фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Перископ подводной лодки

     

     

     


    Принцип действия перископа для салаг     Перископом называется оптический прибор, представляющий собой зрительную трубу с системой зеркал или призм и линз. Он позволяет вести наблюдение из укрытий, убежищ, броневых башен, рубок, танков, подводных лодок.
         Перископ является обязательным прибором любой подводной лодки. Появление новых технических средств наблюдения на подводных лодках — радиолокации и гидроакустики — не заменило перископа. Эти средства дополнили его, особенно в условиях плохой видимости (туман, дождь, снег и т. п.).
     

         С помощью перископа командир подводной лодки определяет направление (пеленг) с подводной лодки на цель, курсовой угол корабля противника, расстояние до цели, скорость ее, а также момент торпедного залпа.
         Чтобы противник не заметил перископ, габариты его выступающей из-под воды головки должны быть минимальными. Но для успешного наблюдения за воздушными целями головку перископа вынужденно делают утолщенной, чтобы можно было разместить в ней необходимую оптику зенитного наблюдения.      Поэтому в настоящее время на подводной лодке устанавливают два перископа: перископ атаки (командирский) и зенитный.
         Перископ атаки служит для обнаружения противника и наблюдения за ним во время торпедной атаки в светлое время суток при хорошей видимости.
    Огромную опасность для подводных лодок представляет авиация. Имея большую скорость, самолеты могут внезапно появляться над подводной лодкой и сбрасывать бомбы до того, как лодка успеет погрузиться. Поэтому при переходе лодок основное внимание уделяется наблюдению за воздухом.
         С помощью зенитного перископа можно вести наблюдение за воздухом и поверхностью моря, т. е. от горизонта до зенита. Поэтому зенитный перископ используется чаще, чем перископ атаки.
     

         Перископ состоит из следующих трех отдельно расположенных механизмов и частей: трубы с оптикой, подъемного устройства и тумбы с сальниками.
         Наиболее сложной по устройству является
    оптическая схема перископа. перископ подлодки: оптика
    Она состоит из двух астрономических труб, сложенных одна с другой своими объективами, и дополненная двумя зеркалами в виде призм полного внутреннего отражения.
         На этом рисунке показаны соответственно окуляр Л1 и объектив Л2 верхней астрономической трубы, объектив Л3 и окуляр Л4 нижней трубы, призмы П1 и П2 полного внутреннего отражения.    Если рассматривать эту схему в делом как перископ, то Л1 — это объектив перископа, а Л4 — окуляр.  Верхняя (объективная) призма П1 служит для обозрения поверхности моря. Призма вращается в ограниченном секторе около горизонтальной оси, что позволяет во время качки удерживать в центре поля зрения трубы изображения наблюдаемых предметов. Нижняя призма П2 (окулярная) помещена перед окуляров что позволяет глазу наблюдателя удобно вести наблюдение в окуляр по горизонтальному направлению.
         При подводном ходе лодки перископ выдвигается над водой настолько, чтобы верхняя призма его заливалась водой. При этом перископ рассекает воду и за ним образуется бурун.
     

         В перископе имеются вспомогательные устройства.
         К ним относятся: дальномерные устройства, приборы, служащие для определения курсовых углов цели, светофильтры, фотокамеры, приспособления для осушки перископа.
         При выходе в атаку командиру подводной лодки очень важно знать расстояние до корабля противника, чтобы выпущенная торпеда дошла до цели и поразила ее. Для определения расстояния до цели в перископе имеются два типа дальномерных приспособлений:
    дальномерные сетки и микрометры. перископ подлодки: определение дистанции
         Дальномерная сетка является наиболее простым приспособлением для определения расстояния по известной высоте цели. Такую же сетку имеют все
    военные бинокли. Сетка помещена в фокальной плоскости объектива перископа. Ее наносят на верхнюю линзу. При наблюдении в окуляр перископа сетка имеет вид вертикальной и горизонтальной шкал, пересекающих поле зрения перископа. Сетка делается такой длины (высоты), чтобы можно было вместить наиболее длинную (высокую) цель даже при близких расстояниях до нее.
         Чтобы определить расстояние, наводят перископ на цель и замечают число делений сетки, которое она занимает. Обычно для наблюдений выбирают мачту, ходовой мостик или дымовую трубу корабля, высота которых дается в соответствующих справочниках. По высоте наблюдаемого предмета и числу делений сетки, которое он занимает, с помощью соответствующих таблиц определяют расстояние. Такие таблицы имеются на лодках.
     

         На больших дистанциях, когда цель занимает небольшое количество делений (2—3), появляются значительные ошибки в определении расстояния. Вот на этих-то дистанциях и начинается важный момент расчета торпедного залпа. Дальномерные сетки имеют и другой недостаток. Ими очень трудно пользоваться во время качки.
        
