фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Броненосные суда Балтийского флота

     

     

    Однобашенные лодки (мониторы)

     

     

    Тип «Ураган» (10 единиц). Длина 61,26 м. Ширина 14,2 м. Осадка 3,51 м. Высота надводного борта 0,46 м. Водоизмещение 1566 г. Машина простого действия мощностью 160/340 — 500 (номинальных/индикаторных) л. с. 1 винт. Скорость 6,5—8 уз. 190-тонного запаса угля хватало на 10 суток 6-узлового хода.

     

    Бронирование: броневой пояс— 127 мм, башня — 280 мм, рубка — 203 мм.

    Первоначальное вооружение: 2—9-дм гладкие пушки Круппа. Лишь «Единорог» получил 2—10,75-дм (273-мм) гладкие пушки. Дело в том, что при нарезке 9-дм пушки Круппа на Ижорском заводе пошли в брак, и их рассверлили до калибра

     

     

    15-дм пушка в башне монитора (рис. А.Е. Лютова)


     

    10,75 дм. В 1866— 1867 гг. были на вооружении 2—15-дм гладкие чугунные пушки Олонецкого завода («Перун», «Стрелец» и «Латник»), В 1868 г. ими были перевооружены и все остальные мониторы, кроме «Единорога».

    15 мая 1869 г. башенные лодки типа «Ураган» были переклассифицированы в мониторы, а в 1892 г. — в броненосцы береговой обороны.

     

    «Броненосец» (с 1903 г. баржа №34, позже баржа № 51, с 1914 г. баржа № 324).

     

    Заложена 5 июня 1863 г. (официально 12 декабря 1863 г.) на заводе «Карр и Макферсон» (Балтийском) в С.-Петербурге. 26 августа 1863 г. зачислена в списки судов флота. Спущена 12 марта 1864 г., вступила в строй 25 января 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота, в 1903 г. переделана в несамоходную угольную баржу. В годы Первой мировой войны во время шторма затонула в Финском заливе.

    Схема системы устройств подачи

    бомб и ядер к 15-дюймовым гладкоствольным

     орудиям на мониторе «Броненосец»



     

     

    «Ураган» (с 1903 г. баржа № 39, поз­же баржа № 52, с 1914 г. баржа № 325). Заложена 26 июня 1863 г. (официально 19 ноября 1863 г.) в Новом адмиралтействе в С.-Петербруге. 26 августа 1863 г. зачислена в списки судов флота. Спущена 15 мая 1864 г., вступила в строй 13 мая 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота, в 1903 г. переделана в несамоходную угольную баржу. 25 октября 1917 г. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского флота. В апреле 1918 г. оставлена в водах Финляндии и затем сдана финнами на слом.

     

    Вооружение. В 1874—1875 гг. 15-дм пушки были заменены на две 9-дм пушки обр. 1867 г.

     

    Монитор «Ураган»: а) продольный разрез; б) план жилой палубы 1 — ахтерпик; 2 — паровая машина; 3 — дымовая труба; 4 — котел; 5 — угольная яма; 6 — коридоры; 7 — орудийная башня; 8 — рубка; 9 — вентилятор; 10 — камбуз; 11 — ватерклозет; 12 — кладовая; 13 — рундук; 14 — бомбовый погреб; 15 крюйт-камера; 16 — офицерская каюта; 17— кают-компания; 18 — каюта командира; 19 — брашпиль; 20 — цепной ящик; 21 — якорный клюз; 22 — пиллерсы; 23 — гребной винт

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Тайфун» 14 октября 1909 г. блокшив № 3). Заложена 26 июня 1863 г. (официально 19 ноября 1863 г.) в Новом адмиралтействе в С.-Петербруге. 26 августа 1863 г. зачислена в списки судов флота. Спущена 14 июня 1864 г., вступила в строй 13 июня 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота. 14 октября 1909 г. расконсервирована, переделана в минный блокшив и вновь вошла в состав флота. В годы Первой мировой войны использовалась для обеспечения минно-заградительных действий кораблей Або-Оландской шхерной позиции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского флота, но оставлена в Гельсингфорсе, где в апреле 1914 г.была захвачена белофиннами. В 1922 г. по Юрьевскому мирному договору подлежала возврату России, но за ветхостью была продана финнам на металлолом.

    Вооружение. В 1874—1875 гг. 15-дм пушки были заменены на две 9-дм пушки обр. 1867 г.

     

    «Вещун» (с 1903 г. баржа № 44, с 1914 г. баржа № 327). 26 августа 1863 г. зачислена в списки судов флота. Заложена 28 октября 1863 г. (официально 27 ноября 1863 г.) на верфи «Cockerill, John, SA» в Хоббокене (Бельгия) по заказу Морского ведомства. В начале 1864 г. в разобранном виде перевезена на эллинг Гутуевского острова в С.-Петербурге для достройки. Спущена 26 апреля 1864 г., вступила в строй 21 июня 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота. В 1903 г. перестроена в несамоходную угольную баржу. 25 октября 1917 г. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского флота. В апреле 1918 г. оставлена в водах Финляндии и затем сдана финнами на слом.

    Вооружение. В 1874—1875 гг. 15-дм пушки были заменены на две 9-дм пушки обр. 1867 г.

