фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Учебник по шлюпкам

     

    Правила плавания
    и пользования корабельными шлюпками



     

    Правила допуска к самостоятельному управлению шлюпкой

     

     

         К самостоятельному управлению гребно-парусной шлюпкой допускаются офицеры, старшины, курсанты и матросы, показавшие удовлетворительные знания и навыки в установленном Шлюпочной сигнальной книгой объеме. Для приема зачета приказом командира корабля из опытных офицеров и мичманов создается комиссия, которая по результатам работы составляет акт, утверждаемый командиром корабля (приложение). На основании акта приказом по кораблю объявляются лица, допущенные к самостоятельному управлению шлюпкой; им выдается соответствующее удостоверение.

             
    Для самостоятельного управления гребно-парусной шлюпкой командиры и старшины шлюпок должны:

         знать:
    — устройство, вооружение и снабжение шлюпки;
    — нормы эксплуатации (грузоподъемность и пассажировместимость) шлюпки в различных условиях плавания;
    — правила обслуживания шлюпки;
    — Правила рейдовой службы, Правила для предупреждения столкновений судов в море и местные портовые правила в объеме, необходимом для управления шлюпкой;
    — огни и знаки, принятые на морях (реках) для ограждения опасностей;
    (Офицеры, исполняющие обязанности управляющего шлюпкой, называются командирами шлюпок; старшины, курсанты и матросы — старшинами шлюпок).
    — район, прилегающий к порту, в котором разрешается плавание шлюпок, и его ограждения;
    — правила пользования шлюпкой (ст. 467—488 Корабельного устава ВМФ);
    — назначение и содержание Шлюпочной сигнальной книги ВМФ;

         уметь:
    — подавать команды при управлении шлюпкой на веслах и под парусами;
    — управлять шлюпкой при выполнении различных маневров (повороты, отход от берега, подход к берегу, пирсу, трапу и выстрелу корабля) в условиях свежей погоды;
    — пользоваться шлюпочным компасом и навигационной картой;
    — применять на практике Правила рейдовой службы и Правила для предупреждения столкновений судов в море;
    — пользоваться Шлюпочной сигнальной книгой и средствами связи шлюпки;

         иметь понятие:
    — о действии ветра на паруса;
    — о влиянии крена и дифферента на управляемость шлюпки;
    — о силах, влияющих на остойчивость и непотопляемость шлюпки.

         Контрольная проверка знаний командиров и старшин шлюпок организуется ежегодно в сроки, определяемые командиром корабля.

     

    Правила пользования корабельными шлюпками



         Правила пользования корабельными шлюпками изложены в
    Корабельном уставе ВМФ (ст. 467—488) и приводятся ниже (здесь - КУ ВМФ старый).
         На корабле каждая шлюпка поручается в заведование офицеру. В помощь ему назначается
    старшина шлюпки.
        
    В военно-морских учебных заведениях и береговых частях ВМФ приказом командира части каждая шлюпка закрепляется за командиром роты, который назначает старшину шлюпки и полный состав гребцов.
         Офицер, которому поручено заведование шлюпкой, должен следить за ее исправностью, укомплектованностью предметами снабжения и содержанием в надлежащем порядке.
         Старшиной шлюпки назначается старшина или матрос (курсант), прошедший специальный курс обучения и допущенный к самостоятельному управлению шлюпкой. Он отвечает за содержание шлюпки в исправности и чистоте, за сохранность вооружения и имущества. Назначенные гребцами матросы (курсанты) с момента прибытия на шлюпку подчиняются старшине шлюпки.

         Старшина шлюпки обязан:
    — докладывать офицеру, в заведовании которого находится шлюпка, о всех неисправностях на шлюпке, необходимости покраски или ремонта и замены пришедших в негодность предметов вооружения и снабжения;
    — совместно с гребцами производить необходимый мелкий ремонт;
    — проводить тренировки команды на веслах и под парусами, участвовать в шлюпочных соревнованиях и походах.

         С корабля шлюпки могут отправляться только по приказанию командира корабля, его заместителя по политической части, помощников командира корабля и вахтенного офицера (дежурного по кораблю).
         Со шлюпочных баз учебных заведений и береговых частей шлюпки могут отправляться по приказанию командира части, его заместителей и дежурного по части через дежурного по плавсредствам.
         Во всех случаях при отправлении шлюпки от борта корабля или от берега на ней должны находиться старшина, допущенный к самостоятельному управлению шлюпкой, и полное число гребцов. При плавании в сложных условиях на шлюпку назначается командир шлюпки из числа офицеров, допущенных к управлению шлюпкой.
     

         Перед отходом шлюпки от корабля (берега) старшина шлюпки должен проверить наличие и исправность положенного по табелю имущества,
         Назначенный старшиной шлюпки может не являться ее заведующим. В этом случае он принимает все вооружение и имущество, а при возвращении на корабль сдает шлюпку в том же порядке.
         Шлюпку перегружать запрещается. При отправлении шлюпки от корабля за этим следит вахтенный офицер, при отправлении от шлюпочной базы — дежурный по плавсредствам. Если шлюпка находится в пути, за соблюдение норм эксплуатации и безопасность плавания отвечает старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава.
         Перед отправлением вахтенный офицер (дежурный по плавсредствам) должен проверить исправность корпуса шлюпки, наличие на ней полного числа гребцов, средств сигнализации, фонарей и спасательных средств. Если шлюпка отправляется за пределы гавани (рейда), на ней должны быть также компас, карта или схема района и якорь с якорным канатом.
         Старшина шлюпки отходит от корабля (берега) по приказанию старшего из присутствующих на шлюпке офицеров. Офицеры, прежде чем отдать приказание отваливать, спрашивают разрешение на отход у вахтенного офицера или вышестоящего начальника. Когда в шлюпке находятся только старшины и матросы, старшина шлюпки отходит от корабля (берега) по приказанию или с разрешения вахтенного офицера (дежурного по плавсредствам).
     

         После отхода от корабля (берега) старшина следит за порядком в шлюпке и ее внешним видом (положением флага, кранцев, концов и т. д.), строго выполняет Правила рейдовой службы, Правила для предупреждения столкновений судов в море, указания Шлюпочной сигнальной книги и местные портовые правила, обеспечивает безопасность плавания шлюпки.
    Получив приказание подойти к борту корабля, мимо которого проходит шлюпка, старшина обязан подчиниться этому приказанию. В случае выполнения срочного задания старшина обязан доложить об этом вахтенному офицеру корабля, к которому был подозван, и действовать в дальнейшем согласно его указаниям. О причинах задержки в пути старшина докладывает вахтенному офицеру своего корабля (дежурному по плавсредствам) после возвращения. Кроме помощников и заместителя командира своего корабля, командиров кораблей всех рангов и вышестоящих начальников.

         На ходу шлюпки обязаны нести присвоенный их кораблю флаг. Шлюпки штаба флота, частей береговой артиллерии и морской пехоты, военно-морских учебных заведений носят Военно-морской флаг. Шлюп-и тыловых частей и учреждений носят флаги вспомогательных судов. Подъем флага производится перед отходом шлюпки от корабля или берега (независимо от времени суток) и спускается с прибытием шлюпки к месту назначения.

        
    При приближении к кораблю в темное время суток на окрик с вахты «Кто идет» старшина должен ответить:
    — «флаг» — если на шлюпке находится командир соединения или его прямой начальник;
    — «штаб» — если на шлюпке находится начальник штаба своего или вышестоящего соединения;
    — «адмирал» — если на шлюпке находится адмирал, не являющийся прямым начальником командира корабля;
    — «Бойкий» (название своего корабля) — если на шлюпке находится командир корабля;
    — «офицер» — если на шлюпке находится офицер;
    — «старшина» или «матрос» — если на шлюпке находятся старшины или матросы;
    — «нет» — если на шлюпке, кроме команды, никого нет;
    — «мимо» — если шлюпка не имеет намерения подходить к кораблю.

         При обходе корабля по часовой стрелке шлюпка должна двигаться вблизи корабля. В направлении против часовой стрелки шлюпка должна двигаться на расстоянии от корабля, чтобы не мешать встречному движению. Таким образом, все плавсредства расходятся левыми бортами.
         Во время пребывания у пирса (берега) старшина и гребцы могут отлучаться со шлюпки только с разрешения лица, в распоряжение которого она предоставлена. При этом на шлюпке оставляется вахтенный, который должен знать, где находятся гребцы и старшина шлюпки.
         После возвращения на корабль (в часть) старшина докладывает вахтенному офицеру (дежурному по плавсредствам) о прибытии шлюпки, выполнении задания и замечаниях за время рейса, а если шлюпка получила повреждение, докладывает об этом также офицеру, в заведовании которого находится шлюпка.
         Шлюпки не должны стоять у трапа корабля без необходимости. Они протягиваются под выстрел, сдаются на бакштов или держатся на траверзе корабля.
         При наступлении свежей погоды и на ночь шлюпки должны быть подняты на корабль. В закрытых бухтах и гаванях разрешается в темное время оставлять на воде необходимое число шлюпок под контролем вахтенного офицера.

     

     

    Правила рейдовой службы

     

         Правила рейдовой службы (ПРС) являются обязательными для выполнения всеми кораблями, судами и плавучими средствами. Ниже приводятся правила, касающиеся шлюпок.

         Старшины шлюпок должны знать:
    — сигналы, регулирующие движение в гаванях и на рейдах;
    — сигналы о сильных ветрах и штормах;
    — места расположения постов рейдовой службы и постов НиС (наблюдения и связи);
    — навигационную обстановку в районе плавания и знаки ограждения опасностей на воде.

         Плавание шлюпок разрешается только при наличии у старшины
    Удостоверения на право самостоятельного управления шлюпкой и наличии на шлюпке полного числа гребцов. Шлюпки должны иметь флюгарки в установленных местах, а на транцевой доске — флажные позывные и данные о мореходности и пассажировместимости.
         При плавании по гаваням и бухтам шлюпкам запрещается пересекать их в неположенных местах (районы КИМС, дифферентовки ПЛ и т. д.), становиться на якорь в запрещенных местах (в местах прохождения кабелей и т. д.), загромождать при постановке на якорь фарватеры, створы, входы и выходы, подходить к причалам заводов, складов и других объектов без предварительного разрешения администрации этих объектов, ходить под парусами в гаванях, засорять гавани и бухты мусором, отходами пищи, ветошью, древесиной, металлическими предметами.
         Для занятий на шлюпках на веслах и под парусами в каждой базе отводятся специальные районы. При плавании по гаваням, бухтам и рейдам все шлюпки, в том числе и парусные, обязаны уступать дорогу кораблям и судам независимо от их взаимного расположения.
         Выход на внешний рейд производится только с разрешения дежурной службы базы, испрашиваемого через дежурного по кораблю (части). При проходе боновых ворот шлюпки не должны мешать входу (выходу) кораблей и судов.
         При подъеме на посту сигнала, запрещающего движение по гавани, старшина, сообразуясь с обстановкой, обязан или остановить движение, или подойти к пирсу, или стать на якорь.
         При объявлении штормовой готовности № 3 и выше движение шлюпок по гаваням и рейдам запрещается. Шлюпки поднимаются на борт корабля или переводятся в укрытые места стоянки. Шлюпки береговых частей поднимаются на берег.

     


    Правила для предупреждения столкновений судов в море



         Правила для предупреждения столкновений судов в море (ППСС) относятся к международным документам, регулирующим мореплавание. Они распространяются на все типы судов и катеров, в том числе и на военные корабли при плавании в условиях мирного времени. Правила изложены в специальном издании Управления гидрографической службы ВМФ, Справочнике старшины катера и других учебных пособиях. Ниже излагаются правила, непосредственно касающиеся шлюпок.
         При плавании от захода до восхода солнца в носовой части шлюпки должен быть выставлен трехцветный фонарь. Зеленый огонь фонаря не должен быть виден с левого борта, а красный — с правого. При приближении догоняющего судна шлюпка должна показывать с кормы белый огонь электрическим (аккумуляторным) фонарем.
         Буксируемые шлюпки тоже должны нести трехцветный фонарь, а концевая шлюпка, кроме того, иметь в готовности электрический фонарь и показывать белый огонь с кормы при приближении догоняющего судна.
         Для вынужденной постановки на якорь в темное время суток старшина должен выбрать место, где движение судов маловероятно, и выставить вахтенного, который обязан наблюдать за обстановкой и при приближении судов показывать в их сторону белый огонь электрическим фонарем.

        
    При расхождении шлюпки с другими судами действуют следующие правила.
    1. Самоходная (моторная) шлюпка уступает дорогу гребным и парусным шлюпкам.
    2. Гребная шлюпка уступает дорогу парусным шлюпкам.
    3. Парусная шлюпка, идущая левым галсом, уступает дорогу шлюпке, идущей правым галсом.
    4. Если парусные шлюпки идут одним галсом, то шлюпка, находящаяся на ветре, уступает дорогу шлюпке, находящейся под ветром.

         Старшины шлюпок должны знать звуковые сигналы, подаваемые судами с механическим двигателем при нахождении на видимости с другими судами, и соответственно реагировать на них. Один короткий звуковой сигнал означает, что судно поворачивает вправо, два коротких — влево и три коротких — машины работают на задний ход. Пять коротких сигналов подаются для привлечения внимания окружающих судов.
         В плохую видимость (туман, снегопад и т. д.) шлюпками плавание запрещается. При ухудшении видимости шлюпка должна немедленно следовать к кораблю или берегу. Если же видимость ухудшилась, когда шлюпка находилась далеко от корабля (берега), необходимо, пользуясь компасом и картой, следовать к ближайшему месту укрытия, подавая соответствующие звуковые сигналы, или встать на якорь. При стоянке шлюпки на якоре нужно через промежутки не более 1 мин учащенно звонить в колокол в течение 5 секунд.

    Правила расхождения парусных шлюпок

         На рисунке -
    правила расхождения парусных шлюпок (шлюпка 1 уступает дорогу шлюпке 2):
    а — галсы разные; б — галсы одинаковые

         При движении шлюпки под парусами нужно через промежутки не более 1 мин подавать туманным горном один сигнал, если шлюпка идет правым галсом, два сигнала — если левым галсом и три сигнала — если шлюпка идет ветром позади траверза (т. е. в бакштаг или фордевинд).
         Для шлюпки, идущей на веслах, ППСС не предусматривает каких-либо определенных звуковых сигналов.
         Если на шлюпке услышаны сигналы приближающегося судна, следует подавать любые подходящие звуковые сигналы с интервалами не более 1 мин. В целях безопасности необходимо также, сориентировавшись по звуковым сигналам относительно курса судна, начать движение в сторону от него.
         При отсутствии на шлюпке специальных средств для подачи туманных звуковых сигналов (колокола. горна) можно использовать подручные средства — свисток от спасательного жилета, удары нагеля или румпеля по топору, ведру или по корпусу шлюпки.
     


    Сигналы бедствия

     

         В случае, если шлюпка терпит бедствие и нуждается в помощи со стороны проходящих мимо судов (кораблей) или с берега, применяются (одновременно или порознь) следующие
    международные сигналы бедствия:
    — ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, — выпускаются поодиночке через короткие промежутки времени;
    — сигнальная ракета красного цвета, спускаемая на парашюте, или фальшфейер красного цвета;
    — клубы дыма оранжевого цвета;
    — сигнал, состоящий из квадратного флага и шара (или предмета, похожего на шар),— поднимается на мачте так, чтобы шар был под флагом или над ним;
    — сигнал, состоящий из двух флагов NС по Международному своду сигналов или ЗЭ по Шлюпочной сигнальной книге;
    — медленное повторяемое движение вытянутых рук вверх (до уровня плеч) и вниз;
    — пламя — например, от промасленной ветоши;
    — сигнал электрическим фонарем, состоящий из сочетания знаков ••• - - - ••• (SOS) по азбуке Морзе;
    — непрерывный звук аппарата, предназначенного для подачи туманных сигналов;
    — выстрелы или взрывы, производимые через 1 мин;
    — слово «Mayday», передаваемое по радиотелефону, или радиотелеграфное сочетание ••• - - - ••• (SOS).

         Использовать указанные выше сигналы для других целей, а также применять в повседневной деятельности сигналы, которые могут быть спутаны с сигналами бедствия, запрещается.
         Шлюпка, заметившая указанные выше сигналы с другого судна, обязана подойти к нему и оказать возможную помощь.
    (Фальшфейер — тонкая бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, имеющим свойство гореть ярким пламенем).

     

    Пользование шлюпочным компасом

     

         С помощью шлюпочного компаса можно определять курс шлюпки, компасный пеленг на видимый со шлюпки предмет, направление ветра и волны.
         Картушка компаса разбита на 360°, штриховка нанесена через 2° (т. е. цена одного деления равна 2°). Деления картушки обозначены через 10° числами, в которых опущены нули, например деление 10° обозначено цифрой 1, 180° — цифрой 18 и т. д. Деления 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315° имеют буквенные обозначения N, NО и т.д. — сокращенные наименования румбов север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад. На внутренней стенке котелка компаса нанесена курсовая черта в виде двух черных вертикальных линий. На поплавке картушки нанесена красная черта в направлении север — юг.
     

         Для предохранения от повреждений и осадков на компас надевается медный футляр. С правой стороны футляра прикреплен фонарь для освещения картушки в ночное время. При полной заливке осветительным керосином фонарь может гореть непрерывно в течение 8 ч. Компас работает нормально при температуре воздуха от —20 до +40° С.
         Компас ставят на кормовой решетчатый люк ближе к загребной банке так, чтобы его курсовая черта оказалась в диаметральной плоскости шлюпки. Все металлические предметы убираются от компаса на расстояние не менее 2 м. Можно также навесить компас кронштейном на заспинную доску, но тогда необходимо убрать подальше от него стальные румпели, а в руль вставить медный или деревянный румпель.
     

         Чтобы определить, каким курсом идет шлюпка, нужно прочитать деление на картушке, расположенное против носовой курсовой черты. Для того чтобы лечь на назначенный курс, нужно отыскать на картушке соответствующее ему деление и, поворачивая шлюпку, совместить деление с носовой курсовой чертой. Для определения направления ветра (волны) необходимо воображаемую линию ветра условно расположить на картушке и прочитать соответствующее деление. При определении направления ветра принято считать, что ветер дует в компас.
         Определение направления на видимый со шлюпки предмет производится с помощью пеленгатора. Если пеленгатора нет, направление определяется приблизительно по линии, условно проходящей через центр картушки и предмет.

     

    Пользование навигационной картой на шлюпках



         Чтобы провести шлюпку из одного пункта в другой, старшина должен знать их взаимное расположение и навигационные опасности, которые могут встретиться на переходе. Эти и другие необходимые для перехода сведения он может узнать, имея перед собой морскую навигационную карту (смотрите рисунок). На карте нанесены очертания берега, а также горизонтальные линии — параллели и вертикальные линии — меридианы.

    Морская навигационная карта

         На рисунке показан
    образец морской навигационной карты.

         Морская навигационная карта изготовлена таким образом, что север (норд) находится в верхней части карты, восток (ост) — справа, юг (зюйд) — внизу, а запад (вест) — слева. Карта имеет рамку, на правой и левой (вертикальных) сторонах которой нанесены деления широты, а на верхней и нижней — деления долготы. Широта обозначается буквой φ или Ш и имеет измерение от 0° (на экваторе) до 90° (на полюсе). На карте северного полушария она увеличивается снизу вверх и называется северной (N), а на карте южного полушария — сверху вниз и называется южной (S).
         Долгота обозначается буквой λ или Д и имеет измерение от 0 до 180°. Отсчет долготы производится от нулевого меридиана к востоку и западу. На карте восточного полушария долгота увеличивается слева направо и называется восточной (Оst или E), а на карте западного полушария — справа налево и называется западной (W).
         Широта и долгота называются координатами и выражаются в градусах и минутах (один градус равен 60'). Любая точка на земной поверхности имеет свои координаты.
     

         Расстояние на морских картах и на море измеряется в милях и кабельтовых. Милей называется длина 1’ дуги земного меридиана; она равна 1852 м. На морской карте величина 1 мили соответствует одному делению боковой стороны рамки (1’ широты). Кабельтов равен одной десятой части морской мили, т. е. 185,2 м. Старшина должен знать, что 1' долготы не соответствует 1 миле, и при измерении расстояний ни в коем случае не использовать верхнюю и нижнюю стороны рамки.
         За единицу скорости в кораблевождении принят
    узел. Узлом называется такая скорость, при которой за 1 ч судно проходит 1 милю. Например, при скорости 6 уз судно за 1 ч покрывает расстояние 6 миль.
         Скорость шлюпки можно определить с помощью секундомера и чурки. По команде старшины чурку сбрасывают с форштевня шлюпки в воду. В момент, когда чурка коснется воды, старшина пускает секундомер, а когда транцевая доска поравняется с чуркой — засекает время. Зная длину шлюпки в метрах, можно легко определить ее скорость в м/сек. Например, шестивесельный ял переместился на корпус относительно чурки за 2 сек. Длина корпуса 6 м, следовательно, скорость яла составляет 6/2 = 3 м/сек. Теперь, чтобы получить скорость в узлах, необходимо скорость в м/сек умножить на переводной коэффициент: 3 x 3600 / 1852 = 3 x 2 = 6 уз.
    (За нулевой принят меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона).

        
    Курс шлюпки определяется углом между проходящим через шлюпку меридианом и диаметральной плоскостью шлюпки, измеряется в пределах от 0 до 360°.
         Для определения курса при движении шлюпки от одного пункта к другому, находящемуся за пределами прямой видимости, необходимо найти эти пункты на карте и с помощью параллельной линейки соединить их прямой линией.   Затем с помощью транспортира измерить угол между северной частью меридиана и линией, соединяющей эти пункты. Измеренный угол и будет тем курсом, который должен удерживаться старшиной при движении к пункту.
         Если между пунктами находятся навигационные препятствия (берег, камни, запретные районы и т. д.), то между ними прокладывается несколько курсов (в обход препятствий). Место поворота с одного курса на другой определяется по береговым ориентирам или по пройденному расстоянию, которое определяется по скорости и продолжительности пути.
         Старшина шлюпки должен иметь в виду, что на карте прокладывается и с нее снимается истинный курс ИК, а по компасу удерживается компасный курс КК, который отличается от истинного на величину, называемую поправкой компаса Δ K. Поправка компаса зависит от магнитного склонения d и девиации компаса δ и равна алгебраической сумме этих величин, т. е. Δ K = d + δ. Магнитное склонение d указывается на карте и может быть восточным (со знаком плюс) или западным (со знаком минус). Девиация компаса δ на шлюпках незначительная и поэтому не учитывается. т. е. Δ К= d .
        

         Истинный курс равен алгебраической сумме компасного курса и поправки компаса

    ИК = КК + (± Δ K)                                    (1)

    Отсюда

    КК = ИК - (± Δ K)                                     (2)

         Сняв с карты истинный курс, нужно по формуле (2) перевести его в компасный и полученный курс удерживать по компасу. При нанесении на карту курса, удерживаемого по компасу, нужно перевести его по формуле (1) в истинный и полученный ИК проложить на карте.
         Старшина шлюпки должен уметь определять свое место на карте и снимать координаты, а также по заданным координатам точки наносить ее на карту. При видимости береговых ориентиров место шлюпки определяется по двум пеленгам.

    Определение истинных и компасных курсов и пеленгов

         На рисунке -
    определение истинных и компасных курсов и пеленгов:
    а — поправка компаса отрицательная; б — поправка компаса положительная

     

         Пеленг определяется углом между проходящим через шлюпку меридианом и направлением на ориентир, измеряется в пределах от О до 360°. Для определения места по пеленгам нужно выбрать на берегу два ориентира (желательно, чтобы угол между ними был не менее 30° и не более 150°), которые нанесены на карту, и определить на них направления по компасу. Полученные компасные пеленги КП перевести в истинные ИП по формуле

    ИП = КП + (± Δ K)                                                    (3)

    и с помощью транспортира и параллельной линейки нанести их на карту (прокладывая от ориентиров в обратную сторону). Точка пересечения пеленгов и будет местом нахождения шлюпки (смотрите рисунок).
     

         Координаты точки снимаются с карты с помощью измерителя или параллельной линейки. Чтобы снять координаты с помощью измерителя, нужно поступить следующим образом. Измерить кратчайшее расстояние от ближайшей параллели до точки. Это расстояние отложить от той же параллели на боковой части рамки и отсчитать широту. Для определения долготы нужно измерить кратчайшее расстояние до точки от ближайшего меридиана и перенести это    расстояние на верхнюю или нижнюю часть рамки и отсчитать долготу.
         Чтобы снять широту с помощью параллельной линейки, нужно приложить линейку к ближайшей от точки параллели, переместить ее параллельно от параллели до точки, сделать карандашом засечку на ближайшей боковой части рамки и отсчитать широту; для определения долготы — приложить линейку к ближайшему меридиану, переместить ее до точки, сделать засечку на верхней или нижней части рамки и отсчитать долготу.
         Для нанесения точки по заданным координатам нужно поступить следующим образом. На боковой рамке найти заданную широту и сделать засечку карандашом. Затем приложить линейку к ближайшей параллели, переместить ее до засечки и провести карандашом через засечку прямую линию (линию широты). После этого на верхней или нижней части рамки найти заданную долготу, сделать засечку, приложить линейку к ближайшему меридиану, переместить ее до засечки и на линии широты сделать карандашом засечку. Место пересечения линии широты и линии долготы и будет местом нахождения заданной точки.
     

         В случае, если на шлюпке нет транспортира, ИК и ИП можно снимать или прокладывать на карте с помощью параллельной линейки и картушки, нанесенной на карту. Для этого нужно от проложенного на карте курса (пеленга) переместить линейку параллельно курсу (пеленгу) до центра картушки; курс (пеленг) в градусах снять с окружности картушки. При прокладке курса на карте нужно сделать наоборот — сначала найти на окружности заданный курс, сделать засечку карандашом, приложить линейку к центру картушки и засечке и переместить ее параллельно до точки, от которой прокладывается курс» после чего провести линию заданного курса.
         При работе с картой разрешается пользоваться только простым карандашом.
         Работая с картой, старшина шлюпки должен уметь читать нанесенные на ней условные обозначения: глубины, навигационные опасности, знаки ограждения опасностей и т. д. Описание условных обозначений дано в книге «Условные знаки для морских карт и планов». Этой книгой старшина должен уметь пользоваться.

     Rambler's Top100






    Рейтинг@Mail.ru