фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

     

    Шлюпы Балтийского флота

     

     

     

    Шлюпами называли парусные торговые и военные суда самых различных типов, несших от 1 до 3 мачт. В русском флоте большинство шлюпов были трехмачтовые с парусным вооружением, близким к фрегатскому. Их иногда называли «слабыми фрегатами». Для эскадренного боя шлюпы мало подходили, но были хороши для крейсерской войны, для научных экспедиций и перевозки грузов.

     

     

    «Шпицберген». 32 пушки. Длина 33,52 м. Ширина 9,15 м. Осадка 4,3 м. Заложен 16 июля 1804 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен 17 июня 1805 г. В том же году перешел из Архангельска в Кронштадт. 19 августа 1806 г. в составе эскадры капитан-командора И.А. Игнатьева вышел из Кронштадта в Средиземное море и 1 января 1807 г. прибыл в Котор, где присоединился к эскадре вице- адмирала Д.Н. Сенявина. 8—17 января перешел из Котора в Корфу. 19 сентября 1807 г. в составе эскадры Сенявина вышел из Корфу в Россию. 25 ноября во время шторма был сильно поврежден и зашел в Виго, а затем в залив к местечку Портелла. Простоял там до 1812 г., почти полностью сгнил и 5 июля 1812 г. был продан в Виго с аукциона за 10 тыс. испанских талеров.

    «Кола». 26 пушек. Заложен 16 сентября 1805 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен 23 июня 1806 г. В 1807 г. перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1808 г. перешел из Кронштадта в Свеаборг и до 1811 г. был там брандвахтой. В 1814 г. перешел из Кронштадта в Архангельск с грузом для строящихся су­дов. В 1815 г. вернулся в Кронштадт. Разобран после 1820 г.

    «Соломбал». 26 пушек. Заложен 16 сентября 1805 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен 23 июня 1806 г. В 1807 г. перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1809 и 1810 гг. был брандвахтой в Свеаборге. Разобран в Кронштадте в 1822 г.

    «Приам». 18 пушек. Длина 31,3 м. Ширина 9,1 м. Осадка 3,1 м. Заложен на верфи в Лодейном Поле, спущен в 1806 г. В том же году перешел в Кронштадт, а в 1807 г. - в Архангельск. В 1808 и 1809 гг. крейсировал у м. Святой Нос. В 1812— 1825 гг. был брандвахтой в Архангельске. Разобран в Архангельске в 1826 г.

     

    «Тизьба». 18 пушек. Длина 32,24 м. Ширина 9 м. Осадка 3,13 м. Заложен на верфи в Лодейном Поле, спущен в 1806 г. В том же году перешел в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1808—1809 гг. С 25 мая по 15 июня 1809 г. находился на Кронштадтском рейде для обороны о. Котлин, затем с отрядом ушел в Або для усиления гребной флотилии. В 1810— 1816 гг. был брандвахтой в Свеаборге. Разобран в Свеаборге в 1820 г.

    «Единорог». 18 пушек. Длина 31,3 м. Ширина 9,1 м. Осадка 3,1 м. Заложен па верфи в Лодейном Поле, спущен в 1806 г. В том же году перешел в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1808—1809 гг. В 1808 г. крейсировал в Финском заливе, а на зимовку ушел в Свеаборг. В июне 1809 г. перешел в Або для усиления гребной флотилии. Участвовал в блокаде Данцига в августе 1813 г. 4 сентября пошел с отрядом в Ригу. Из-за ошибки счисления 6 сентября сел на мель в 3 милях от м. Домеснес. Снять с мели шлюп не удалось, и он был сожжен.

     

    «Лизетта». 16 пушек. Длина 28,32 м. Ширина 8,51 м. Осадка 2,98 м. Заложен на верфи в Лодейном Поле, спущен в 1806 г. В том же году перешел в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1808—1809 гг. В июне 1809 г. перешел в Або для усиления гребной флотилии. Участвовал в блокаде Данцига в августе 1813 г. В сентябре 1813 г. вернулся в Кронштадт. Разобран в Кронштадте в 1815 г.