    «Колдун» 1903 г. баржа № 31, позже баржа № 50, с 1914 г. баржа № 323). 26 августа 1863 г. зачислена в списки судов флота. Заложена 28 октября 1863 г. (официально 27 ноября 1863 г.) на верфи «Cockerill, John, SA» в Хоббокене (Бельгия) по заказу Морского ведомства. В начале 1864 г. в разобранном виде перевезена на эллинг Гутуевского острова в С.-Петербурге для достройки. Спущена 26 апреля 1864 г., вступила в строй 21 июпя 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота. В 1903 г. перестроена в несамоходную угольную баржу. 25 октября 1917 г. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского флота. В апреле 1918 г. оставлена в водах Финляндии и затем сдана финнами на слом.

    Вооружение. В 1874—1875 гг. 15-дм пушки были заменены на две 9-дм пушки обр. 1867 г.

    «Латник» (с 1903 г. баржа № 38, с 1914 г. баржа № 326). Заложена 5 июня 1863 г. (официально 12 декабря 1863 п) на заводе «Карр и Макферсон» (Балтийском) в С.-Петербурге. 26 августа 1863 г. зачислена в списки судов флота. Спущена 10 марта 1864 г., вступила в строй 9 июля 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота. В 1903 г. перестроена в несамоходную угольную баржу.

    25   октября 1917 г. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского флота. В апреле 1918 г. оставлена в водах Финляндии и затем сдана финнами на слом.

    Вооружение. В 1874—1875 гг. 15-дм пушки были заменены на две 9-дм пушки обр. 1867 г.

    «Единорог» 27 июня 1912 г. блокшив № 4, с 1 января 1932 г. блокшив № 2, с 16 мая 1949 г. БШ-2). Заложена 1 июня 1863 г. (официально 19 ноября 1863 г.) на эллинге Галерного Островка в С.-Петербурге. Зачислена в списки судов флота 26   августа 1863 г. Спущена 21 мая 1864 г., вступила в строй 15 июля 1865 г. 24 июля 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота. 27 июня 1912 г. расконсервирована, обращена в блокшив и вновь включена в состав флота. В годы Первой мировой войны использовалась для размещения команд дежурных портовых плавсредств Кронштадтского порта. 25 октября 1917 г. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского флота. В апреле 1918 г. оставлена в Гельсингфорсе и интернирована германским командованием. В мае 1918 г. в соответствии с Брестским договором вернулась в Кронштадт. В годы Советско-финляндской и Великой Отечественной войн обеспечивала минно-заградительные действия сил флота. 27 июня 1957 г. исключена из списков плавсредств ВМФ и передана Кронштадтскому яхтклубу для использования как плашкоут-база.

     

    «Стрелец» (с 22 февраля 1901 г. плавмастерская № 1). Заложена 1 июня 1863 г. (официально 19 ноября 1863 г.) на эллинге Галерного Островка в С.-Петербурге. Зачислена в списки судов флота 26 августа 1863 г. Спущена 21 мая 1864 г., вступила в строй 16 июля 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота. 22 февраля 1901 г обращена в плавмастерскую. 25 октября 1917 г. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского фло­та. В годы Первой мировой, Гражданской, Советско-финляндской и Великой Отечественной войн обеспечивала ремонт и базирование кораблей и судов флота.

     

    «Лава» (с 1 апреля 1901 г. блокшив№ 1). Заложена 15 июня 1863 г. (официально 3 декабря 1863 г.) на заводе Семянникова и Полстики в С.-Петербурге. Зачислена в списки судов флота 26 августа 1863 г. Спущена 27 мая 1864 г., вступила в строй 20 августа 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г. исключена из списков судов флота. 1 апреля 1901 г. расконсервирована, обращена в блокшив и вновь вошла в состав флота. В 1902— 1908 гг. использовалась как плавказарма, а затем как пристрелочная станция Кронштадтского порта. В годы Первой мировой войны использовалась для обеспечения минно-заградительных действий Минной дивизии, а с 1916 г. — в качестве лазаретной баржи. 25 октября 1917 г. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского флота. В апреле 1918 г. оставлена в Гельсингфорсе, где интернирована германским командованием, затем передана Финляндии. В 1922 г. по условиям Брестского договора подле­жала возврату России, но из-за ветхости была продана финнам на слом.

    Вооружение. В 1874—1875 гг. 15-дм пушки были заменены на две 9-дм пушки обр. 1867 г.

    «Перун» 1915 г. "Лоция"). Заложена 15 июня 1863 г. (официально 3 декабря 1863 г.) на заводе Семянникова и Полетики в С.-Петербурге. Зачислена в списки судов флота 26 августа 1863 г. Спущена 18 июня 1864 г., вступила в строй 20 августа 1865 г. 24 июня 1900 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому порту. 5 августа 1900 г исключена из списков судов флота. Затем обращена в блокшив лоцманов Кронштадтского порта. 25 октября 1917 т. вошла в состав плавсредств Красного Балтийского флота. 1 — 18 марта 1921 г. во время подавления Кронштадтского восстания пострадала от пожара, возникшего от попадания артснаряда, и была поставлена на прикол. Во время наводнения 23 сентября 1924 т. выброшена на отмель и впоследствии продана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru