фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания


  •  

     

    Учебник по шлюпкам

    Маневрирование шлюпкой под парусами

     

     

    Постановка шлюпки в дрейф



         Лечь в дрейф — значит расположить паруса таким образом, чтобы шлюпка самопроизвольно уваливалась и приводилась, не имея при этом хода вперед (или имея самый минимальный ход). Необходимость в таком положении возникает при ожидании старта на шлюпочных соревнованиях, при предоставлении дороги кораблям и судам и т. д.

         Для постановки в дрейф шлюпку приводят в крутой бейдевинд и выбирают до отказа наветренный кливер-шкот (по командам «Кливер на левую (правую)», «Кливер стянуть»), а фока-шкот стягивают на подветренном борту (по команде «Фок стянуть»), после чего вынимают румпель и оставляют руль в произвольном положении. Теперь кливер и фок будут работать поочередно. Шлюпка, то уваливаясь, то приводясь, будет дрейфовать, имея минимальный ход вперед.
         На двухмачтовой шлюпке вместо фока стягивают гика-шкот, а фок берут к мачте.
         Для снятия с дрейфа вставляют румпель, травят сколько необходимо фока-шкот и переносят кливер на подветренный борт.

     

    Лавировка шлюпки


        
    Лавировка — движение на ветер переменными галсами (зигзагом). Применяется в случаях, когда ветер дует прямо или под некоторым углом от пункта, к которому идет шлюпка. Галсы, на которых шлюпка приближается к пункту назначения (АБ,ВГ), считаются выгодными. Галс остается выгодным до момента, когда пункт назначения окажется на траверзе шлюпки; после прохождения траверза галс теряет свою выгодность. Галсы, на которых шлюпка, выбираясь на ветер (БВ, ГЕ), удаляется от пункта назначения, считаются невыгодными.

     Лавировка

         На рисунке показана
    лавировка:
    Н - пункт назначения; БН и ГН — траверзы пункта назначения; АБ и ВГ - выгодные галсы; БВ и ГЕ — невыгодные галсы; Д — преждевременный поворот; Е — своевременный поворот; Ж — запоздалый поворот

         Искусство лавировки заключается в умении ходить круто к ветру, правильно располагать галсы, своевременно и быстро делать повороты. На каждом галсе нужно внимательно следить за правильностью курса шлюпки относительно ветра. Курс шлюпки считается правильным, если передняя шкаторина кливера слегка заполаскивает.
         Нельзя допускать сильного полоскания парусов. При слишком крутом бейдевинде они обезветриваются и шлюпка теряет ход. Но нельзя и слишком уваливаться, так как это ведет к проигрышу в пути.
         При лавировке применяется поворот оверштаг, так как он способствует выходу шлюпки на ветер и требует меньше времени. При устойчивом ветре лавировку рекомендуется выполнять на длинных галсах, так как повороты отнимают много времени и делать их часто не рекомендуется. При неустойчивом ветре лучше идти короткими галсами, используя порывы ветра.
         Для лавировки нужно по возможности выбирать район с устойчивым ветром и слабым волнением. Крутой берег, корабли и другие объекты, расположенные в направлении движения шлюпки, ослабляют ветер; подходить к ним близко не рекомендуется. При лавировке на волне следует держать шлюпку в полный бейдевинд, при крутом бейдевинде она будет иметь малый ход и значительный дрейф.
         Очень важно правильно определить место поворота для выхода на последний галс. Сделав поворот преждевременно (Д), шлюпка вынуждена лишний раз сменить галс. Запоздалый поворот приводит к удлинению пути (Ж). Первая ошибка хуже второй, так как на поворот уходит много времени. Поэтому лучше начать поворот с небольшим опозданием, чем преждевременно.

     Определение места поворота для выхода на последний галс

         На рисунке -
    определение места поворота для выхода на последний галс:
    КУн - курсовой угол пункта назначения; КУВи — курсовой угол истинного ветра; α — угол дрейфа шлюпки.

         Место поворота определяется по курсовому углу пункта назначения КУн, который должен быть равен двум курсовым углам истинного ветра КУВи плюс угол дрейфа α. Направление истинного ветра определяется по ряби на воде, по флагам и дыму на берегу или кораблях, стоящих на якоре. Угол дрейфа определяется по кильватерной струе шлюпки. Величина КУн зависит от типа шлюпки, состояния моря и силы ветра. При ровном ветре и небольшой волне для ялов и катеров КУн имеет величину 100—110 градусов. При короткой и резкой волне он становится больше.

     

     

    Полуповороты шлюпки



         Бывают случаи (например, при гонках), когда для выхода шлюпки на ветер выгодно применить полуповорот.

    На рисунке -
    выполнение полуповорота.

    Выполнение полуповорота


         Рассмотрим один из них: шлюпка, идущая в крутой бейдевинд, должна обойти предмет (корабль, буй и т. д.) с наветренной стороны (рисунок). Чтобы определить, сможет ли шлюпка выполнить это, не меняя курса, нужно состворить наветренную кромку предмета с каким-либо неподвижным предметом на берегу или на воде. Если береговая черта будет «выходить» из-за предмета, шлюпка может продолжать движение прежним курсом. Если береговая черта будет «уходить» за предмет, обход без изменения курса невозможен. Если же берег остается «неподвижным», возможность обхода предмета с наветренной стороны сомнительна. В этом случае рекомендуется вывести шлюпку на ветер, выполнив полуповорот. Полуповорот выполняется очень просто: руль медленно, чтобы не затормозить ход шлюпки, кладется на ветер и, как только кливер заполощет, отводится обратно; шлюпка плавно возвращается на прежний курс.
         Для выполнения маневра требуемся хорошая скорость. Очень важно во время полуповорота не потерять ход, иначе шлюпка начнет дрейфовать и пользы от маневра не будет. Если ветер шквалистый, то для полуповорота надо использовать порывы ветра. На длинном галсе при сильном ветре можно сделать несколько полуповоротов.

     

    Маневрирование шлюпки вокруг корабля

     

         Одно из лучших упражнений при обучении управлению шлюпкой под парусами — маневрирование вокруг корабля, стоящего на якоре. При этом отрабатываются навыки в лавировке, поворотах и обходе препятствий.
         Разрешается обход корабля в двух направлениях: по часовой стрелке и против. В направлении по часовой стрелке шлюпка движется вблизи корабля, по кратчайшему пути. В направлении против часовой стрелки шлюпка движется на расстоянии от корабля, чтобы не мешать встречному движению.
         Круговой обход корабля по часовой стрелке выполняется следующим образом. Пройдя вплотную к носу (обрезав нос), нужно спуститься и на траверзе правого трапа сделать поворот через фордевинд. На траверзе правого среза кормы следует начать приводиться с расчетом обрезать корму корабля и выйти на его левый борт в бейдевинд. Проходя за кормой безветренную полосу (корабль отнимает ветер), надо потравить кливер-шкоты, иначе кливер, наполняясь ветром раньше фока, увалит шлюпку под ветер. Пройдя траверз фок-мачты корабля, нужно сделать поворот оверштаг с расчетом обрезать нос корабля одним галсом.
         При отсутствии корабля круговое маневрирование можно производить относительно бочек, буев, вех и др.

     

    Управление шлюпкой при шквалах

     

         Шквал — это внезапное и резкое усиление ветра. Шквал очень опасен для парусной шлюпки: он рвет такелаж, паруса, ломает рангоут, а при неумелых или запоздалых действиях опрокидывает шлюпку. Шквал может налететь при ветре умеренной силы или даже во время полного штиля, причем с любого направления, иногда противоположного тому, откуда дул до этого ветер.
     

         Приближение шквала можно определить по следующим признакам:
    — значительное скопление темных и быстро несущихся облаков в нижних слоях атмосферы;
    — появление на водной поверхности темной полосы, отличающейся от окружающей поверхности;
    — появление гребней волн со стороны приближающегося шквала;
    — быстрое закрытие дождевой полосой видимых на горизонте предметов;
    — многократное изменение направления (кручение) ветра с неожиданными резкими изменениями его силы;
    — беспокойное поведение чаек, сопровождаемое резкими выкриками.
    (Более подробно читайте в разделе «Гидрометеорология» этого сайта).

         Учитывая, что силу ожидаемого шквала угадать невозможно, лучше всего при появлении его признаков спустить паруса и встретить шквал на веслах.
         Если же по каким-либо причинам шквал настиг шлюпку под парусами, надо действовать следующим образом.
         При шквале, налетевшем с бейдевинда и галфвинда, подать команду «Шкоты раздернуть» и шлюпку резко приводить против ветра.
         При шквале, налетевшем с бакштага, подать команду «Шкоты травить» и спускаться до полного бакштага. При шквале от бакштага нельзя приводиться, так как при переходе линии галфвинда паруса будут перпендикулярны линии ветра и шлюпку может опрокинуть.
         При шквале, налетевшем с подветренной стороны, подать команду «Шкоты раздернуть».
         На двухмачтовых шлюпках при шквале с бакштага необходимо спустить грот и подать команду «Все в корму». Шкоты фока и кливера надлежит травить. Старшина рулем приводит шлюпку в полный бакштаг. Грот спускается и при шквале с фордевинда.
         В дальнейшем нужно действовать, сообразуясь с обстановкой: или убрать паруса и перейти на весла, или взять рифы, или, если шквал не сильный, следовать к кораблю (пирсу). При этом надо следить за тем, чтобы шлюпка произвольно не меняла галсы и не теряла ход. При самопроизвольной смене галса шлюпка может перевернуться, а при потере хода она становится неуправляемой.
         При шквалистом и свежем ветре следует избегать движения в галфвинд. Лучше идти переменными курсами в полный бейдевинд и бакштаг.

     

    Взятие рифов на шлюпке

     

         При усилении ветра до 3 баллов и выше старшина подает команду «Надеть спасательные жилеты». Гребцы по очереди — сначала свободные, а после подмены сидящие на шкотах — надевают спасательные жилеты.
         При усилении ветра до 4 баллов и выше необходимо уменьшить площадь парусов, для чего берут рифы. Если этого не сделать, шлюпку будет сильно кренить; она будет черпать воду бортом и может опрокинуться. Обычно при ветре 4 балла берут один риф, при ветре 5 баллов—два рифа. При ветре 6 баллов и более хождение под парусами на шлюпках запрещается, шлюпки обязаны спустить паруса.

     

    На одномачтовой шлюпке

         Для взятия рифов шлюпка приводится носом к ветру. Затем последовательно подаются команды «На фале», «Паруса долой» и «Два (один) рифа взять». Выполняя последнюю команду, гребцы № 1, 2, 3 и 4 берут рифы на фоке, гребцы № 5 и 6 — на кливере. В соответствующие кренгельсы переносят: гребец № 1 — фока-шкоты, гребец № 3 — фока-галс, гребец № 5 — кливер-галс и гребец № 6 — кливер-шкоты.
         По команде «Один риф взять» рифы у кливера не берутся.
         При взятии рифов паруса не закатываются, а гофрируются и прихватываются риф-штертами рифовым узлом. Шкоты и галсы крепятся шкотовым или брам-шкотовым узлом. При взятии двух рифов сначала берут один риф (нижний), а потом (вокруг него) второй. Это позволяет при ослаблении ветра отдавать рифы без спуска парусов в обратной последовательности.

         После взятия рифов гребец № 5 докладывает «На кливере риф взят», а гребец № 1 — «На фоке два (один) рифа взяты». После доклада гребцов старшина командует «На фале» и «Паруса поднять». Гребцы № 6 и 4 поднимают паруса так, чтобы галсовый угол фока был на уровне планширя. Поднимать паруса до места запрещается, так как в этом случае повысится центр парусности и уменьшится остойчивость шлюпки.
         Отдавать рифы можно на ходу шлюпки, не спуская парусов. Отдача производится по команде «Отдать рифы» или «Отдать один риф». Перед отдачей рифов шлюпка приводится против ветра. После отдачи рифов и переноса галсов и шкотов паруса поднимаются до места.

     

    На двухмачтовой шлюпке

         Сначала берут рифы на фоке, потом на гроте (или наоборот). В первом случае шлюпка под действием грота будет стоять против ветра, имея минимальный дрейф. Во втором случае шлюпка под действием фока и кливера может идти вперед даже в бейдевинд. Очередность взятия рифов определяет старшина шлюпки исходя из обстановки.
         Перед взятием рифов старшина приводит шлюпку против ветра и подает следующие команды.
         «На фока-фале» — гребцы готовят фал. «Фок долой» — гребцы спускают фок и кливер.
         «Один (два) риф взять» — гребцы берут указанное число рифов, и шкотовые докладывают о готовности.
         «На фока-фале», «Фок поднять» — гребцы поднимают паруса.
         «На грота-фале», «Грот долой» — гребцы спускают грот.
         «Один (два) риф взять»—гребцы берут указанное число рифов.
         «На грота-фале», «Грот поднять» — гребцы поднимают грот.

         Штормовое вооружение ставят на больших шлюпках в случаях, когда сила ветра настолько велика, что даже с двумя рифами ходить рискованно, а обстановка заставляет идти под парусами. Для этого спускают грот, рубят грот-мачту, кладут ее на банки и прихватывают концами к банкам, чтобы она не перемещалась при крене. Затем спускают фок и кливер, переставляют фок-мачту на середину шлюпки в специально установленный для этого степс и крепят мачту.       После этого поднимают фок и кливер. Кливер-галс крепится за носовой подъемный рым, фока-шкоты разносятся по бортам в корме или вместо фока-шкотов закладывается гика-шкот за шкотовый угол фока. В этом случае при уборке грота погон не убирается.
         Возможность взятия рифов при штормовом вооружении не исключается.

     

    Подход шлюпки к трапу корабля



    На одномачтовой шлюпке подход к трапу корабля можно выполнять со спуском и без спуска парусов.

     Подход к трапу корабля под парусами

         На рисунке -
    подход к трапу корабля под парусами.

         В обоих случаях старшина ведет шлюпку в полный бейдевинд, правя на нижнюю площадку трапа, а затем по мере приближения к трапу приводит шлюпку в крутой бейдевинд и направляет форштевень несколько выше трапа. На подходе к трапу по команде «Крюк» впередсмотрящий готовит длинный отпорный крюк.
         Если выполняется подход со спуском парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует «На фале» и «Паруса долой». За тем, подведя рулем шлюпку к трапу, командует «Задержаться». Впередсмотрящий задерживает шлюпку отпорным крюком.
         Если выполняется подход без спуска парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует «Кливер раздернуть» и «Фок стянуть». Затем, подведя рулем шлюпку к трапу, он командует «Задержаться. Фок к мачте». Впередсмотрящий задерживает шлюпку, а гребец № 6 берет фок к мачте.
         Фок берут к мачте, чтобы он не бился о трап и для удобства выхода из шлюпки пассажиров.
         Выполняя подход к трапу в свежую погоду, правят немного выше трапа. В нескольких метрах от трапа и несколько выше его траверза приводят шлюпку против ветра. В этот момент с корабля должен быть подан конец, который крепят шлюпочным узлом за мачтовую банку, после чего убирают паруса и подводят шлюпку на конце к трапу.
         При большой волне рекомендуется подходить к подветренному трапу, когда корабль придет на якорной цепи в крайнее наветренное положение, или подходить на бакштов.

    На двухмачтовой шлюпке подход к трапу можно выполнять со спуском всех парусов, спуском передних парусов и без спуска парусов. Подход со спуском всех парусов выполняется так же, как и на шестивесельном яле.
    Если выполняется подход со спуском передних парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует «На фока-фале», «Фок долой» и «Гика-шкот стянуть», затем с помощью руля и грота подводит корму шлюпки к трапу.
    Выполняя подход без спуска парусов, раздергивают кливер и фок и стягивают гика-шкот. Для удобства выхода людей из шлюпки рекомендуется после подхода к трапу взять грот на гитовы.

     

    Отход шлюпки от трапа корабля

     

         При отходе от шлюпку подается внутреннего борта трапа под парусами с корабля на конец, который проводится вдоль шлюпки (снаружи вант) и крепится за загребную банку шлюпочным узлом. В носовой части шлюпки за конец серьгой заводится носовой фалинь (смотрите рисунок, где показан отход от трапа под парусами).

     Отход от трапа под парусами

         На шлюпке ставят рангоут и паруса, шкоты при этом раздернуты.
         После подъема парусов старшина командует «Отваливай». Гребцы внутреннего борта, держась за конец, протягивают шлюпку вперед настолько, чтобы корма шлюпки оказалась выше трапа, после чего впередсмотрящий отдает серьгу и отталкивает нос отпорным крюком. Затем по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирается в сторону корабля.
         Когда кливер заберет и увалит шлюпку, по команде «Шкоты на правую (левую)» шкоты выбирают на подветренную сторону. Гребцы отпускают конец и по команде «Отдать конец» загребные быстро отдают его.
         На двухмачтовых шлюпках при сильном ветре и волнении рекомендуется отходить от трапа только под кливером и фоком, а грот поднимать после отхода от трапа.

     

    Подход шлюпки к выстрелу и на бакштов

     

         Шлюпке под парусами разрешается подходить к выстрелу при ветре не более 3 баллов и только в тех случаях, когда вынуждает, обстановка. Старшина ведет шлюпку в бейдевинд, правя на 10—15 м ниже нока выстрела. Приблизившись на указанное расстояние, приводит шлюпку против ветра, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к шкентелю выстрела, соблюдая осторожность, чтобы не сломать мачту о бурундук или выстрел.
         Подход на бакштов старшина выполняет также курсом бейдевинд, правя на правый (левый) срез кормы корабля; при подходе к корме корабля, учитывая инерцию и расстояние, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к кормовому срезу. С корабля на шлюпку подается конец.

     

    Подход шлюпки к пирсу и отход от него

     

         Подходить к пирсу следует с подветренной стороны, приготовив крюки и фалини для задержки и швартовки шлюпки. Старшина приводит шлюпку в бейдевинд и правит на пирс. На подходе к пирсу, учитывая расстояние и инерцию, командует «Кливер раздернуть», «фок стянуть» и рулем подводит шлюпку к пирсу (следующий рисунок).
         Если ветер дует вдоль пирса, шлюпка приводится в галфвинд или бейдевинд и подводится к пирсу форштевнем против ветра. Можно подходить и с попутным ветром, но в этом случае необходимо взять фок к мачте (а на двухмачтовых шлюпках, кроме того. спустить грот) и подходить под одним кливером.
         При подходе с наветренной стороны нужно учитывать дрейф и вести шлюпку таким образом, чтобы между ней и пирсом оставалось свободное пространство. В этом случае при подходе к пирсу все паруса спускаются.
         В свежую погоду подходить с наветренной стороны не рекомендуется, но если обстановка вынуждает к этому, то следует подходить с отдачей якоря, развернув шлюпку предварительно против ветра.

     Подход к пирсу под парусами

    На рисунке –
    подход к пирсу под парусами:
    а – с подветренной стороны; б – с наветренной стороны в свежую погоду.

         Для отхода шлюпки от пирса при отжимном ветре заводят носовой фалинь за кнехт серьгой и отдают кормовой фалинь. Когда шлюпка станет носом против ветра, ставят рангоут и паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь и отходят от пирса.
         Если ветер дует вдоль пирса, шлюпку ставят носом против ветра, крепят фалини серьгой за кнехты и ставят паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь, отталкивают нос, выносят кливер на ветер и, когда шлюпка увалится, отдают кормовой фалинь.
         Если ветер прижимной, то отходят от пирса на веслах. Отойдя на достаточное расстояние, шабашат и ставят паруса.

             

             Постановка парусов бабочкой

     

         При движении шлюпки курсом фордевинд кливер закрывается фоком и работает не в полную силу. Вследствие этого шлюпка рыскает и теряет скорость.
         Для уменьшения рыскливости и увеличения скорости шлюпки при движении по ветру (не более 4 баллов) рекомендуется на длинных галсах паруса ставить бабочкой, т. е. так, чтобы фок и кливер были расположены на разных бортах.

         На одномачтовой шлюпке гребцы наветренного борта (№ 1 и 3 или № 2 и 4) по команде «Приготовиться ставить паруса бабочкой» передают шкоты гребцам подветренного борта, готовят весло, ввязывают в шкотовый угол фока короткую стропку из штерта и вставляют рукоять весла в стропку (можно вместо стропки прихватить рукоять весла выбленочным узлом из фока-шкота).
         Гребец № 1 докладывает «Фок готов к постановке бабочкой».
         Гребец № 6 берет кливер-шкоты, обтягивает и крепит их у мачты за мачтовую банку.
         Впередсмотрящий ввязывает короткую стропку в галсовый угол кливера, готовит длинный отпорный крюк и докладывает «Кливер готов к постановке бабочкой».
         По команде
    «Поставить бабочку» впередсмотрящий отдает кливер-галс, вставляет в стропку отпорный крюк, вместе с гребцом № 6 выносит кливер с помощью крюка на противоположный фоку борт и штертом прихватывает отпорный крюк к банке или вант-путенсу.
         Гребцы № 1 и 3 (или № 2 и 4) с помощью весла выносят фок на траверз того борта, на котором он был, и упирают лопасть весла в гак бугеля на мачте; фока-шкот травится.
         Чтобы задний нок-бензельный угол фока не опустился под тяжестью паруса, крюк прихватывается штертом. Для этой цели можно использовать также нештатную оттяжку, заранее прикрепляемую к переднему ноку рейка. Вместо весла можно использовать нештатный гик.
         При движении шлюпки курсом фордевинд надо внимательно следить за тем, чтобы фок ветром не перебросило на противоположный борт, иначе шлюпка может черпнуть бортом воду и перевернуться.
         По команде «Убрать бабочку» гребцы № 5 и 6 убирают крюк. гребец № 5 крепит кливер-галс за носовой гак, гребец № 6 отдает кливер-шкоты и передает их гребцам № 3 и 4. После этого приводят шлюпку в полный бакштаг и убирают весло.

    На коротких галсах или при ветре более 4 баллов (когда паруса бабочкой не ставятся) рекомендуется вместо фордевинда идти в полный бакштаг, скорость шлюпки в этом случае будет больше.

     Постановка парусов бабочкой на одномачтовой шлюпке

         На рисунке -
    постановка парусов бабочкой:
    а — на одномачтовой шлюпке; б—на двухмачтовой.

    Постановка парусов бабочкой на двухмачтовой шлюпке

         На двухмачтовой шлюпке при постановке парусов бабочкой грот выносится на наветренный борт, а фок—на подветренный. Кливер выносят на тот же борт, что и грот.
         По команде «Приготовиться ставить паруса бабочкой» гребцы, расписанные на фоке и кливере, готовят их к постановке. По команде «Поставить бабочку» те же гребцы ставят фок и кливер бабочкой (как указано выше), а гребцы, расписанные на гроте, берут грот на гитовы, переносят и садят (опускают) его на наветренном борту.
         По команде «Убрать бабочку» переносят грот с кливером или фок (в зависимости от обстановки). При переносе грот берут на гитовы, а фок—к мачте (см. 4.9).

     

     

    Управление шлюпкой под парусами без руля

     

         Управление шлюпкой под парусами без руля применяется на шлюпочных соревнованиях. Оно требует умелого использования парусов, дифферента и крена шлюпки и свидетельствует о хорошей морской подготовке команды.
         Перед тем как перейти на управление шлюпкой без руля, ее надо удифферентовать. Гребцам необходимо точно запомнить свои места, чтобы по команде «По местам» каждый мог быстро вернуться на свое место. После удифферентовки шлюпки руль снимается и кладется на кормовой решетчатый люк.
         При использовании крена нужно помнить, что шлюпка на переднем ходу всегда стремится идти носом в сторону повышенного борта.

     

    На одномачтовой шлюпке

     

         При выполнении маневра «привестись» подаются команды «Кливер травить», «Фок стянуть» и «Два гребца в нос». Свободные от шкотов гребцы (№ 1 и 3 или № 2 и 4) перебегают в нос.
         При выполнении маневра «увалиться» подаются команды «Кливер стянуть», «Фок травить» и «Два гребца в корму». Гребцы № 5 и 3 (или № 4) перебегают в корму. Если шлюпка уваливается медленно, то по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирают на наветренный борт, по команде «Все в корму» увеличивают дифферент на корму и по команде «Крен на левую (правую)» создают крен на наветренный борт.
         Когда шлюпка приведется или увалится на заданный курс, подается команда «По местам» и шкотам дают нужное натяжение.
         Следует помнить, что шлюпка без руля приводится быстрее. чем уваливается, и учитывать это при поворотах.
         При выполнении поворота оверштаг без руля шлюпка должна набрать хороший ход. После этого подаются команды «К повороту», «Поворот оверштаг», «Фок стянуть», «Два гребца в нос», а когда шлюпка пойдет на ветер, «Кливер раздернуть» и «Все в нос». Исполняя последнюю команду, все гребцы, в том числе и загребной, перебегают в нос. Фока-шкот передается старшине шлюпки, кливер-шкот остается у гребца № 3 или 4.
         Когда шлюпка придет на линию ветра, по команде «Кливер на правую (левую)» кливер-шкот выбирают. На том борту, где он был до поворота. После доклада впередсмотрящего «Кливер забрал» подаются команды «Все в корму» и «Фок раздернуть». Гребцы, кроме сидящего на кливер-шкоте, перебегают в корму. Фока-шкот раздергивается. Под действием кливера облегченный нос начинает уваливаться под ветер. Когда нос увалится достаточно, следует команда «По местам», затем «Шкоты на левую (правую)», и поворот считается законченным.
         При выполнении поворота через фордевинд подаются команды «К повороту», «Поворот через фордевинд», «Фок травить», «Все в корму», «Кливер на правую (левую)». Кливер-шкот выбирается на ветер. По команде «Крен на правую (левую)» создается крен на наветренный борт. Затем следует команда «Фок к мачте», а когда шлюпка увалится до бакштага — «Кливер на левую (правую)». Кливер переносят на подветренный борт и ждут, когда шлюпка увалится до фордевинда. Период уваливания от бакштага до фордвинда самый продолжительный (здесь положительную роль играет крен). Чтобы ускорить переход кормы через линию ветра, гребец № 6 по команде «Перекинуть фок» перебрасывает фок на противоположный борт, удерживая нижнюю сгофрированную шкаторину у мачты.
         Для переброски фока рекомендуется использовать нештатный конец, заранее прикрепленный к переднему или заднему ноку рейка.
         После этого по команде «Шкоты на правую (левую)» фок постепенно травится, а фока- и кливер-шкоты выбираются в указанную сторону.
         Когда фок наполнится ветром на новом галсе и шлюпка приблизится к заданному курсу, подается команда «По местам» и поворот считается оконченным.

     

    На двухмачтовой шлюпке

     

         При выполнении маневра «привестись» травят или раздергивают кливер и фок, стягивают гика-шкот и пересаживают гребцов в нос.
         При выполнении маневра «увалиться» выбирают на наветренный борт кливер-шкот, травят гика-шкот, пересаживают 4—5 гребцов в корму и создают крен на наветренный борт.
         При выполнении поворота оверштаг подаются команды «К повороту», «Поворот оверштаг», «Гика-шкот стянуть», «Три (четыре) гребца в нос». Когда нос шлюпки покатится к ветру — «Кливер раздернуть», «Все в нос». Все гребцы, кроме сидящего на фока-шкоте, перебегают в нос. Когда нос шлюпки будет против ветра, командуют «Кливер на левую (правую) », а когда кливер заберет — «Все в корму», «Гика-шкот раздернуть», «Фок на правую (левую)».
         Когда шлюпка ляжет на новый галс и необходимо остановить ее дальнейшее уваливание, командуют «Кливер на правую (левую)», «Гика-шкот стянуть». «По местам».
         При выполнении поворота через фордевинд подаются команды «К повороту», «Поворот через фордевинд», «Все в корму», «Грот на гитовы», «Фок к мачте», «Кливер на середину», «Крен на правую (ле-вую)».
         Когда корма шлюпки дойдет до фордевинда, взятый на гитовы грот руками выносят на противоположный борт. Старшина командует «Грот садить»; когда грот заберет на новом галсе — «Все в нос», «Кливер и фок на правую (левую)», а когда шлюпка придет на курс — «По местам».

     

    Подход к опрокинувшейся шлюпке и оказание помощи ее команде

     

         Обнаружив шлюпку, терпящую бедствие, старшина исходя из обстановки решает — следовать к ней под парусами или на веслах. Необходимо как можно быстрее подойти к шлюпке и оказать помощь людям.
         При противном ветре следует срубить рангоут и идти на веслах, при попутном и бортовом — идти под парусами.
     

         Подходить следует с наветренной стороны к носу или корме опрокинувшейся шлюпки. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не ударить форштевнем людей, находящихся в воде. При подходе на веслах подается команда «Шабаш». При подходе под парусами паруса спускаются, и шлюпка по инерции подводится к штевню. Не убирая рангоута, приступают к спасению людей.
         В условиях небольшой глубины и прибоя нужно выйти на ветер, отдать якорь и спуститься к опрокинувшейся шлюпке на якорном канате. Если подойти к шлюпке вплотную невозможно, спасаемым подают на конце спасательный пояс или анкерок. Поднимать людей на шлюпку следует с кормы (через транцевую доску) или носа. При этом нужно следить за тем, чтобы спасаемые не оказались зажатыми между шлюпками.
         Если обстановка не позволяет принять на борт всех пострадавших, старшина принимает в первую очередь обессилевших и наиболее слабых, приказывает остальным держаться за шлюпку до подхода других плавсредств и использует для помощи находящимся в воде свои спасательные средства. При необходимости вызова других плавсредств старшина подает сигналы бедствия.
         Если поблизости нет других плавсредств, рекомендуется буксировать людей, находящихся в воде, на кормовом фалине (на пострадавших должны быть надеты индивидуальные спасательные жилеты или пояса).
         После приемки людей на борт рангоут убирается и шлюпка на веслах следует к берегу или ближайшему кораблю.
         Техническую помощь аварийной шлюпке оказывают другие плавсредства, не занятые спасением людей.

     

    Действия старшины и гребцов в случае опрокидывания шлюпки

     

         Оказавшись в воде после опрокидывания шлюпки, старшина и все гребцы должны прежде всего осмотреться — не нужна ли кому помощь, а затем ухватиться за борт шлюпки, плавающие весла или анкерки, с тем чтобы до прибытия помощи продержаться на поверхности. В первую очередь помощь понадобится тому, кто запутался в снастях или оказался накрытым парусом. От паруса можно освободиться, погрузившись в воду, а затем вынырнув на чистой воде.
         В случае отсутствия кого-либо из команды старшина должен немедленно организовать его поиск.
         До подхода спасающих плавсредств команда должна находиться у шлюпки с подветренного борта. Самовольно оставлять опрокинутую шлюпку и плыть к подходящим плавсредствам, кораблям или берегу запрещается.
         Если позволяет обстановка, следует плавающие предметы шлюпочного снабжения с помощью штертов прикрепить к корпусу или рангоуту шлюпки.
         При подходе плавсредств нужно быть внимательным, чтобы не попасть под форштевень или винты. Опасно находиться между бортами двух шлюпок. Подплывать к плавсредствам надо с подветренной стороны, иначе подхваченный волной человек может удариться о борт и получить серьезную травму.
         Когда помощь не ожидается, старшина действует по обстановке. Если берег недалеко, команда организованно добирается до него вплавь. При этом обувь и лишняя одежда снимаются. Используются любые спасательные средства. Всеми возможными мерами оказывается помощь нуждающимся.
         Вдали от берега снимают со шлюпки рангоут и паруса, а затем принимают меры, чтобы ее выровнять. С уменьшением ветра и волны отливают воду и приводят шлюпку в состояние, пригодное для движения на веслах или под парусами.
         Особенно опасно опрокидывание шлюпки в темное время суток и в холодную погоду. В темное время шлюпка может остаться незамеченной и, следовательно, без своевременной помощи. В холодную погоду личный состав скорее теряет силы и способность бороться за жизнь. По этим причинам хождение на шлюпках под парусами в ночное время запрещается, а при плавании под парусами в холодную погоду рекомендуется соблюдать особую осторожность.

     

    Исправление повреждений шлюпки на ходу

     

         На ходу шлюпки могут произойти повреждения рангоута, такелажа, парусов и руля.

    Исправления рекомендуется делать следующим образом.


    1.
    Лопнула вантина:
    а) быстро перенести фал с нагеля на наветренный борт и закрепить его за вант-путенс, после чего лечь на другой галс и связать лопнувшую вантину;
    б) если место обрыва расположено высоко, спустить паруса, срубить рангоут, связать или заменить лопнувшую вантину.
    2.
    Лопнул шкот — управлять парусом с помощью наветренного шкота, привести шлюпку к ветру и заменить лопнувший шкот.
    3.
    Лопнул галс — привестись к ветру и завести новый.
    4.
    Лопнул фал — срубить мачту и завести фал другим концом или связать.
    5.
    Вырвало кренгельс шкотового или галсового угла — взять риф и перенести шкот и галс в следующий кренгельс.
    6.
    Поломан реек — спустить паруса и принайтовить к сломанной части отпорные крюки или весла.
    7.
    Поломана мачта:
    а)
    около наметки — затесать шпор по степсу, поставить мачту и взять рифы;
    б)
    посередине — связать концы мачты, подкрепив к ней 2— 3 весла, затем взять рифы и для надежности подкрепить мачту добавочными вантами на корму;
    в) на двухмачтовой шлюпке поставить целую мачту в штормовой степс или на место фок-мачты и вновь удифферентовать шлюпку.
    8.
    Поломан или утерян руль — управлять с помощью весла, вставленного в стропку на корме.

     Rambler's Top100






    Рейтинг@Mail.ru