    «Волхов». 16 пушек. Длина 28,2 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,74 м. Заложен на верфи в Лодейном Поле, спущен в 1806 г. В том же году перешел в Кронштадт. Участвовал в вой не со Швецией 1808—1809 гг. В июне 1809 г. перешел в Або для усиления гребной флотилии. 5 июля 1813 г. вместе с гребной флотилией вышел на Данцигский рейд, участвовал в блокаде крепости. В октябре 1813 г. вернулся в Кронштадт. Разобран в Кронштадте в 1815 г.

     

    «Диана». 16 пушек. Длина по деку 27,7 м. Ширина 7,6 м. Осадка 4,3 м. Заложен как транспорт на верфи в Лодейном Поле, спущен в 1806 г. В том же году перешел в Петербург, где был переделан в шлюп. 25 июля 1807 г. вышел из Кронштадта на Дальний Восток с заданием исследовать Шантарские и Южные Курильские острова. Но из-за противных ветров был вынужден повернуть назад и 20 апреля 1808 г. вошел в Саймонстаун (Англия), где был окружен английскими судами. Командир шлюпа не знал о начале войны с Англией 1807—1812 гг. Ночью 16 мая 1809    г., воспользовавшись темнотой и сильным ветром, шлюпу удалось незаметно для англичан выйти в океан. 25 сентября 1809 г. шлюп прибыл в Петропавловский порт на Камчатку. В июне — июле 1810   г. ходил к берегам Русской Америки. В мае —июне 1811 г. выполнял опись Курильской гряды. Зимой 1812/1813 г. был обращен под магазин в Петропавловске.

    Вооружение: 14—6-фн пушек, 4—8-фн карронады, 4—3-фн фальконета; на баркасе: 1—1 -фн карронада, 4— 1 -фн фальконета.

     

    «Свирь». 16 пушек. Длина 26,82 м. Ширина 7,61 м. Осадка 3,66 м. Заложен на верфи в Лодейном Поле, спущен в 1806 г. В том же году перешел в Петербург. Участвовал в войне со Швецией 1808—1809 гг. В 1808 г. крейсировал в Финском заливе. В июне 1809 г. перешел в Або для усиления гребной флотилии. Участвовал в блокаде Данцига в августе 1813 г. В октябре 1813 г. вернулся в Кронштадт. В 1814— 1817 гг. был брандвахтой в Ревеле. В 1820— 1824 гг. выполнял опись берегов Финского залива. 6 октября 1824 г. из-за ошибки счисления сел на мель у о. Нерва и был разбит волнами.

     

     

     

     

    Парусное вооружение шлюпа «Мирный»



           «Камчатка». 28 пушек. Длина 39,63 м. Ширина 9,95 м. Осадка 5,18 м. Заложен 17 октября 1816 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 17 мая 1817 г. 26 августа 1817 г. вышел из Кронштадта на Дальний Восток и 3 мая 1818 г. прибыл в Петропавловский порт на Камчатку. 28 июля 1818 г. прибыл в Новоархангельск. 19 августа 1818 г. вышел в обратный путь и 5 сентября 1819 г. прибыл в Кронштадт. В 1822 г. обращен в транспорт. В ходе наводнения 7 ноября 1824 г. выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта. Снят с мели 21 ноября 1824 г. В 1828 г. обращен в таможенную брандвахту в Кронштадте.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Мирный» (до 24 апреля 1819 г. «Ладога»). 20 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,15 м. Осадка 4,6 м. Заложен 14 октября 1816 г. на верфи в Лодейном Поле как транспорт «Ладога», спущен 18 июня 1818 г. Переоборудован в шлюп и 24 апреля 1819 г. переименован в «Мирный». 3 июля 1819 г. вместе со шлюпом «Восток» вышел из Кронштадта для выполнения исследований в Антарктике. 16 января 1820 г. шлюпы подошли к берегам Антарктиды.


    Шлюп «Восток»



          30 января 1821 г. шлюпы покинули волы Антарктики, двинулись в обратный путь и 24 июля 1821 г. вернулись в Кронштадт. В 1825 г. «Мирный» был брандвахтой в Свеаборге. Разобран в Крон­штадте в 1830 г.

    Вооружение: 14—3-фн пушек и 6— 12-фн карронад.

     

    «Восток». 28 пушек. Длина 39,63 м. Ширина 10 м. Осадка 4,81 м. Заложен 31 декабря 1817 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 4 июля 1818 г. 3 июля 1819 г. вместе со шлюпом «Мирный» вышел из Кронштадта для выполнения исследований в Антарктике. 16 января 1820 г. шлюпы подошли к берегам Антарктиды. 30 января 1821 г. шлюпы покинули воды Антарктики, двинулись в обратный путь и 24 июля 1821 г. вернулись в Кронштадт. В ходе наводнения 7 ноября 1824 г. выброшен на мель в Средней гавани Кронштадта у Мокрого дока, там же на мели и разобран в 1828 г.

    Вооружение: 16—18-фн пушски 12— 12-фн карронад.

     

     

    «Благонамеренный» (до 22 апреля 1819    г. «Свирь»). 20 пушек. Длина 36,5 м. Ширина 9,1 м.Осадка 5 м. Водоизмещение 530 т. Заложен 14 ноября 1816 г. на верфи в Лодейном Поле как транспорт «Свирь», спущен 3 августа 1818 г. Переоборудован в шлюп и 24 апреля 1819 г. переименован в «Благонамеренный». 3 июля 1819 г. вместе со шлюпом «Открытие» вышел из Кронштадта для отыскания в высоких широтах прохода из Тихого океана в Атлантический. 21 сентября 1820     г. шлюпы прибыли в Новоархангельск. 27 октября вышли из Новоархангельска и 10 ноября прибыли в Сан-Франциско, где встали на ремонт. 20 сентября 1821 г. «Благонамеренный» прибыл в Петропавловский порт, а 15 октября вместе со шлюпом «Открытие» вышел в обратный путь и 1 августа 1822 г. вернулся в Кронштадт. В ходе наводнения 7 ноября 1824 г. сел на мель в Средней гавани Кронштадта у Николаевского дока. Снят с мели 23 декабря 1824 г. Разобран в Кронштадте в 1828 г.

     

     

    «Открытие». 18 пушек. Длина 39,63 м. Ширина 9,95 м. Осадка 5,18 м. Заложен в 1817 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 1 мая 1819 г. 3 июля 1819 г. вместе со шлюпом «Благонамеренный» вышел из Кронштадта для отыскания в высоких широтах прохода из Тихого океана в Атлантический. 21 сентября 1820 г. шлюпы прибыли в Новоархангельск. 27 октября вышли из Новоархангельска и 10 ноября прибыли в Сан-Франциско, где встали на ремонт. 8 сентября 1821 г. «Открытие» прибыл в Петропавловский порт, а 15 октября вместе со шлюпом «Благонамеренный» вышел в обратный путь и 1 августа 1822 г. вернулся в Кронштадт. В 1823— 1826 гг. был брандвахтой в Свеаборге. Разобран после 1828 г.

     

    «Ладога». 20 пушек. Заложен 8 февраля 1819 г. па верфи в Лодейном Поле, спущен 8 июня 1820 г. В 1821 г перешел из Лодейного Поля в Петербург. 17 августа 1822 г. вместе с фрегатом «Крейсер» вышел из Кронштадта на Дальний Восток и 10 сентября 1823 г. прибыл в Петропавловский порт, затем перешел в Новоархангельск. 1 декабря прибыл в Сан-Франциско. 12 января 1824 г. вышел из Сан-Франциско и 13 октября прибыл в Кронштадт. В ходе наводнения 7 ноября 1824 г. стоял в Средней гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен к восточной стенке. Разобран в 1828 г.