    Принцип действия дальномерных устройств типа микрометров основан на двоении изображения цели. Измерение расстояния сводится в них к совмещению противоположных (верхней и нижней) сторон обоих изображений цели.
         Так как качка не вызывает смещения одной половинки изображения относительно другой, пользоваться микрометром удобно в любую погоду. Прибор автоматически вычисляет расстояние по известной высоте цели и по измеренному микрометром углу между выбранными на цели точками.
         Устройство для определения курсовых углов позволяет определять направление на цельте точностью, необходимой при расчете торпедного залпа. Здесь применен тот же принцип, что и в микрометре для определения расстояния до цели.
         При измерении курсового угла разведение двух изображений цели нужно производить не по высоте, а по горизонтальному направлению. Измерительный валик микрометра вращают до тех пор, пока нос корабля-цели одного изображения не коснется кормы корабля цели другого изображения.
         В качестве
    светофильтров в перископах применяется диск, расположенный перёд окуляром и разбитый на три сектора. В эти секторы вставлены три стекла различного цвета.
         При резком освещении (против солнца и т. п.) перед окуляром накидывают наиболее темные стекла (дымчатые). При наблюдении в туманную погоду удобно пользоваться светофильтром красного цвета.
        
    Фотокамеры служат для фотографирования в перископ наблюдаемых кораблей противника, для фиксирования факта потопления кораблей и т. д.
    Фотокамера устанавливается за окуляром перископа на откидном кронштейне, который крепится к наружному корпусу нижней головки. При таком устройстве крепления камера в любой момент может быть установлена перед окуляром перископа, а при необходимости быстро откинута в сторону. Объективы фотокамер, применяемых в перископах, как правило, отличаются большой светосилой, так как диаметр отверстия окуляра невелик. Установка камеры на резкость изображения производится по матовому стеклу с помощью приспособления для фокусировки.
         Внутри перископа находится воздух, содержащий в себе некоторое количество водяных паров. При быстром охлаждении эти пары конденсируются и оседают в виде капель на линзах. Чем больше разность температур между воздухом внутри перископа и забортной морской водой (при погружении подводной лодки), тем сильнее отпотевание. Чтобы удалить эту осевшую на линзы влагу, которая мешает вести наблюдение, в перископах предусмотрено устройство для осушки.
         Осушка перископа производится путем быстрой прогонки через него большого количества сухого воздуха, который и впитывает в себя всю влагу, осевшую на линзах. После этого видимость в перископ становится нормальной. Сухой воздух нагнетается и прогоняется через перископ специальной осушительной машинкой.
     

         В интересах соблюдения скрытности перископ поднимается из-под воды периодически. Интервалы между подъемами перископа зависят от состояния видимости, дальности и скорости обнаруживаемых объектов.
         Так, при дальности обнаружения кораблей противника 70 — 80 кабельтовых и скорости их хода 16 — 18 узлов промежуток времени между очередными наблюдениями в перископ должен быть не более 12, мин. В этом случае можно ожидать, что корабли противника будут обнаружены на дистанции не менее 40 кабельтовых от лодки.
         Подняв перископ, в первую очередь нужно просматривать воздушную полусферу. Осмотр водной поверхности производится сначала в носовом секторе, а затем в пределах всего горизонта.
         В промежутках между очередными подъемами перископа подводная лодка, чтобы не быть обнаруженной радиолокационными средствами самолетов, маневрирует, как правило, на безопасной глубине. Если обстановка требует, чтобы лодка шла на перископной глубине, наблюдение в перископ ведется непрерывно и особенно тщательно за воздухом.
         Чем на меньшую высоту поднят перископ, тем менее заметен он на поверхности моря для наблюдателя. Поэтому высота подъема должна быть минимальной. Однако в этом случае трудно определить дистанцию до цели с необходимой точностью.
         В обычных условиях высота подъема перископа не превышает 1 - 1,5 метра, что соответствует дальности видимости горизонта 21 - 25 кабельтовых.
         Скрытность использования перископа зависит от времени, в течение которого он остается поднятым над поверхностью моря. Для лодки, выходящей в атаку, очень важно, чтобы время это было как можно короче. Опыт показывает, что для взятия пеленга и дистанции до цели в перископ требуется около 10 секунд. За это время даже натренированному наблюдателю надводного корабля трудно обнаружить перископ.
     

         Как было сказано, при движении лодки перископ оставляет за собой бурун и след, хорошо наблюдаемые не только в штилевую погоду, но и при небольшом волнении моря. Длина следа и характер буруна зависят от скорости хода.
         При скорости 5 узлов длина следа за перископом достигает 25 метров, вокруг перископа пенится вода. При скорости 8 узлов и более длина следа превышает 40 метров, бурун прекрасно виден. При штилевой погоде появляется резко выраженная белизна буруна и пенный след, который остается даже после опускания перископа. Хорошо наблюдаются расходящиеся в стороны усообразные волны.
         Поэтому перед каждым подъемом перископа командир лодки старается резко уменьшить скорость.
     

         Создание обтекаемого перископа (без буруна) сделает лодку более скрытной.
         В период Великой Отечественной войны основным средством наблюдения на подлодках был перископ. Пользуясь перископом, командир подлодки обнаруживал противника, рассчитывал элементы атаки, производил стрельбу.
         Наряду с известными преимуществами перед другими средствами наблюдения, перископ имеет и существенные недостатки.
    Как и любое другое оптическое средство наблюдения, он не пригоден к использованию ночью и при плохой видимости.
         Кроме того, это —  не скрытное средство наблюдения. Выдвинутый из-под воды перископ может быть обнаружен зрительно и радиолокационными станциями противника. С помощью перископа невозможно точно определите дистанцию до цели, что снижает вероятность попадания торпеды в цель. И, наконец, дальности обнаружения целей в перископ невелики.
         Перечисленные недостатки перископа явились причиной поиска и создания новых средств наблюдения для подводных лодок — радиолокации и
    гидроакустики. Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru