 г.
Кроме того, в 1792 г. через Проливы под видом греческих торговых судов прошли крейсерские суда, воевавшие в 1789— 1791 гг. в Средиземном море. Среди них были: «Святая Елена», «Святой Николай», «Святой Матвей», «Ахилл», «Александр». (См. Крейсерские суда Балтийского флота.)