    «Аполлон». 28 пушек. Заложен 21 декабря 1820 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 7 мая 1821 г. 28 сентяб­ря 1821 г. вместе с бригом «Аякс» вышел из Кронштадта на Дальний Восток и 13 августа 1822 г. прибыл в Петропавловский порт. 10 октября перешел в Новоархангельск. 20 октября 1823 г. прибыл в Сан-Франциско. 12 января 1824 г. вышел из Сан-Франциско и 13 октября прибыл в Кронштадт. В ходе наводнения 7 ноября 1824   г. выброшен на мель в Средней гавани Кронштадта. На той мели и разобран в 1828 г.

     

    «Предприятие». 24 пушки. Длина по килю 39,62 м. Ширина без обшивки 10,36 м. Осадка 4,57/4,87 м (нос/корма). Заложен 22 декабря 1820 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 7 мая 1821 г. 28 июля 1823 г. вышел из Кронштадта на Дальний Восток и 9 июня 1824 г. прибыл в Петропавловский порт, затем перешел в Новоархангельск. 11 августа

    1825   г. шлюп вышел в обратный путь и 10 июля 1826 г. прибыл в Кронштадт. В 1830 г. обращен в транспорт. Разобран в 1832 г.

    Вооружение: 24—6-фн пушки.

     

    «Смирный». 24 пушки. Заложен в 1823 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 14 мая 1824 г. 27 сентября 1824 г. вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. 3 ноября попал в шторм в Северном море и из-за полученных повреждений зашел в порт Арондель (Норвегия), где остался на зимовку. 17 мая 1825 г. вернулся в Кронштадт. В том же году перешел в Архангельск. В 1826—1830 гг. ходил между Архангельском и Кронштадтом. В июне 1830 г. вышел из Архангельска, 2 августа в проливе Каттегат в тумане из- за ошибки счисления сел на мель у о. Тилле, сняться с мели не смог, в днище открылась течь. Экипаж покинул шлюп. Впоследствии его удалось снять с мели и продать.

    «Моллер». 16 пушек. Длина 27,5 м. Ширина 9 м. Осадка 2,8 м. Водоизмещение 300 т. Имел вооружение брига. Заложен 23 сентября 1825 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 14 мая 1826 г. Назван в честь адмирала А. В. фон Моллера( 1764—1848), ставшего в 1821 г. первым начальником Главного морского штаба.

    С 1828 г. — морской министр. 20 августа 1826 г. «Моллер» вместе со шлюпом «Сенявин» вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. 13 июля 1827 г. «Моллер» прибыл в Петропавловский порт, 21 сентября пришел в Новоархангельск, потом вернулся на Камчатку. 30 октября 1828 г. шлюпы «Моллер» и «Сенявин» вышли из Петропавловского порта и 23 августа 1829 г. вернулись в Кронштадт. В 1835 г. «Моллер» перешел в Ревель, где был обращен в блокшив.

     

    «Сенявин». 16 пушек. Длина 27,5 м. Ширина 9 м. Осадка 2,8 м. Водоизмещение 300 т. Заложен 23 сентября 1825 г. на Охтенской верфи в С.-Петербурге, спущен 14 мая 1826 г. Назван в честь адмирала Д.Н. Сенявина (1763-1831). 20 августа 1826 г. «Сенявин» вместе со шлюпом «Моллер» вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. 12 июня 1827 г. прибыл в Новоархангельск, а 19 сентября перешел в Петропавловский порт. 30 октября 1828 г. шлюпы «Моллер» и «Сенявин» вышли из Петропавловского порта и 23 августа 1829 г вернулись в Кронштадт. В 1830—1832 гг. был брандвахтой в Ревеле. С 1835 г. — брандвахта в Кронштадтской гавани. Разобран в 1844 г.

     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru